Альтернативная и дополнительная коммуникация.
методическая разработка по развитию речи
В статье раскрываются основные принципы Альтернативной и дополнительной коммуникации. Рассказывается о средствах этого метода в развитии коммуникации и формирования речи у детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnaya_i_dopolnitelnaya_kommunikatsiya.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ».
Что такое АДК? Это любые инструменты, поддерживающие детей и взрослых, которые не могут общаться с помощью устной речи. Это язык людей, у которых устная речь отсутствует полностью или затруднена ввиду различных нарушений развития, травмы или генетических особенностей.
Т.е., вместо слов человек общается с помощью жестов, картинок, пиктограмм, высокотехнологичных средств (компьютера, планшета).
Для некоторых категорий людей АДК становится основным средством общения. Это люди с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, перенесшие инсульт и с ментальными нарушениями.
Применение АДК помогает им поддерживать связь с близкими и сообщать о своих потребностях.
В АДК считается очень важным дать человеку возможность проявить «отказ», показать протест по поводу чего-либо. АДК учит уважать, учитывать такие желания партнера. Так как по праву рождения каждый человек имеет право на выражение себя, на свой «голос», даже если это совсем не речь.
Средства АДК делятся на высокотехнологичные, среднетехнологичные и низкотехнологичные, и жестовые системы.
Среди высокотехнологичных средств имеются дорогостоящие устройства. Например, айтрекеры. Это устройство помогает человеку управлять компьютером при помощи одних глаз. Например, человек смотрит на определенные буквы и они появляются на мониторе. Так, человек может пользоваться интернетом, набирать текст, общаться в соц.сетях без клавиатуры и мыши.
Среднетехнологичные устройства это устройства с батарейками. К ним относятся «говорящие» кнопки («да» - «нет»), коммуникаторы (Гоу Толк) состоит из кнопок - полей, которые содержат часто употребляемые слова, фразы. Нажимая на них, человек может поддерживать беседу. Также, это могут быть планшеты со специальными программами.
Низкотехнологичные средства. Это то, что создано на бумаге: рисунки, фотографии, графические символы, коммуникативные книги, доски.
Мимика, движения тела, жесты присутствуют, в той или иной степени, в коммуникативном развитии каждого ребенка. Кивок головой («да»), движение головой из стороны в сторону («нет»), топанье ногой (протест, «не хочу», «не буду»), пожимание плечами («не знаю»).
Жесты должны быть простыми, общеизвестными, сопровождаться речью.
Существует базальное взаимодействие. Когда человеку помогают формировать базовые навыки общения: смотреть на партнера, улыбаться, если желание удовлетворено, сердиться, если тебя что-то не устраивает. В АДК крик, плач, беспокойство, взгляд, смех расценивается как желание ребенка выразить свои потребности и эмоции. Люди не всегда могут понять эти сигналы.
С АДК связано появление (буквально год назад) профессии ЭРГОТЕРАПЕВТ. Это специалист по восстановлению социальных, бытовых, рабочих, функциональных и двигательных навыков у людей с инвалидностью, в том числе, не умеющих говорить.
Специалист по АДК обязан соблюдать в своей работе определенные принципы. Есть ли у ребенка желание вступать в коммуникацию, как выражается это желание (подходит ребенок к партнеру по общению или нет, смотрит на партнера или нет, улыбается или нет.
Для того чтобы коммуникация состоялась, специалист должен определить, в каких ситуациях ребенок сам проявит инициативу для общения. Т.е., ему необходимо знать круг интересов, предпочтения в еде. С этого, как правило, специалист и начинает строить свою работу по обучению АДК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательно – речевой деятельности у детей с ТНР средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.
В своей статье я освещаю работу с неговорящими детьми по развитию речи с использованием средства альтернативной и дополнительной коммуникации, которые стимулируют появление речи и помогает её развитию...
Альтернативная и дополнительная коммуникация. Обзор.
Обзрная информация о применении средств альтернативной и дополнительной коммуникации и детей с ОВЗ...
Альтернативная и дополнительная коммуникация
Данная статья посвящена общению с детьми ОВЗ. В работе рассматриваются виды и способы осуществления альтернативной коммуникации, а также вспомогательные средства для реализации альтернативной коммуник...
Использование альтернативной и дополнительной коммуникации при развитии детей раннего возраста в игре
В статье представлен опыт введения АДК наряду с использованием традиционных игровых технологий в инклюзивном ГБДОУ №83 в ясельной группе, где воспитываются совместно 20 нормативно развивающихся ...
Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.В ста...
Альтернативная и дополнительная коммуникация
Когда мы общаемся, мы пользуемся не только словами: свои мысли и чувства можно передать мимикой, жестами, рисунками — это всё неречевые способы общения, и на самом деле в нашей жизни их гораздо ...
«Методы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»
В презентации раскрывается вопрос о социализации и интеграции детей с множественными тяжелыми нарушения развития в общество. И становится понятно, что решение проблемы включения детей с ОВЗ в активную...