ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
презентация по развитию речи
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видахдеятельности»
Слайд 1
Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития:
Слайд 2
Самая большая роскошь- это роскошь человеческого общения!
Слайд 3
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.
Слайд 4
Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой , Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой , Г.В.Чиркиной и другими.
Слайд 5
У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Её цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.
Слайд 6
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.
Слайд 7
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование
Слайд 8
Театрализованная игра:
Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.);
Совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Слайд 9
Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы). Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.
Слайд 10
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаем игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.
Слайд 11
В своей работе мы используем мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский
Слайд 12
Что нетрадиционного и нового мы используем в своей работе? Многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование нас вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.
Слайд 13
Мы считаем, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома: это - консультации, памятки, папки- передвижки.
Слайд 14
Картотека по развитию речи
Слайд 15
Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…
Е. И. Тихеева.(Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией. Е. И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.)
Слайд 16
Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Мы стараемся использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе мы намерены продолжать, потому что нас интересует проблема речевого развития детей.
Слайд 17
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха.
«Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
«Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
«Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
«Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
«Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
«Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
«Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
«Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
«Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.
« С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
«Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
«Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
«Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши
«Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
«Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
«Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи.
«Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
«Мяч бросаю, диких животных называю».
«Мяч передаю, деревья назову».
«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
«Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
«Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
«Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Игры с мячом для развития мелкой моторики.
«Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
«Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
«Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
«Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
«Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
«Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Игра: «Отгадай сказку по загадке»
Игра: «Из какой сказки картинка»
Игра: «Кто лишний»
Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-836005-1580751975.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной.Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду состоит в значительном увеличении возможностей каждого ребён...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1094301-1547208916.jpg)
Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"
Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/28/picture-715518-1451307787.jpg)
Обобщение опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/29/picture-1309785-1611902926.jpg)
Обобщение опыта работы «Развитие ловкости детей дошкольного возраста посредством игр с мячом»
Работая с детьми, определила, что наиболее эффективной формой физического развития и воспитания дошкольника является использование игр и игровых упражнений с мячом....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/05/picture-1499703-1701780456.jpg)
«Развитие речи детейдошкольного возраста в разных видах деятельности»
опыт работы по развитию речи в разных видах деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-989612-1514131389.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности
вовлечение детей в активную речевую среду. Развитие речи детей в разные режимные моменты...