Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности
проект по развитию речи (младшая группа)

Гаврилова Татьяна Витальевна

вовлечение  детей в активную речевую среду. Развитие речи детей в разные режимные моменты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx209.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«центр развития ребенка – детский сад № 134 «Жемчужинка»

города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

«Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

https://grizly.club/uploads/posts/2023-01/1674681819_grizly-club-p-klipart-deti-uchatsya-40.jpg

Содержание

  1. Аннотация ………………………………………………………………………........ .с. 3
  2. Актуальность……………………………………………………………………… ….с. 3
  3. Цели и задачи………………………………………………………………………….с. 4
  4. Первый этап………………………………………………………………………   … с. 4
  5. Второй этап…………………………………………………………………………….с.5
  6. Заключительный этап………………………………………………………………....с. 6
  7. Список литературы…………………………………………………………………....с. 7

Аннотация.

   Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Речь ребенка развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт малыш, являются развивающим потенциалом для него.

    С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания». Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

Актуальность.

   Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

    Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

    В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.

   Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенкаПротиворечия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

  Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Как известно игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, потому что речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

Цель проекта: вовлечение  детей в активную речевую среду. Развитие речи детей в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

повышать речевую активность детей;

развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь, интонационная выразительность речи); 

развивать мелкую моторику;

воспитывать интерес к русскому фольклору, художественному слову;

развивать воображение, творческие способности;

воспитывать умение детей играть в коллективе;

способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта:  педагогическо - практико-ориентированный.

Вид проекта:  долгосрочный

Срок реализации:  сентябрь  - май

Участники проекта:  дети  2 младшей группы № 10 «Звездочка», воспитатель Гаврилова Т.В., специалисты детского сада, родители.

Основные формы реализации проекта: занятия, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.

Методы  проекта: познавательно-игровая  деятельность, игры, беседы, совместные игры.

Предполагаемый результат:

расширение и активизация словарного запаса у детей;

обогащение представлений об окружающем мире, о ближайшем окружении;

совершенствование звуковой культуры речи, выразительности, связной речи;

повышение уровня познавательной активности, коммуникативных способностей;

ознакомление родителей с приемами работы по речевому развитию дошкольников, их активное участие в проектной деятельности.

1.Первый  этап подготовительный (разработка проекта).

Деятельность педагога:  

определение проблемы, постановка цели и задач;

определение методов работы;

подбор методической и художественной литературы, иллюстративного

материала;

составление перспективного плана мероприятий;

анкетирование родителей;

создание условий, необходимых для реализации проекта.

Совместная деятельность с детьми:

формирование интереса к тематике проекта,

определение круга актуальных и посильных задач.

Работа с родителями: 

повышение у родителей педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.

организация совместной  работы педагога с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста.

2. Второй этап - формирующий – это целенаправленная работа с воспитанниками, родителями.

 Рассматривание иллюстраций по сезонам, по лексическим темам. Слушание потешек (заучивание), чистоговорок, сказок и т. п. с использование мнемодорожек и мнемотаблиц.

Достаточно большое внимание уделялось работе с детьми по формированию их активной речи посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, обогащению словаря, развития речевого аппарата.

2.1.Работа с детьми.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение произведений,  рекомендованных программой «От рождения до школы». Рассматривание иллюстраций.

Оформление книжного уголка.  

Оформление картотеки детской художественной литературы. Разучивание стихотворений, с помощью мнемотаблиц.

Словесные  речевые игры. Разучивание хороводных игр, считалок. Оформление картотеки игр по речевому развитию дошкольников.

Планирование индивидуальной работы по речевому развитию во всех видах деятельности.

Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»

Лепка, рисование, аппликация, конструирование в соответствии с лексическими темами, рекомендованными образовательной программой детского сада и в свободной деятельности. Выставки детских работ.

Рассматривание иллюстраций, альбомов в соответствии с лексической темой.

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Дидактические игры по ФЭМП. Дидактические игры по экологическому воспитанию. Наблюдение в природе. Экскурсии (по саду, по территории детского сада, к проезжей части). Опытно-экспериментированная деятельность (раз в неделю).

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Шоферы», «Магазин (продукты, игрушки, одежда, обувь)», «Зоопарк», «Цирк», «Детский сад», «Кафе», «Заправка». Театрализованные игры.

Подвижные и хороводные игры с текстом Обыгрывание построек.

Образовательная область « Физическое развитие»

Беседы и игры по ФЗОЖ. Разучивание подвижных игр. Разучивание считалок. Использование дыхательной гимнастики; звуковой гимнастики; игр и упражнений для развития мелкой и общей моторики.

2.2. Работа с родителями.

Консультации: «Роль семьи в развитии речи детей», «Подвижные игры в жизни ребенка», «Игры по дороге в детский сад» (для развития  речи)

Беседы: «Как развивать связную речь дома», «Развиваем речь играя»

Индивидуальные консультации.

Размещение информации на странице сообщества в ВК.

2.3. Работа со специалистами.

Дети посещают кружки в детском саду.

Тесно сотрудничаем с учителем-логопедом детского сада Александровой С.Е.

3. Заключительный (обобщающий) этап.

   Заключительный анализ показал, то что объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации : они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей. А вот присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

    Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний.

    Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.).

План работы на будущее.

1.Продолжать работать по теме « Развитие речевой активности у детей через исследовательскую деятельность»

2.Провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших  низкий уровень развития речи.

3.Разработать план  работы с этими родителями.

4.Подобрать соответствующую литературу

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991

В.В. Гербова  Развитие речи в детском саду.

Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004

Рахманова, Щетинина, Дыбина: Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников

 Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

 Федоренко Л. П., Г. А. Фомичева Г. А., В. К. Лотарев В. К., А. П. Николаевича А. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста/М.:1984. - 240с.

 Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997

 Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009

Интернет-источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...

Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности

Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...

Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной.Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду состоит в значительном увеличении возможностей каждого ребён...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

опыт работы по развитию речи в разных видах деятельности...