Состояние речи как залог успешного перехода из детского сада в школу
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Егорова Ольга Викторовна

Речевая готовность ребенка с ТНР при поступлении в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка к школе

Готовность к школе – вопрос серьезный. Часто приходиться сталкивается с вопросами родителей о том, как подготовить речь ребенка к школе? Не менее важным мы слышим и другой вопрос - а могут ли родители сами подготовить ребенка к школе?            Конечно, могут, только для этого необходимо получить консультацию у логопеда, ведь качество учебной деятельности ребенка будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде. Чтобы ребенок полноценно овладел программой массовой школы у него должно быть сформировано к первому классу:

  хорошее физическое развитие ребенка;

  развитый физический слух;

  развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

  нормальное функционирование ЦНС;

  владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

  произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

  познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

  коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.   Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Часто родители не знают как, в какой форме заниматься с ребенком в плане речевой подготовке. Сейчас можно приобрести много развивающих речь настольных игр, красочных книжек с рассказами об окружающем мире, а также тесты по развитию речи и познавательных процессов. Все это развивает кругозор ребенка, внимание,  мышление, память и речь. Одним из методов исследования детей по определению степени их готовности к школе является беседа, что позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем мире, его ориентации в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности и уровня речевого развития:

Вопросы:

Где изготовливают конфеты?

2. Чем покрыты дороги и тротуары?

3.  Что открывают зимой для проветривания комнаты?

4.  Как называется самый любимый зимний праздник?

5.  Чем чистят картошку, морковь, лук?

6.   Где растут овощи?

7.   На ком ездят верхом?

8.   На чем растут желуди, яблоки, земляника?

9.  Сколько дней в неделе?

10. Сколько месяцев в году?

11.  В чем варят суп?

12.  Чем рубят дрова?

13.   Чем забивают гвозди?

14.    Чем ловят рыбу?

15.   Где спит медведь зимой?

16. Кто охраняет границы нашей Родины?

17. Кто управляет самолётом, автомобилем, пароходом, поездом…?

18. Чем дышит раба, человек?

19. Что кладут в книжный шкаф, ранец?

20.  Что вешают на ёлку, вешалку, телефонные столбы?

21. Чем режут бумагу, хлеб?

22. Какие птицы чирикают, курлычат, кукуют, крякают, гогочат,.,.?

23. Узнай по описанию: хитрая, рыжая, осторожная? Злой, голодный, серый?

24.  Как называется жилье у птиц, пчел, медведя, лисы, мышки, белки?

25.  Кто рисует картины?

26.  Кто разносит газеты и журналы, письма и телеграммы?

27.  Когда деревья роняют листья?

28.  Кто сочиняет стихи, сказки и рассказы?

Речевые игры.

«Кто больше?» - придумает слов со звуком.

«Поймай звук» в словах, где ты его услышишь (хлопнуть в ладоши).

«Замени звук» на другой и получи новое слово (цапля- капля,  рак-рык…).

«Какой звук чаще других повторялся в предложении?». Цапля и курицы – птицы…

«Кто больше назовет?». Игра с обобщающими словами (обувь, транспорт…)

«Какое слово лишнее и почему?» -  назвать слова: волк, лиса, кошка, белка. Ответ: слово кошка, т.к. это домашнее животное, а волк, лиса, белка-это дикие животные.

«Отгадай профессию» по наводящим словам:  варит, жарит, готовит еду - повар…

«Слова наоборот»: сильный-слабый …

«Какой, какая, какое, какие?»: Яблоко - спелое, круглое, сладкое…

 «Кто больше придумает предложений» со словами: Я съела вкусное яблоко. Яблоко лежало на столе. Мама купила 5 яблок и т.д.

«Кто? Что?» КТО? - медведь, дядя, курица... Что? - стул, шар, дерево...

«Что делает?»: Мышка – пищит, грызет, боится...  Лягушка-квакает, прыгает...

          «Один – много»: стол-столы, стул-стулья…

«У кого кто?»: у кошки- котенок котята, у белки- бельчонок, бельчата, у собаки - щенки и т.д.

          «Кто где живет- у кого какое жилище?»: у лисы - нора, у волка - логово, у лягушки - пруд, у белки - дупло, у медведя-берлога, у лося, у зайца - нет постоянного жилища; они его не делают, а спят под деревом, под кустиком и т.д.

«Кто кем будет?»: щенок - собакой, цыпленок – курицей…

«Вопросы-ответы»: где растут цветы? -  Цветы растут на клумбе и т.д.

«Как сказать пoдругому»: шляпа из соломы- соломенная шляпа; стакан из стекла -  стеклянный стакан;

Игра «Мой кот», «Моя собака», "Зимние забавы в,

 «Узнай предмет по описанию»: железная, острая с ушком, нужна для вышивания – игла; холодный, скользкий, гладкий – лед…

Игра «Аналогии». Найди подходящее по смыслу слово.

Окунь - рыба, а ромашка - … (цветок).

Морковь - огород, а грибы -        … (лес).

Часы - время, а градусник - ... (температура).

Глаз - зрение, а уши - ... (слух).

Утюг - гладить, а телефон - … (звонить).

Голубь - птица, а василёк - … (цветок).

Самолет – пилот, а автомашина - … (водитель, шофер).

Заяц – животное, а щука - …        (рыба).

Грибы - лес, а пшеница - … (поле).

Школа - учитель, а больница - … (врач).

Фонарь - светить, а карандаш - … (рисовать).

 Книга - читать, а музыка – … (случать, играть).

Длинное - короткое, а лето - … (зима).

Хорошо, когда ребенок ответит на 10 вопросов правильно, правильно выбрав анологию.

«Составь рассказ» на тему: «Мой кот», «Моя собака», «Природа осенью», «Зимние забавы», «Моя любимая игрушка» и т.д.

Рекомендации  логопеда.

Игры  и  упражнения,  речевой  материал  должен  соответствовать  возрасту.

При  общении  с  ребенком  следите  за  своей  речью.  Говорите  с  ним,  не  торопясь.  Звуки  и  слова  произносите  четко  и  ясно,  непонятные  слова  объясняйте.

Своевременно  устраняйте  недостатки  речи  ребенка. Будьте  осторожны,  ни  в  коем  случае  не  смейтесь  над   ребенком,  самое  лучшее – тактично  поправить  то  или  иное  слово. Говорите внятно, четко, проговаривая слова.

Не  оставляйте  без  ответа  вопросы   ребенка.  И  не  забудьте  проверить: «А  понятен  ли  ему  ваш  ответ?».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие семьи, детского сада и школы – залог успешного обучения ребенка"

Рассказано о взаимодействии семьи, школы и детского сада...

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: "Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

Преемственность и успешная адаптация детей с ОВЗ при переходе из детского сада в школу

В презентации раскрывается опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, представлены актуальные целевые ориетиры для данной категории детей при переходе из детского сада в школу....

Проблема перехода из детского сада в школу.

Переход ребенка из дошкольного детства к начальному образованию требует особого внимания от педагогов и родителей....

Преемственность и успешная адаптация при переходе детей с ОВЗ из детского сада в школу.

Презентация "Преемственность и успешная адаптация при преходе детей с ОВЗ из детского сада в школу". Направления работы по организации премственности. Актуальность данной проблемы. Цель и за...

Преемственность и работа с родителями при переходе из детского сада в школу

Цель: создание общего пространства диалога для педагогов начальной школы и воспитателей......

Как помочь ребенку при переходе из детского сада в школу.

Переход из детского сада  школу — это всегда стресс.  Причем, как для ребенка, так и для родителей. В этой статье общие рекомендации, как подготовить ребенка к переходу в пер...