Итоговое занятие по окружающему миру и развитию речи в старшей группе «Прогулка в осенний лес».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фомина Вера Николаевна

Обобщение знаний дошкольников по теме "Осень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое  занятие по окружающему миру и  развитию речи  в старшей группе «Прогулка в осенний лес».

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи:Закрепить знание признаков осени.

Учить детей отвечать на вопросы.

Уточнить, как ведут себя животные осенью.

Закрепить знания о поведении в лесу.

Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к природе.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Материал  и оборудование:  волшебная палочка, набор картинок по теме «Осень», листики, набор муляжей  грибов, животных, имитация осенней поляны в лесу, карточки с изображением деревьев и листьев, корзина, дары осени (листья, фрукты и овощи, каштаны, жёлуди, шишки), презентация.

Предварительная работа:чтение произведений об осени;заучивание стихотворенийнаблюдение за осенними явлениями на прогулке;рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;дидактические игры по данной теме;слушание музыки по данной тематике.

Ход занятия

Дети встают в круг на ковре.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку.Слушайте: «Жила - была волшебница,  и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Осень прислала нам письмо. Давайте его прочтем.«Здравствуйте, ребята, я Осень. И я вас приглашаю в осенний лес».Принимаем приглашение?

 Воспитатель: Тогда в путь. Чтобы попасть в лес, надо: закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись, в осеннем лесу очутись».

 Он зеленый и густой,

     Он высокий и большой:

     То - еловый, то - дубовый,

     То осиново - сосновый.

      У него полно плодов,

      Ягод, шишек и грибов

      И  протоптанной тропинкой

      По нему идут с корзинкой.

Воспитатель:О чём говорится в загадке?Кто ухаживает за лесом? Как его называют?  Как называется добрый, сказочный герой, живущий в лесу? (Лесовичок)

Воспитатель: Правильно. А кто это у нас здесь спрятался? (Появляется старичок-лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте! Кто это меня разбудил? Сейчас я проверю, какие осенние месяцы вы знаете?

(Загадывает загадки)

Опустел фруктовый сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?(Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает?

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода?

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Лесовичок проводит игру  с мячом «Погода осенью».

Лесовичок:У меня мяч разноцветный: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

-Ребята, а какая погода бывает осенью:

-Когда дует ветер? (Ветреная)

-Когда идет дождь? (Дождливая)

-Пасмурно (Пасмурная)

-Холодно (Холодная)

-Хмуро (Хмурая)

-Сыро (Сырая)

-Ясно (Ясная)

Воспитатель:Если листики летят,

Это значит…(листопад).

Правильно, листопад.А сейчас давайте поиграем в игру: «Угадай,  с какого дерева лист?».

Листопад, листопад

Листья по ветру летят

Все летят, летят

Под ногами шелестят.

Воспитатель и дети под музыку собирают листья в корзину.Воспитатель, подбирая лист:

- Посмотрите, какой у меня красивый лист, да непростой. В нем задание. Хочется очень узнать, хорошо ли вы знаете названия деревьев (ясень, клен, тополь, ива, липа, сосна и др.)

Проводится игра (дается подбор 8-9 деревьев и к нему листья (можно настоящие). Дети находят каждому листику своё дерево.

- Вы хорошо справились с заданием. Кто же из вас подскажет мне, почему листья стали опадать? (мало света, не хватает тепла, пришла пора, деревья засыпают и т. д.) А что еще осень приготовила для природы? (день стал короче, а ночь длиннее, солнце меньше светит и греет, часто идут дожди, звери меняют свои наряды, птицы улетают на юг, поспевает урожай овощей и фруктов).

На столе стоит корзинка. Воспитатель обращает внимание.

Воспитатель: Кто - то оставил корзинку? Наверное, старичок – лесовичок! Давайте посмотрим, что здесь?

Дети: Грибы.

Дети рассматривают и находят мухомор.

Лесовичок: Ребята,а какие грибы надо собирать! (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте расскажем про мухомор.

Игровое упражнение «Мухомор».

Мухомор на тонкой ножке (дети ставят руки на пояс и встают на одну ножку)

Вырос на лесной дорожке (встают на носочки, поднимают руки вверх).

Ждет прихода грибников (подносят руку ко лбу и смотрят вдаль).

Кто сорвать его готов? (вопросительно пожимают плечами)

Знают грибники прекрасно (грозят пальчиком),

Мухоморы есть опасно (гладят животики, вытягивают руки вперед ладонями от себя).

Лесовичок: А мухомор можно топтать?

Дети: Нет!

Лесовичок: Почему?

Дети: Мухомором звери лечатся.

Воспитатель: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные? (Белка, медведь, заяц, ёжик).

Воспитатель: А как вы думаете, зачем меняют шубки зайчик. А мишка что делает? (Ответы детей).

Воспитатель: А как готовятся к зиме птицы?

Дети: Птицы улетают в теплые края.

Лесовичок: Вы пришли ко мне в лес, а знаете как себя здесь нужно вести?

Воспитатель: Ребята,  Вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? Во что вы сегодня играли? Вы сегодня очень замечательно работали на занятии,  и королева Осень передала вам свои дары (из корзины воспитатель достаёт яблоки и раздаёт детям).

Литература.

  1. Гризик Т. И. «Познаю мир», Москва, издательство «Просвещение», 2021 г.
  2. Кобзева Т. Г. «Организация деятельности детей на прогулке», Волгоград, издательство «Учитель», 2011 г.
  3. Лободина Н.В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа». Волгоград, издательство «Учитель», 2021 г.

Интернет – ресурсы.

https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-itogovogo-zanjatija-na-temu-osen-v-starshei-grupe.html?ysclid=loz941i2kw351467163

https://kssovushka.ru/zhurnal/33/3133-osen-itogovoe-zanyatiya-dlya-starshei-gruppy/?ysclid=loz94rb6hn545837409


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группы "Прогулка в лес"

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру для детей старшей группы на тему: «Осень».

Программные задачи: Уточнить и обобщить знания детей об осени, приметах осени, учить связывать явления живой и не живой природы. Познакомить с лесотундрой нашего края в осенний период времени. Развива...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы "Экскурсия в парк "Золотая осень"

Формирование представлений детей старшей группы об изменениях природы осенью....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...

Конспект ООД по познанию окружающего мира для детей старшей группы с использованием квест технологии «Загадки Осени»

Целью данного квеста является создание условий организации досуга дошкольников. Закрепление и расширение знаний о характерных признаках осени.Развитие интеллектуальных способностей детей. Расширение к...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Осень золотая»

Конспект занятия в старшей группе «Осень» Задачи : Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени . Познако...