Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес.»
Цель: Закрепление и расширение представления детей о многообразии зимующих птиц.
Програмное содержание:
*Формировать знания у детей об общих признаках птиц .
*Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц , наблюдательность , слуховое и зрительное внимание .
*Расширять словарный запас за счет существительных . прилагательных.
*Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
*Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных условиях.
*Воспитывать доброе отношение к природе.
Методы и приемы : беседа , вопросы, загадки ,прослушивание звукозаписей,
чтение художественных произведений.
Оборудование:
деревья ,иллюстрации зимующих и перелетных птиц, шаблоны одежды с вырезанными заплатками ( формы геометрических фигур), нарисованные следы птиц, клей, кисти, зерна ( пшена, гречки, риса), цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, нам сегодня пришло письмо . Давайте его вместе прочитаем.
(читают письмо)
« Дорогие , ребята! Приглашаю вас к себе в гости в зимний лес на лесную поляну. Только , чтобы до меня добраться , нужно будет выполнить несколько заданий. Выполнив их, вы попадете на мою полянку.»
С уважением Лесник.
Воспитатель:
Ну что , ребята, согласимся идти в гости?
Дети:
Воспитатель:
Ребята, но путь нам предстоит непростой. Нам нужно будет выполнять задания. Не боитесь трудностей?
Дети:
Воспитатель:
Ну тогда в путь. Только мы же с вами отправляемся в зимний лес, а для этого нужно одеться. Во что мы будем одеваться?
Дети: ( одеваем колготки, кофты, штаны , куртки, обувь , варежки ,шарфы)
Воспитатель:
Все одеты? Можно отправляться в дорогу.
( Звучит музыка ,идем с детьми по группе)
Воспитаель:
Ребята, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Зима – это самое волшебное время года. Она щедро укутывает землю серебром снежинок. Послушайте . как тихо в зимнем лесу. Воздух свежий , всюду много снега. Посмотрите, какой он пушистый. Какой еще снег?
Дети:
Воспитатель:
Ребята , но у зимы бывает и капризный , изменчивый характер. Какая может быть зима?
Дети:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите , на снегу чьи – то следы! Вы , случайно , не знаете чьи они?
Дети:
Воспитатель:
А чьи еще следы мы можем увидеть в зимнем лесу?
Дети:
Воспитатель:
Правильно. Но мы с вами пока видим только следы птиц, может нам повезет и мы увидим еще чьи – то следы. Ребята , а каких птиц вы знаете?
Дети:
Воспитатель:
А как мы называем птиц , которые зимуют у нас ?
Почему этих птиц называют зимующими?
Почему они могут зимовать в наших краях , переносить суровую зиму?
А как называются птицы , которые прилетают к нам весной?
Дети:
Воспитатель:
Правильно. Ребята , посмотрите . вот и первое задание, которое приготовил нам Лесник.
Все птички на поляне перепутались.
Нашей задачей будет разделить всех птиц на 2 группы.
На одно дерево нужно поселить перелетных , а на другое – зимующих.
Дети выполняют задание (каждый ребенок берет по одной птичке)
Воспитатель:
Давайте проверим , правильно ли вы справились с этим заданием.
Проверяем.
Молодцы, справились с этим заданием. Можем продолжать свое путешествие.
(Звучит музыка)
Снега много. Идти по снежному лесу трудно – высоко поднимаем ноги , т.к. они проваливаются в снегу , ведь он глубокий.
Устали? Отдохнем ?
Посмотрите , полянка подходящая для отдыха. Посидим , поговорим, наберемся сил для дальнейшего пути.(садимся на стульчики )
Ребята, давайте мы с вами охарактеризуем птиц. Какие они?
Дети:
Воспитатель:
У птиц есть….?
Дети:
Воспитатель:
А чем отличаются птицы друг от друга?
Дети:
Воспитатель:
Молодцы, все знаете.
Лесник приготовил нам еще одно задание.
« Четвертый лишний»
(нужно найти лишнего, объяснить почему)
( голубь, дятел , воробей, ласточка;
синичка, ворона, сорока, грач ;
аист, соловей, утка, воробей)
Воспитатель:
Молодцы, и с этим заданием Лесника справились мы с вами отлично. А теперь следующее задание Лесника.
« Отгадай загадку» . Любите загадки?
Воспитатель:
Слушайте внимательно :
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет , крошки собирает (воробей)
Это что за мужичок сел у дуба на сучок ?
Не велик , да деловит , зря ни сколько не сидит:
Он без молотка , без рук по стволу стучит : тук-тук ( дятел)
Выпал снег , метут метели , а к нам гости прилетели.
На рябину посмотри , там расселись ….( снегири)
Эти птицы рядом с нами , мы зовём их снегирями ,
И зимой в мороз и голод не покинет город …( голубь)
Воспитатель:
Молодцы , все загадки отгадали. Вы, наверное, устали? Поиграть хотите? Погреться? А то замерзли , наверное , сидеть? Давайте представим с вами , что мы – стайка воробьев.
Поиграем в игру « Стайка полетай –ка»
Физминутка (под музыку)
При словах : « стайка, полетай –ка» - бегаем па группе и размахиваем руками , как крыльями.
При команде : « стайка , приседай – ка» -приседаем
При команде :» стайка, зернышки , ягодки поклюй –ка» -дети , вновь бегут . размахивают руками.
Поиграли ? Согрелись? Продолжим наше путешествие. Вот и добрались до домика Лесника. Давайте зайдем к нему в дом. ( стучим, заходим)
Ой , ребята, Лесника что-то нет . Наверно , задержался по своим лесным делам. Давайте его немного подождем. Ребята, посмотрите , у Лесника что- то все разбросано, ему некогда , наверно, навести порядок. Посмотрите . сколько дырявых носок, варежек и на рубашках дырки.
Поможем Леснику ? Все заштопаем?
« Почини одежду» ( под музыку)
Воспитатель:
Ребята , берем себе по одной вещи и подбираем для неё заплатки. (заплатки имеют форму геометрических фигур )
Все зашьём и сложим по парам по местам.
Все починили , разложили.
Молодцы. Лесник придет и, я думаю , очень обрадуется.
Ребята , посмотрите , перед домом Лесника стоит дерево и на нем что-то висит. Вы не знаете что это такое?
Дети: ( кормушка)
Воспитатель:
А для чего она нужна?
Дети:
Воспитатель:
А у нас с вами на участке , в детском саду , есть кормушки ?
Дети:
Воспитатель:
Да , ребята, зимой мы с вами должны помогать птицам, подкармливать их. А какой корм кладется в кормушку для птиц?
Дети:
Воспитатель:
Ребята , давайте покормим птиц ( коллективная работа)
Сейчас мы с вами разделимся : одни будут в кормушку сыпать корм , а другие – приклеивать птиц на дерево и кормушку.
После выполнения задания дети читают стих Александра Яшина
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся , как домой ,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть, зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Появляется Лесник ( переодетый взрослый)
Лесник: Здравствуйте , ребята .Извините , что задержался. Много дел в лесу зимой. Я смотрю вы мне навели порядок, спасибо. А мне все некогда. И птиц покормили. Молодцы. Со всеми моими заданиями справились. Это хорошо. Много знаете о птицах.
Ребята, я хочу познакомить вас еще с одной птичкой. Посмотрите вот на ту елочку. Что вы видите?
Дети: (птица в гнезде)
Зимой можно увидеть в наших краях Клеста – лесную птицу.
Клест- большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Только одни клесты зимой высиживают птенцов. Делают теплые гнезда из веток, мха , перьев. Уже в этом месяце (в феврале) у них появятся птенцы. Питаются клесты семенами шишек. Поэтому у них такой интересный клюв.
Ну ,кто запомнил , что это за птица мороза не боится?
Дети: ( клест)
Воспитатель:
Уважаемый лесник, нам у вас хорошо , но нам пора возвращаться домой. Спасибо вам за всё и за интересную информацию.
Лесник дает детям угощение.
Воспитатель:
Ну а нам пора возвращаться ( под музыку).
До свидания. Идем той же дорогой.
Вот и пришли.
Рефлексия:
Раздеваемся , садимся поудобнее и вспоминаем где мы были?
К кому ходили в гости?
Что видели в зимнем лесу?
Какие задания Лесника выполняли?
Какую интересную информацию нам рассказал Лесник?
Молодцы!
Все запомнили!
Понравилось вам наше путешествие?
Спасибо всем за занятие. Все хорошо работали!