Конспект. Развитие речи. «Составление рассказов на темы стихотворений»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жулгутыпова Лилия Саматовна

План-конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.odt18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора

Цель: учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;

Задачи:

связная речь: учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;
словарь и грамматика: продолжать упражнять  в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закрепить представление детей о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать словарный запас детей.

звуковая культура речи: учить выделять на слух слова со звуками ш и ж, четко произносить фразы насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, определять порядок слогов в слове.
Предварительная работа: Стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»; физкультминутка «Вышел зайчик погулять»; загадки «Животные»; игра «Звуки»; игра «Найди звук»; игра «Кто у кого?».
Материалы и оборудование: Демонстрационный: иллюстрации Стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»; к игре «Кто у кого?».

Планируемые результаты: умеют рассказывать связно, не отступая от заданной темы.

                                              Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Стихотворение

Т.Волжиной «Где чей дом?»

3 мин

2

Физкультминутка

«Вышел зайчик погулять»

3 мин

3

Загадки

«Животные»

3 мин

4

Игра

«Звуки»

4 мин

5

Игра

«Найди звук»

4 мин

6

Игра

«Кто у кого?»

4 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность: 25 минут

                                                                Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент:
Собрались все дети в круг
(встают в круг)
Я твой друг
(руки к груди)
И ты мой друг
(протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся
(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

II. Основная часть

1. Стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

— Он у мамы под крылом.

- Про что это стихотворение?
- Про чьи дома рассказывается?
(ответы детей).
- Да, про дом воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А еще говорится о домике пеночки. Пеночка — птичка, живет она в саду. Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши... во... (робушки).

- Хоровые или индивидуальные договаривания.

- В пруду домик лягушки и ля... (гушат). Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много цып... (лят).

- Дети заканчивают слово.

- А у пеночки птенцы называются так же — пеночки. Если один птенчик, то пеночка, если много — пе... (ночки).

- Названия каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Ласточки, синички.)

- Один птенчик — ласточка, много — ласточек; одна — синичка, много — синичек. Каких еще птиц и птенцов вы знаете?

2. Физкультминутка «Вышел зайчик погулять»
Вышел зайчик. 
Вышел зайчик погулять. 
Начал ветер утихать.
(Ходьба на месте.) 
Вот он скачет вниз по склону, 
Забегает в лес зелёный. 
И несётся меж стволов, 
Средь травы, цветов, кустов.
(Прыжки на месте.) 
Зайка маленький устал. 
Хочет спрятаться в кустах
. (Ходьба на месте.) 
Замер зайчик средь травы 
А теперь замрем, и мы!
(Дети садятся.)
3. Загадки «Животные»

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ежик.)

- Почему вы думаете, что это ежик?

Дети отвечают.

- Какой знакомый вам звук есть в отгадке — [ж] или [ш]?

Дети отвечают.

- Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].

Дети выполняют.

Отгадайте другую загадку.

Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живет в норке,

Любит корки.

(Мышка.)

- Почему вы думаете, что это мышка?

Дети отвечают.

Какой звук в этом слове — [ш] или [ж]?

Дети отвечают.

Произнесите этот звук в слове протяжно (мыш-ш-шка).

Дети выполняют.
4. Игра «Звуки»

Воспитатель: - Я прочту стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый вам звук. Слушайте внимательно, а потом скажите, какой звук чаше всего встречается.

- Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

- А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит. (Спрашивает двух-трех детей.)

- Послушайте еще одно стихотворение.

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

- Придумайте рассказ про жука. Как он упал? Что с ним случилось? Кто ему помог?

Дети отвечают.

- Послушайте скороговорку: хорош пирожок, внутри творожок.

Воспитатель предлагает всем детям повторить скороговорку сначала медленно и громко, потом тихо. Затем несколько детей по одному произносят ее шепотом быстро.

Появляется мишка. Воспитатель говорит от его лица.

Мишка. Отгадайте, что я больше всего люблю.

Дети. Мед, малину.

Мишка. Послушайте слово: ма-а-ал-и-и-ина-а-а. Сколько в нем частей?

Дети. Три.

Мишка. Давайте посчитаем вместе:ма-ли-на.

При произнесении каждого слога дети выкладывают перед собой счетную палочку.

- Какая первая часть слова?

Дети отвечают.

- Какая вторая?

Дети отвечают.

- Какая третья?

Дети отвечают.

- Всего три части.

Аналогично анализируются слова машина, Наташа.

5. Игра «Найди звук»

Воспитатель: - Послушайте слова: жук, шуба, шапка, жаба, забор, цапля, цыпленок. Найдите слова с одним и двумя слогами.

Дети выполняют.

- Сколько слогов в слове цыпленок?

Дети отвечают.

- Какие слова начинаются с одинакового звука? Назовите эти звуки. Дети отвечают.

- Назовите овощи, фрукты и ягоды со звуками [р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [р’) (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [л’] (малина, лимон, апельсин, слива).

Опишите ягоду или фрукт, который больше всего любите, а мы отгадаем. Например: он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... (помидор); он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... (гранат).

Дети выполняют.

6. Игра «Кто у кого?»

Дети рассматривают рисунки с изображениями животных с дете-нышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и Щенок грызут кость (вариант — лают).

Воспитатель: - Назовите животных и их детенышей.

Дети отвечают.

- Подберите определения к названиям детенышей животных. Скажите, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

Дети отвечают.

- Скажите, что делают животные и их детеныши?

Дети. Клюют, лакают, лают, мычат, скачут, крякают.
III. Заключительная часть
Воспитатель:
Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали.
- О чём мы с вами говорили?
- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось?
- И мне очень понравилось, какие вы были внимательные, как хорошо выполнили все задания, отгадывали загадки, играли. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»

Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...

конспект по развитию речи.Составление рассказа по теме"Весна" с использованием мнемотехники.

Государственное автономное профессиональное образовательное                    ...

План-конспект по развитию речи. Составление рассказа на тему: "Как мы помогаем маме"

Целью данного занятия является создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умения составлять рассказ...

Конспект занятия по развитию речи.Составление рассказа на тему"Осень".

Задачи:Учить детей составлять рассказ об осени при помощи мнемотаблицы. Развивать связную речь, умение аргументировать.Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе....

Конспект занятий по развитию речи составление рассказов на тему "Осень наступила"

Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;продолжать учить детей отвечать на во...

Конспект по развитию речи "Составление рассказов на тему "Осень"

Работа направлена на детей с нарушением речи....