Конспект. Развитие речи. «Составление рассказов на темы стихотворений»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;
Задачи:
связная речь: учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;
словарь и грамматика: продолжать упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закрепить представление детей о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать словарный запас детей.
звуковая культура речи: учить выделять на слух слова со звуками ш и ж, четко произносить фразы насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, определять порядок слогов в слове.
Предварительная работа: Стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»; физкультминутка «Вышел зайчик погулять»; загадки «Животные»; игра «Звуки»; игра «Найди звук»; игра «Кто у кого?».
Материалы и оборудование: Демонстрационный: иллюстрации Стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»; к игре «Кто у кого?».
Планируемые результаты: умеют рассказывать связно, не отступая от заданной темы.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Стихотворение | Т.Волжиной «Где чей дом?» | 3 мин |
2 | Физкультминутка | «Вышел зайчик погулять» | 3 мин |
3 | Загадки | «Животные» | 3 мин |
4 | Игра | «Звуки» | 4 мин |
5 | Игра | «Найди звук» | 4 мин |
6 | Игра | «Кто у кого?» | 4 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность: 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
II. Основная часть
1. Стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»
Воробей живет под крышей,
В теплой норке — домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
— Он у мамы под крылом.
- Про что это стихотворение?
- Про чьи дома рассказывается? (ответы детей).
- Да, про дом воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А еще говорится о домике пеночки. Пеночка — птичка, живет она в саду. Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши... во... (робушки).
- Хоровые или индивидуальные договаривания.
- В пруду домик лягушки и ля... (гушат). Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много цып... (лят).
- Дети заканчивают слово.
- А у пеночки птенцы называются так же — пеночки. Если один птенчик, то пеночка, если много — пе... (ночки).
- Названия каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Ласточки, синички.)
- Один птенчик — ласточка, много — ласточек; одна — синичка, много — синичек. Каких еще птиц и птенцов вы знаете?
2. Физкультминутка «Вышел зайчик погулять»
Вышел зайчик.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем, и мы! (Дети садятся.)
3. Загадки «Животные»
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ежик.)
- Почему вы думаете, что это ежик?
Дети отвечают.
- Какой знакомый вам звук есть в отгадке — [ж] или [ш]?
Дети отвечают.
- Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].
Дети выполняют.
Отгадайте другую загадку.
Маленькие ножки,
Боится кошки,
Живет в норке,
Любит корки.
(Мышка.)
- Почему вы думаете, что это мышка?
Дети отвечают.
Какой звук в этом слове — [ш] или [ж]?
Дети отвечают.
Произнесите этот звук в слове протяжно (мыш-ш-шка).
Дети выполняют.
4. Игра «Звуки»
Воспитатель: - Я прочту стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый вам звук. Слушайте внимательно, а потом скажите, какой звук чаше всего встречается.
- Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
- А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит. (Спрашивает двух-трех детей.)
- Послушайте еще одно стихотворение.
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
- Придумайте рассказ про жука. Как он упал? Что с ним случилось? Кто ему помог?
Дети отвечают.
- Послушайте скороговорку: хорош пирожок, внутри творожок.
Воспитатель предлагает всем детям повторить скороговорку сначала медленно и громко, потом тихо. Затем несколько детей по одному произносят ее шепотом быстро.
Появляется мишка. Воспитатель говорит от его лица.
Мишка. Отгадайте, что я больше всего люблю.
Дети. Мед, малину.
Мишка. Послушайте слово: ма-а-ал-и-и-ина-а-а. Сколько в нем частей?
Дети. Три.
Мишка. Давайте посчитаем вместе:ма-ли-на.
При произнесении каждого слога дети выкладывают перед собой счетную палочку.
- Какая первая часть слова?
Дети отвечают.
- Какая вторая?
Дети отвечают.
- Какая третья?
Дети отвечают.
- Всего три части.
Аналогично анализируются слова машина, Наташа.
5. Игра «Найди звук»
Воспитатель: - Послушайте слова: жук, шуба, шапка, жаба, забор, цапля, цыпленок. Найдите слова с одним и двумя слогами.
Дети выполняют.
- Сколько слогов в слове цыпленок?
Дети отвечают.
- Какие слова начинаются с одинакового звука? Назовите эти звуки. Дети отвечают.
- Назовите овощи, фрукты и ягоды со звуками [р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [р’) (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [л’] (малина, лимон, апельсин, слива).
Опишите ягоду или фрукт, который больше всего любите, а мы отгадаем. Например: он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... (помидор); он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... (гранат).
Дети выполняют.
6. Игра «Кто у кого?»
Дети рассматривают рисунки с изображениями животных с дете-нышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и Щенок грызут кость (вариант — лают).
Воспитатель: - Назовите животных и их детенышей.
Дети отвечают.
- Подберите определения к названиям детенышей животных. Скажите, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?
Дети отвечают.
- Скажите, что делают животные и их детеныши?
Дети. Клюют, лакают, лают, мычат, скачут, крякают.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали.
- О чём мы с вами говорили?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- И мне очень понравилось, какие вы были внимательные, как хорошо выполнили все задания, отгадывали загадки, играли. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»
Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...
конспект по развитию речи.Составление рассказа по теме"Весна" с использованием мнемотехники.
Государственное автономное профессиональное образовательное ...
План-конспект по развитию речи. Составление рассказа на тему: "Как мы помогаем маме"
Целью данного занятия является создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умения составлять рассказ...
Конспект занятия по развитию речи.Составление рассказа на тему"Осень".
Задачи:Учить детей составлять рассказ об осени при помощи мнемотаблицы. Развивать связную речь, умение аргументировать.Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе....
Конспект занятий по развитию речи составление рассказов на тему "Осень наступила"
Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;продолжать учить детей отвечать на во...
Конспект по развитию речи "Составление рассказов на тему "Осень"
Работа направлена на детей с нарушением речи....