Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности
проект по развитию речи (младшая группа)
вовлечение детей в активную речевую среду. Развитие речи детей в разные режимные моменты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 209.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«центр развития ребенка – детский сад № 134 «Жемчужинка»
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Содержание
- Аннотация ………………………………………………………………………........ .с. 3
- Актуальность……………………………………………………………………… ….с. 3
- Цели и задачи………………………………………………………………………….с. 4
- Первый этап……………………………………………………………………… … с. 4
- Второй этап…………………………………………………………………………….с.5
- Заключительный этап………………………………………………………………....с. 6
- Список литературы…………………………………………………………………....с. 7
Аннотация.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Речь ребенка развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт малыш, являются развивающим потенциалом для него.
С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания». Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
Актуальность.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.
Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Как известно игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, потому что речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Цель проекта: вовлечение детей в активную речевую среду. Развитие речи детей в разные режимные моменты.
Задачи проекта:
повышать речевую активность детей;
развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь, интонационная выразительность речи);
развивать мелкую моторику;
воспитывать интерес к русскому фольклору, художественному слову;
развивать воображение, творческие способности;
воспитывать умение детей играть в коллективе;
способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.
Тип проекта: педагогическо - практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь - май
Участники проекта: дети 2 младшей группы № 10 «Звездочка», воспитатель Гаврилова Т.В., специалисты детского сада, родители.
Основные формы реализации проекта: занятия, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.
Методы проекта: познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, совместные игры.
Предполагаемый результат:
расширение и активизация словарного запаса у детей;
обогащение представлений об окружающем мире, о ближайшем окружении;
совершенствование звуковой культуры речи, выразительности, связной речи;
повышение уровня познавательной активности, коммуникативных способностей;
ознакомление родителей с приемами работы по речевому развитию дошкольников, их активное участие в проектной деятельности.
1.Первый этап подготовительный (разработка проекта).
Деятельность педагога:
определение проблемы, постановка цели и задач;
определение методов работы;
подбор методической и художественной литературы, иллюстративного
материала;
составление перспективного плана мероприятий;
анкетирование родителей;
создание условий, необходимых для реализации проекта.
Совместная деятельность с детьми:
формирование интереса к тематике проекта,
определение круга актуальных и посильных задач.
Работа с родителями:
повышение у родителей педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.
организация совместной работы педагога с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста.
2. Второй этап - формирующий – это целенаправленная работа с воспитанниками, родителями.
Рассматривание иллюстраций по сезонам, по лексическим темам. Слушание потешек (заучивание), чистоговорок, сказок и т. п. с использование мнемодорожек и мнемотаблиц.
Достаточно большое внимание уделялось работе с детьми по формированию их активной речи посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, обогащению словаря, развития речевого аппарата.
2.1.Работа с детьми.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта
Образовательная область «Речевое развитие» | Чтение произведений, рекомендованных программой «От рождения до школы». Рассматривание иллюстраций. Оформление книжного уголка. Оформление картотеки детской художественной литературы. Разучивание стихотворений, с помощью мнемотаблиц. Словесные речевые игры. Разучивание хороводных игр, считалок. Оформление картотеки игр по речевому развитию дошкольников. Планирование индивидуальной работы по речевому развитию во всех видах деятельности. |
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» | Лепка, рисование, аппликация, конструирование в соответствии с лексическими темами, рекомендованными образовательной программой детского сада и в свободной деятельности. Выставки детских работ. Рассматривание иллюстраций, альбомов в соответствии с лексической темой. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Дидактические игры по ФЭМП. Дидактические игры по экологическому воспитанию. Наблюдение в природе. Экскурсии (по саду, по территории детского сада, к проезжей части). Опытно-экспериментированная деятельность (раз в неделю). |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Шоферы», «Магазин (продукты, игрушки, одежда, обувь)», «Зоопарк», «Цирк», «Детский сад», «Кафе», «Заправка». Театрализованные игры. Подвижные и хороводные игры с текстом Обыгрывание построек. |
Образовательная область « Физическое развитие» | Беседы и игры по ФЗОЖ. Разучивание подвижных игр. Разучивание считалок. Использование дыхательной гимнастики; звуковой гимнастики; игр и упражнений для развития мелкой и общей моторики. |
2.2. Работа с родителями.
Консультации: «Роль семьи в развитии речи детей», «Подвижные игры в жизни ребенка», «Игры по дороге в детский сад» (для развития речи)
Беседы: «Как развивать связную речь дома», «Развиваем речь играя»
Индивидуальные консультации.
Размещение информации на странице сообщества в ВК.
2.3. Работа со специалистами.
Дети посещают кружки в детском саду.
Тесно сотрудничаем с учителем-логопедом детского сада Александровой С.Е.
3. Заключительный (обобщающий) этап.
Заключительный анализ показал, то что объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации : они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей. А вот присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний.
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.).
План работы на будущее.
1.Продолжать работать по теме « Развитие речевой активности у детей через исследовательскую деятельность»
2.Провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших низкий уровень развития речи.
3.Разработать план работы с этими родителями.
4.Подобрать соответствующую литературу
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991
В.В. Гербова Развитие речи в детском саду.
Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004
Рахманова, Щетинина, Дыбина: Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников
Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996
Федоренко Л. П., Г. А. Фомичева Г. А., В. К. Лотарев В. К., А. П. Николаевича А. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста/М.:1984. - 240с.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997
Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009
Интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...
Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности
Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...
Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной.Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду состоит в значительном увеличении возможностей каждого ребён...
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
«Развитие речи детейдошкольного возраста в разных видах деятельности»
опыт работы по развитию речи в разных видах деятельности...