Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки Н, Нь. Буква Н».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Левченко Наталья Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по обучению грамоте
«Звуки Н, Нь. Буква Н».

 

 

Составила:
Левченко Наталья Юрьевна.

 

 

 


Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Знакомство со  звуками Н, Нь. Буква Н».
Цель: познакомить детей со  звуками Н, Нь и буквой Н
Задачи:
Обучающие:
1) формировать умение определять твердость и мягкость буквы Н
2) закреплять умение давать характеристику звука [н], [н’] читать слоги с буквой Н.
3)формировать  умение  определять место звука в слове и обозначать его на схеме, используя условное обозначение.
Развивающие:
1) развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, связную речь, мышление.
Воспитательные:
1) Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе, воспитывать привычку работать сообща.
Предварительная работа: просмотр обучающих мультфильмов «Уроки тётушки Совы»
Оборудование: кукла тётушка Сова, карточка с буквой Н, картинки, буквы А, О, У, И, Э, Ы, круги зеленого и синего цвета, счетные палочки, звуковые домики.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! – Давайте начнем наше занятие с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой…).

– Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Воспитатель: Ребята сегодня в гости к нам пришла тётушка Сова!  И подготовила нам много интересных заданий! И она хочет познакомить вас с новым звуком и буквой. У нее для вас есть шкатулочка. Нужно её открыть и посмотреть, что же там лежит. Как вы думаете? Здесь лежат загадки.
Воспитатель: Ребята, тётушка Сова приготовила для вас загадки:

-Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
(Ножницы)

Я длинная и тонкая
Я смотана в клубок,
Сбежала от котёнка я
В укромный уголок
(Нитка)

Воспитатель: На какой звук начинаются слова ножницы  и нитка? Вы догадались, с каким звуком тётушка Сова вас хочет познакомить? (Ответы детей)
Какой первый звук слышится в слове ножницы? ([н])
А в слове нитка? ([н’])
Чем они отличаются? ([н] – звук твёрдый, а [н’] - мягкий)
Как вы думаете, это какие звуки, гласные или согласные? (согласные)
Почему вы так думаете? (их нельзя пропеть, воздушная струя на пути встречает преграду)
Давайте произнесём звук [н]. Что вы чувствуете? (Губы разомкнуты, зубы сближены, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка, воздушная струя встречает во рту преграду.)
А теперь, произнесите мягкий звук [н’], есть какая-то разница между ними? Попробуйте их произнести по очереди. (При произнесении звука [н] язык находится за верхними зубами, а при произнесении звука [н’] – за нижними).
Звуки [н] и [н’] обозначаются буквой Нн (Воспитатель показывает заглавную «Н»).
На что, похожа буква Н? (английская буква, часть от лестницы, рельсы и между ними шпала, кровать)
Давайте в воздухе указательным пальцем напишем букву Н.
Ребята, давайте сложим букву Н из счетных палочек на столе.
 Хотите поиграть? У тётушки Совы  есть интересная игра для вас.
Игра «Услышь звук»
Воспитатель: Тётушка Сова предлагает вам такую игру. Я буду называть слова, а вы если услышите в них звук [н] будете хлопать, звук  [н,] будете топать (ночь, танк, стул, день, команда, собака, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден)
Молодцы, вы все старались.
А теперь следующая игра от тётушки Совы.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Я буду называть слова, а вы – слова с противоположным значением (верхний-нижний, высушить-намочить, веселый-грустный, короткий-длинный, налево-направо, снять-надеть, высоко-низко, над-под, холодный-горячий, темный-светлый, пасмурный-солнечный)
Поработали, друзья, отдохнуть пришла пора!
Физминутка «Собрались мы все в кружок»
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Воспитатель: Молодцы, отдохнули. Ребята, мы с вами уже знаем буквы А, О, У, И, Э, Ы. Буква Н пришла к ним сегодня в гости. Давайте попробуем соединить эти буквы, что получиться? (чтение слогов НА, НО, НУ, НИ, НЭ, НЫ).
Что такое слоги? (часть слова).
Ребята, тетушка Сова предлагает вам еще сыграть в игу.
Игра «Подели слово на слоги. Сколько слогов в слове?»
санки, красный, кони, ночь, окно, огонек, носорог, ножницы, нож, нитки, бант, носки).
 Молодцы! С этим задание вы справились хорошо. У вас на столе лежат кружки зеленого и синего цвета и звуковые домики с тремя окошками. Эти домики обозначают слова. Первое окошко – начало слова, второе – середина, третье – конец слова.
Игра «Определи место звука в слове»
Я сейчас вам буду называть слова, а вы определите в каком месте слова есть звук [н] или [н’] (слон, носки, коньки, нож, носок, носорог, нитки, кино, синий)

Осмысление:

Ребята, кто приходи сегодня к нам в гости?

С какими звуками и буквой вы сегодня познакомились?

Что было самым интересным? Почему?

Со всеми ли заданиями мы справились?

Что было трудным для вас? Почему?

Где нам может это пригодиться?

Давайте попрощаемся с тётушкой Совой, она сейчас пойдет к ребятам  в другую группу.

 

Приложение:

«Развивающие игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста» http://doshkolnik.ru/component/search/?searchword=обучение+грамоте&ordering=&searchphrase=all

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Щ и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Щ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ч и буква Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ч...