Формирование познавательно – речевой деятельности у детей с ТНР средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.
статья по развитию речи
В своей статье я освещаю работу с неговорящими детьми по развитию речи с использованием средства альтернативной и дополнительной коммуникации, которые стимулируют появление речи и помогает её развитию. Чтобы выбрать средства коммуникации, наиболее подходящие для конкретного ребенка, учитывающие особенности его развития, необходимо выявить и оценить коммуникативные, когнитивные и моторные возможности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelno_-_rechevoy_deyatelnosti_u_detey_s_tnr.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательно – речевой деятельности у детей с ТНР средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.
Детский сад посещают дети с тяжелыми формами ДЦП. Значительная часть из них не владеет речью. Зачастую нам сложно понять, что в данный момент хочет ребёнок. Такие дети могут чаще раздражаться, плакать, сердиться. Как наладить с ними общение?
В своей работе мы используем средства альтернативной и дополнительной коммуникации, которые стимулируют появление речи и помогает её развитию. Чтобы выбрать средства коммуникации, наиболее подходящие для конкретного ребенка, учитывающие особенности его развития, необходимо выявить и оценить коммуникативные, когнитивные и моторные возможности ребенка.
Мы используем карточки PECS, пиктограммы, частично систему жестов.
На первом этапе, когда ребёнок с тяжелыми нарушениями речи приходит в детский сад, нами используются элементы коммуникации с помощью жестов.
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной коммуникации. В случае отсутствия и ограничения устной речи жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих.
Обучение жестам начинаем с упражнений на осязание, их цель – помочь ребенку осознать собственные руки. Движениям рук можно обучить с помощью игр на хватание, пальчиковой гимнастики. Мы используем социальные жесты (дай, до свидания….) и группу жестов, являющихся имитацией простых предметных действий ( кушать, спать..).
Для изучения и запоминания жестов мы используем на занятии альбомы с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами.
Ведём работу по системе альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS,которая помогает «запустить» речь, а также часто становиться единственной возможностью общения и коммуникации для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Обязательным условием на начальном этапе обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
Ещё один важный навык – имитация действий "сделай, как я". Ребёнок повторяет серию из простых 2–3 действий, когда действия не называются.
Обязательным моментом – является поощрение с помощью жетонов или другим значимым для ребёнка подкреплением.
Работа по обучению ребёнка использованию карточек PECS выглядит следующим образом:
Сначала, мы смотрим, как ребенок сообщает нам о своих нуждах, хочет ли он вступить в диалог и хватает ли ему средств коммуникации? И, если мы видим, что ему чего-то не хватает, на помощь приходят первые две карточки «нет» и «да».
Дальше мы наблюдаем за ребёнком и стараемся понять: видит ли он на карточке картинку, понимает ли эту картинку и соотносит ли картинку и её значение? Если это понимание есть, тогда у ребёнка появляется свой набор карточек, которые обозначают события в течение дня в группе — расписание дня.
Таким образом, расписание можно использовать для развития коммуникации, спрашивать: «Что сейчас? Что потом?» И в конце дня, когда все события завершились с ребёнком можно пообщаться, собрав все карточки, спросить его: «А ты помнишь, что было сегодня в начале дня?»
У ребёнка, конечно, не сразу появляется полный набор карточек. Начинаем с одной. Если видим, что ребёнок понимает, добавляем еще одну – и постепенно, может быть, в течение месяца объём карточек доводится до объёма расписания.
Карточки должны быть в постоянном доступе у ребенка (мы приклеиваем их на столик ортопедического кресла), чтобы он мог в любой момент ими воспользоваться.
С помощью карточек происходит стимуляция коммуникации, то есть ребёнок хочет общаться, начинает строить предложения в голове. Карточки как раз и стимулируют к возникновению речи.
В итоге ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя жесты или карточки с изображениями.
Система пиктографических символов (пиктографическая коммуникация — PIC) является одним из эффективных средств обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и коммуникации. Она основана на использовании пиктограмм ⎯ специальных, неартикулируемых средств общения.
Термин «пиктограмма» обозначает представление написанного посредством рисунка. Преимущество использования пиктограмм — заключается в том, что все участники коммуникации могут ориентироваться и оперировать одними и теми же изображениями.
Чаще всего ребёнку важно использовать пиктограммы, когда он:
• просит что-то,
• комментирует, делится эмоциями.
Мы используем альбомы «Я говорю», автор Баряева Людмила Борисовна.
Таким образом, система работы с пиктограммами, направленная на развитие у ребенка продуктивных механизмов обработки информации как базы для формирования навыков коммуникативного поведения, предусматривает: первоначальное формирование понятия знака (пиктограммы); формирование обобщающего понятия на основе изученных знаков; закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммой;
самостоятельную ориентировку в системе предлагаемых знаков.
Изучая технологии альтернативной и дополнительной коммуникации, взрослые совместно с детьми создают тематические стенды о еде, режиме дня и т.д. С использованием картинок и пиктограмм дети упражняются в сервировке стола, мытье рук, лучше запоминают последовательность действий при одевании.
Пиктограммы и карточки PECS используются в совместной и непосредственно образовательной деятельности, в различных игровых ситуациях, помогают овладеть элементарными игровыми действиями в сюжетно – ролевых играх.
В нашем случае добиться малейшего взаимодействия с детьми с тяжелыми нарушениями речи уже большое достижение, и внедрение средств альтернативной и дополнительной коммуникации, даёт хорошие результаты как в решении спонтанных ситуаций в общении с детьми, так и в расширение возможностей общения детей в повседневной жизни.
Мы должны научиться понимать своих детей, сделать их жизнь безопаснее и сформировать необходимые предпосылки для речевой деятельности!
Список литературы
- Альтернативная и дополнительная коммуникация : сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2018. – 160 с.
- Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2017. — 48 с.
- Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври- чайлд» (Великобритания), 2010 г.
- Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью
карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА »
Педагогический опыт....
Конспект взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Формирование познавательно - речевого развития у детей средней группы». Практикум в форме совместной деятельности детей и родителей «Гость группы» (выпечка печенья)
Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии позна...
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Пояснительная записка «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...
План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2015-2016 учебный год
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы...
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...
Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего дошкольного возраста средствами игрового набора "Дары Ф.Фребеля"
методическая разработка календарно тематического планирования...