Конспект занятия по развитию речи "Дидактические игры со словами. Чтение небылиц" (старшая группа).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.
Задачи:
- Обучающие: Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей. Учить задавать вопросы, используя схему- подсказку.
- Развивающие: Развивать лексико-грамматический строй речи путём формирования умений, подбирать антонимы, определения. Развивать логическое мышление, воображение, память.
речь;
- Воспитательные: Воспитывать интерес к образовательной деятельности. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_so_slovami.docx | 875.76 КБ |
Предварительный просмотр:
28.04.23 Чтение художественной литературы (ОО Речевое развитие) в старшей группе №6.
Выполнила воспитатель: Гладких Мария Николаевна.
Тема: Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.
Задачи:
- Обучающие: Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей. Учить задавать вопросы, используя схему- подсказку.
- Развивающие: Развивать лексико-грамматический строй речи путём формирования умений, подбирать антонимы, определения. Развивать логическое мышление, воображение, память.
речь;
- Воспитательные: Воспитывать интерес к образовательной деятельности. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Материал: Посылка, книга с небылицами, ободок с картинкой «Повар», схема- подсказка, картинки для дидактической игр «Съедобное- несъедобное», «Что получится- то и получится», презентация, иллюстрации по теме занятия, мяч, наборные полотна, ручка, лист бумаги.
Ход НОД:
Воспитатель с детьми заходит в группу, и все встают полукругом.
В: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поприветствуем их, поздороваемся.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
-Доброе утро (выставляют руки вперед и прислоняют ладошки).
-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).
-Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).
В: Сегодня с утра, когда я пришла на работу, мне вручили посылку. Предлагаю всем вместе открыть посылку и посмотреть, что же в ней лежит. Ребята, здесь лежит книга и записка. Зачитываю записку: «Дорогие друзья, пишет вам Незнайка. Я стихи сочинил и стал читать их у себя в Солнечном городе ребятам, поэту Цветику. Но ребятам стихи не понравились. Они сказали, что таких стихов не бывает и запретили их кому-либо показывать. Почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие?»
В: Прочитаем, ребята, стихи Незнайки? Поможем ему разобраться, почему стихи не понравились жителям Солнечного городка?
Дети: Да. Поможем, давайте прочтем стихи.
В: Но сначала мы с вами поиграем в игру «Соображалочка», подберем слова с противоположным значение (антонимы).
Дидактическая игра «Соображалочка» с мячом.
Небо- Земля
Пол- потолок
Герой – трус
Мир- война
Мальчик- девочка
Правда- ложь
Шум- тишина
Огонь-вода
Молодой- старый
Добрый- злой
Работать- отдыхать.
В: Очень хорошо! Слушайте меня внимательно, я прочту вам стихотворения Незнайки.
Дидактическая игра «Слово заблудилось».
Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
1. Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».
В: Что врач назначает больному? (Цапли).
В: Может быть такое лекарство? (Нет).
В: Что тогда может назначить врач больному? (Врач назначил капли).
В: Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).
На экране телевизора появляется соответствующая картинка. Читаю второе стихотворение.
2.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
В: Кто ползет? (Лук)
- Как вы думаете, куда лук ползет? (Он тянется вверх ).
- Лук может ползти? (Нет)
- А кто же тогда ползет? (Жук).
- Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал).
- Правильно, ползет жук, а не лук!
На экране телевизора появляется соответствующая картинка.
В: Предлагаю поиграть с жучком. Проводится зрительная гимнастика «Жук».
Этот маленький жучок по земле гуляет,
Листик сладенький найдет, повыше залезает.
Вот он ямочку нашел, лег и отдыхает.
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать. (Дети закрывают глаза)
В: Умнички, открывайте глазки. Читаю третье стихотворение.
3.Жучка будку (булку) не доела:
Неохото, надоело.
В: Что ела Жучка? (Будку)
В: Почему будку нельзя есть? (Будка деревянная, ее съесть нельзя)
В: А что же Жучка ела? (Булку).
В: Правильно. Опять Незнайка перепутал слова.
В: О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает).
- А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).
- Молодцы, правильно. Это небылицы. Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).
В: А давайте мы с вами посмеемся над шуточными историями (чистоговорки на буквы алфавита)
Посмеемся, мы друзья,
Чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!
Бy-бy-бy
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»
- Еще громче, детвора!
«Гы-гы-гы
Да гy-гy-гy,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, ребята не могy!
Ой, ребята,
Ах-ах!»
Предлагаю детям сесть на стульчики перед мольбертом. В: В небылицах обычно описаны события, но они перевернуты и перепутаны. А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи? Они выглядели так (показ иллюстрации). Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен), водили с собой медведя. Так они веселили народ.
В: А сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Угадай слово». Вызываю одного ребенка и надеваю ему ободок с картинкой «Повар». Ребенок задает наводящие вопросы остальным ребятам по очереди, чтобы угадать слово, изображенное на картинке ободка.
На мольберте вывешиваю подсказку – схему для задавания подходящих вопросов.
Дидактическая игра «Угадай слово».
Ребенок: Это живое существо?
Дети: Да.
Р: Это животное?
Д: Нет.
Р: Это человек?
Д: Да.
Р: Он взрослый?
Д: Да.
Р: Что он делает?
Д: Готовит обед?
Р: Это повар?
Д: Да!
В: Ребята. А какие обеды готовят повара у нас в садике? (Вкусные)
Проводится артикуляционная гимнастика:
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
- «Пирожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «чашечку».
- Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
- Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.
В: Вот какие вкусные обеды! Этот повар пришел к нам из стихотворения О. Григорьева «Повар».
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьёт поварёшкой,
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет!
В: Как можно назвать это стихотворение? (Путаница)
В: Значит, повар перепутал «съедобное и несъедобное». Вот и получилось страшная путаница в еде. Давайте поможем ему все расставить на свои места.
Дидактическая игра «Съедобное- несъедобное»
В: Скажите из чего можно сварить обед? (Дети по очереди дают ответ).
В: А теперь скажите из чего нельзя приготовить обед? (Дети по очереди дают ответы).
В: Может и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово. Но перед тем как мы с вами приступим к сочинению небылицы. Проведем пальчиковую гимнастику: «Мы готовим».
Мы варили суп-суп Потираем ладошки друг о друга
Из перловых круп-круп. Пальцы сложены в щепоть (насыпаем крупу)
Получилась каша, Хлопки.
То-то горе наше. Хватаемся за голову.
Замесили тесто, Сжимаем и разжимаем пальцы.
А оно ни с места. Опустить руки
Замесили на дрожжах Сжимаем и разжимаем пальцы
Не удержишь на вожжах! Расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать.
В: Молодцы, приступаем к составлению небылицы. Читаю первые строки, а пропущенные слова говорит ребенок, к которому попал мяч.
Дядя Петя – классный повар,
Он готовит суп из … (веток)
Борщ готовит из (камней)
Пироги печет из (скрепок)
Торт готовит из (ремней)
Очень вкусный винегрет
Получает из (конфет)
К сожаленью, тот обед
Принести нам может (вред, бед).
В: Вот какая интересная, смешная у нас получилась небылица. Предлагаю отдохнуть. Приглашаю детей на ковер и провожу физминутку:
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
В: Давайте поиграем в дидактическая игру «Что получится, то и получится». Проходите садитесь за столы. Перед вами лежат картинки и наборное полотно. Нужно составить небылицу, выложив картинки на полотне. Работать будите в паре. Вы запомнили, как составить небылицу? (Да, неправильно говорить предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может).
Дети составляют небылицы и рассказывают их.
Небылицы могут получиться разные:
1 Собака садится играть на гармошке.
2. Ныряют в аквариум рыжие кошки.
3. Внучкина бабушка в куклы играет.
4. Цветы малышей из лейки поливают.
5. На сосне растет картошка и т.д.
В: Интересно составлять небылицы? (Да)
В: Ребята, помогли мы сегодня Незнайке разобраться со стихотворениями? (Помогли, Незнайка сочинил небылицы)
В: Это правда. Незнайка сочинил небылицы, только друзья Незнайки не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Незнайка им обязательно об этом расскажет. Мы напишем письмо Незнайке, в котором все расскажем о небылицах и отправим еще свои придуманные небылицы в картинках, чтобы он их прочитал жителям Солнечного городка. Приглашаю детей в круг.
Рефлексия:
В: Кому мы сегодня помогали? (Незнайке)
- Что вы слушали сегодня? (Небылицы).
- Чем вам запомнились небылицы? (Ответы детей)
- А для чего народ сочиняет небылицы? (Чтобы смеяться, веселиться).
В: Вы все сегодня постарались, было весело. Спасибо за проделанную работу!
А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы ? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.
-Ребята, Незнайка еще нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нем не так.
Дидактическая игра «Что не так?».
Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
Вопросы.
Какие действующие лица в стихотворении?
Кто ехал на коне?
Кого вел Ваня? Как вел?
Что делала старушка?
Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).
- Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? ( Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).
Показываю новую иллюстрацию:
Ехал фикус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Дети рассматривают картинку, рассказывают новую небылицу.
- А такое бывает в жизни?
- Что получилось? (Небылица).
-Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.
- Перед этим предлагаю немного отдохнуть. Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть самое время.
Физкультминутка:
Старый заяц сено косит (косят сено),
А лиса сгребает (сгребает).
Муха сено к возу носит (несет, делает шаги),
А комар кидает (кидает).
Довезли до сеновала (руками крутят колеса).
С воза муха закричала (головой крутит):
-На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду (шагает на месте),
Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза),
Буду я хромая (хромает).
Ребята садятся. Раздаю детям наборы картинок.
Воспитатель (к детям):
-Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной небылице (составляют, рассказывают).
Небылицы могут получиться разные. Например, такие:
1 Собака садится играть на гармошке.
2.Ныряют в аквариум рыжие кошки.
3.Внучкины бабушки в куклы играют.
4.Цветы малышей поливают из лейки.
-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные).Зачем составляли небылицы? (Веселиться).
- А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?
Они выглядели так (показ иллюстрации). Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен), водили с собой медведя. Так они веселили народ. Детям даю задание:
- Постарайтесь запомнить небылицы, а потом назовете, какие удалось запомнить. Читаю небылицы.
На заборе чепуха
Кушала варенье.
Куры съели петуха
В это воскресенье.
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!
(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).
Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,
Песни-сказки небылицы, небывальщины,
Небывальщины да неслыхальщины.
Воспитатель:
-Понравилось слушать? (Да).
Рефлексия:
- Что вы слушали сегодня? (Небылицы).
- Какие вам запомнились небылицы?
- А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы ? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.
- Что Незнайка сочинил? (Небылицы). Только друзья Незнайки не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Незнайка им обязательно об этом расскажет. Дети благодарят и прощаются с Незнайкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"
Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...
Конспект занятия по развитию речи сказкотерапия «Волшебные слова»
Цель: совершенствовать умение пересказывать текст, актевизировать в речи образные выражения и фразеологизмы, побуждать к выразительной передаче в мимике и двжении эмоционального состояния, довнес...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект Занятия по развитию речи . Игра "Кто позвал", Дидактическая игра "Это зима?"
Конспект занятия «Игра «Кто позвал?», дидактическая игра «Это зима!»Цель: Формировать элементы связной речиЗадачи: Формировать умение детей различать на слух звукоп...
Конспект по речевому развитию "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ"
Конспект по речевому развитию "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ"...
Конспект занятия по развитию речи «Игра-инсценировка "Как машина зверят катала"» в первой младшей группе
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе ...