Речевое развитие дошкольника
картотека по развитию речи (старшая группа)

Филимонова Антонина Владимировна

 

   Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

   Психологические исследования показывают, что дети средней и старшей группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:

  • приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;
  • расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
  • речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).
  • Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

 

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Задачи: Окончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.

Цель: Научить детей составлять и использовать в речи сложноподчиненные предложения. развитие речевых навыков у дошкольников.

 

Развивающие: память, внимание, коммуникация, речевой навык

 

Дети учатся подбирать слова по смыслу, составлять предложения, у них улучшается память, развиваются коммуникабельность и способность грамотно строить диалог.

Родитель просит ребёнка завершить фразу:

 Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

• Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

• Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

 

Игра «Исправь ошибку»

 

Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

 

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

 

-Конура залезла в собаку.

-Лужа перепрыгнула через меня.

-Стул залез под котёнка.

-На лягушку прыгнула трава.

-Кустик спрятался за ёжика.

-Я нашел дерево под грибом.

-Включился свет и стало темно.

-В картошке растет огород.

 



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechi_u_doshkolnikov.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольника.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней и старшей группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:

  • приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;
  • расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
  • речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).
  • Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Задачи: Окончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.

Цель: Научить детей составлять и использовать в речи сложноподчиненные предложения. развитие речевых навыков у дошкольников.

Развивающие: память, внимание, коммуникация, речевой навык

Дети учатся подбирать слова по смыслу, составлять предложения, у них улучшается память, развиваются коммуникабельность и способность грамотно строить диалог.

Родитель просит ребёнка завершить фразу:

Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

• Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

• Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

Игра «Исправь ошибку»

Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

-Конура залезла в собаку.

-Лужа перепрыгнула через меня.

-Стул залез под котёнка.

-На лягушку прыгнула трава.

-Кустик спрятался за ёжика.

-Я нашел дерево под грибом.

-Включился свет и стало темно.

-В картошке растет огород.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....