"Пересказ русской народной сказки "Волк и семеро козлят" с помощью инновационной технологии "Карты Проппа"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
"Пересказ русской народной сказки "Волк и семеро козлят" с помощью инновационной технологии "Карты Проппа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pereskaz_skazki_s_pomoshchyu_kart_proppa.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию
«Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят» с помощью карт «Проппа»
для детей старшей группы
Цель: создание условий для формирования умений пересказывать сказку «Волк и семеро козлят» с использованием технологии «Карты Проппа».
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы связно, полно и выразительно.
- Уметь пересказывать сказку с помощью карт Проппа.
- Закреплять имеющиеся представления о сказках.
- Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, сюжет, концовка).
Развивающие:
- Развивать умение слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге.
- Развивать умение отбирать для пересказа ключевые моменты сказки.
- Способствовать развитию связной речи.
- Развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки героев.
Воспитательные:
- Воспитывать у дошкольников положительное эмоциональное отношение к сказкам; любовь к художественной литературе.
- Уметь не перебивать собеседника, слушать внимательно ответы товарищей.
Предварительная работа: чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди», «Терешечка», «Кот, лиса и петух» беседа по содержанию, анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок, знакомство с картами Проппа.
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Поддержка детской инициативы: осуществляется в процессе НОД.
Методы и приемы:
- Наглядные: сюжетные картинки, карты Проппа.
- Словесные: беседа
- Практические: физкультминутка.
Материал и оборудование: сюжетная картинки по сказке «Волк и семеро козлят», карты Проппа, магнитная доска, аудиозвук.
Ход занятия:
Идет самостоятельная деятельность детей в группе. Заходит воспитатель, в руках у него кукла.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Таня. Она узнала, что мы с вами очень любим читать сказки, и она нас просит показать ей все наши книжки со сказками и послушать какую-нибудь очень интересную.
Воспитатель: Ребята, покажем наши книжки со сказками кукле Тане?
-Давайте выберем в книжном уголке какую-нибудь сказку для чтения.
Проблемная ситуация:
-Ребята, что же случилось? Здесь нет ни одной книги. Но лежит письмо.
-Интересно, от кого оно, давайте я почитаю.
«Я, Королева сказок! Верну вам ваши книги только тогда, когда вы ответите на все мои вопросы. А если справитесь с вопросами, то я вам верну ваши сказки!».
-А вот и вопросы тут в конверте. Ребята, а, может, мы не будем на них отвечать? И вовсе не нужны нам её сказки, пусть забирает себе.
Дети: - Нет, нам нужны сказки! Их надо выручать!
-А для чего вам нужны сказки?
Дети: -Без них было бы скучно, сказки учат нас добру, хорошим поступкам, различать добро и зло
Воспитатель: -Ну что же, тогда будем отвечать на вопросы королевы сказок.
1.Что такое сказка?
- Это вымышленная, придуманная история, которая рассказывает нам о жизни героев.
2. А какие виды сказок вы знаете?
- Русские народные, авторские
- Посмотрите, здесь картинки с изображением разных сказок, я вам раздам по одной картинке. Вам нужно посмотреть, какая сказка изображена на ней авторская или народная, и разделиться на 2 группы сказок. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Айболит», «Гуси-лебеди», «Терешечка», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок»)
- Давайте скажем, как называется сказка, и какая она, проверим друг друга.
- Молодцы!
3. А знаете ли вы, из скольких частей состоит сказка?
- Из трех
4. Как называются эти части?
- Зачин, основная часть, концовка
- С каких слов может начинаться сказка?
Зачин:
«Жили-…были»,
«В некотором царстве….в некотором государстве»,
«За тридевять земель, в тридевятом царстве»
Концовка:
«Жили они долго …. и счастливо»
«И стали они жить-поживать, …. да добра наживать»,
«Вот и сказочке конец, …. а кто слушал молодец».
- Какое главное условие сказки? (там добро всегда побеждает зло)
- А что ждет героев в середине сказки? (трудности, приключения, погоня, испытания).
Воспитатель: - молодцы!
- Игра с мячом «Назови сказку правильно»
«Волк и семеро котят»
«Сестрица Алёнушка и братец Егорушка»
«Болобок» «Утки-лебеди»
«Даша и медведь» «Ухболит»
«Петушок Ряба» «Перчаточка»
«Четыре медведя» «Морковка»
Звучит звук волшебства
Воспитатель: Ребята, у нас появился еще один конверт, а в нем разрезанная картинка. Это, наверное, королева сказок нам прислала, проверяет нас, знаем ли мы такую сказку. Давайте соберем картинку.
-Посмотрите, из какой сказки эта картинка? Верно, это сказка «Волк и семеро козлят». Помните, мы с вами ее читали.
- Ребята, а также, здесь лежат еще такие карточки? (Карты Проппа) Что это? Для чего они нужны?
-А Таня никогда не слышала и не знает эту сказку.
- Как же нам поступить, чтобы Таня тоже узнала эту сказку?
-Молодцы! Много способов помощи Тане вы предложили. Но мы выберем – пересказывание сказки с опорой на карты Проппа.
-А сначала отдохнем.
Физминутка:
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» и сопровождение рассказывания выкладыванием карт Проппа по сюжету.
(Карты: Жили-были, запрет, герой покидает дом, появляется ложный герой, разоблачение ложного героя, нарушение запрета, враг начинает действовать, возвращение героя, враг повержен, счастливый конец, мораль).
- С какой карты мы начнем свой рассказ?
1 карта «Жили были»
Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят.
- Что произошло потом?
2 карта «Запрет»
Созвала она всех семерых деток и говорит: «Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите, волка берегитесь».
3. карта «Герой покидает дом»
И пошла коза в лес, корму принести
4. карта «Появление ложного героя»
Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит: «Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла». «Не откроемся, — закричали они, — Ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты волк».
5. карта «Нарушение запрета»…отворили ему дверь.
6 карта «Разоблачение ложного героя» А тот, кто вошел, был волк.
7 карта «Враг начинает действовать» Всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил одного за другим.
8 карта «Возвращение героя» Приходит вскоре старая коза из лесу домой.
9 карта «Враг повержен» Вот вспорола она чудовищу брюхо, тут и выскочили один за другим все семеро. Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько, сколько влезло. Подошел волк к колодцу, наклонился к воде, так там и утонул.
10 карта «Счастливый конец» И стали они танцевать вокруг колодца
11 карта «Мораль»:
• Слушайся маму.
• Никогда не открывай дверь незнакомцам, а если никого из взрослых нет дома — вообще не подходи к двери.
• Никогда не впускайте незнакомых людей в свой дом.
• Не верь обещаниям посторонних людей и не иди у них на поводу.
• Добро всегда сильнее зла. Волк утонул! И стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца.
Воспитатель: Кто хочет попробовать рассказать сказку? Дети пробуют пересказать сказку, используя карты Проппа.
- Слушай, Таня мы начинаем.
Рефлексия:
-Как вы думаете, вы справились с пересказом?
-А почему вы правильно пересказали сказку? Что было интересным? Что для вас было трудно?
- Ребята, если вы довольны своей работой на занятии, если вам было интересно – похлопайте в ладоши.
Звучит звук волшебства
Воспитатель: ребята, у нас получилось выполнить все задания Королевы сказок, и от нее нам еще одно письмо, давайте прочитаем его:
«Ребята, вы молодцы! Вы справились с заданием! Ваша отзывчивость, желание помочь, а также дружная работа в команде помогла вам сегодня! Я возвращаю вам сказки.»
Воспитатель: Ребята все наши книги сказок снова у нас, мы молодцы!!! Ура!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Пересказ русской народной сказки "Волк и семеро козлят"
Занятие по развитию речи в средней группе детского сада...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Василиса Прекрасная
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Лиса и петух
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Снегурочка.
Конспект занятий...
Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса", с помощью карт Проппа для детей старшего дошкольного возраста.
Этот конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»...
«Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
Формирование навыков связного, последовательного пересказа текста русской народной сказки «Волк и семеро козлят»....
«Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
Формирование навыков связного, последовательного пересказа текста русской народной сказки «Волк и семеро козлят»....