Конспект интегрированно-комплексного занятия по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Повествовательный рассказ по сюжетной картине «Река замерзла»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мухамадеева Лилия Николаевна

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rech_razv_reka_zamerzla.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированно-комплексного занятия по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Повествовательный рассказ по сюжетной  картине «Река замерзла»»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Повествовательный рассказ по сюжетной картине «Река замерзла».

Интеграция:  игровая деятельность, изобразительная деятельность, художественное восприятие.

Цель: способствовать формированию представления детей о структуре рассказа.

Задачи:

Образовательные задачи:

связная речь: формировать у детей умения составлять связной рассказ о своих впечатлениях, не отступая от заданной темы;

словарь: углубить понимание слов (зима, заморозила, запорошила).

грамматика: способствовать формированию у детей умения грамматически правильно строить предложения, образование родственных слов, образование уменьшительно-ласкательных слов;

звуковая культура речи: развивать умение отчетливо и внятно произносит фразы, обратить внимание детей на то, что слоги-части в слове звучат по разному.

Развивающие задачи:

 развитие образной речи, развитие монологической речи, художественного восприятия, наблюдательности.

Воспитательные задачи:

воспитание познавательного интереса, чувства дружбы.

Средства: сюжетная картина «Река замерзла», бумажная снежинка (письмо-послание).

Индивидуальная работа: развитие речи у Сережи, активизировать словарный запас у Марины, закрепить с Димой родственные слова.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня на нашем окне я обнаружила вот такую большую и красивую снежинку. Интересно, что это? Дети, как вы думаете?

Дети: письмо

Воспитатель: А кто прислал это письмо-послание? Чтобы это узнать,  послушайте стихотворение:

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила»

Дети: от Зимы

Воспитатель:  А как вы догадались?

Дети:  запорошила дорожки, на санках прокатила, разукрасила окошки

Воспитатель:  Дети, а что еще происходит зимой?

Дети: зимой идет снег, на улице холодно, деревья покрываются инеем, замерзают реки озера.

Воспитатель:  А хотите со мной поиграть в одну игру?

Дети:  да

Воспитатель:  Игра называется «Что наделала зима». Я говорю начало, а  вы продолжаете:

Игра

«Что наделала зима?»

Зима пришла с морозами и все … - (заморозила).

Метель мела и все тропинки  (что сделала?) … - (замела).

Река покрылась льдом и вся … - (заледенела)

Зима позвала вьюгу и все … - (завьюжила)

Снежная пороша дорожки все  … (запорошила)

Воспитатель:  Какие красивые глаголы мы с вами подобрали к слову «зима». Давайте их вспомним

Дети:  заморозила, замела, заледенела, завьюжила, запорошила

Воспитатель:  А что означает слово «заледенела»

Дети:  покрылась льдом, затвердела от холода

Воспитатель:  А что значит слово «завьюжила»?

Дети:  замести снегом, вьюгой

Воспитатель:  А что значит слово «запорошить»?

Дети:  засыпать снегом,

Воспитатель:  А чем слово «завьюжить» отличается от слова «запорошить»?

Если дети затрудняются с ответом, то следует объяснить, что «завьюжить» - это закрутить, замести снегом (как часто происходит во время вьюги (метели)), а «запорошить» это засыпать снегом или чем-то сыпучим, обычно в маловетреную погоду.

Внесение картины « Река замерзла»

Воспитатель:  Дети, перед вами картина. Посмотрите на нее внимательно и ответьте на вопрос. Какое время года здесь изображено?

Дети:  зима

Воспитатель:  А что случилось с рекой?

Дети:  замерзла

Воспитатель:  А кто нарисован на картине?

Дети:  мальчики и девочки

Воспитатель:  Что делают мальчики?

Дети:  катаются на коньках

Воспитатель:  А что делает девочки

Дети:  Смотрят, катаются на лыжах, гуляет с собакой

Воспитатель:  Давайте придумаем этим мальчикам и девочкам  имена, но так, чтобы в именах были звуки «с» или «ш»

Дети:  Саша, Паша, Миша, Даша, Маша

Воспитатель:  Что делают Саша и Паша?

Дети:  катаются на коньках

Воспитатель:  Что делает Маша?

Дети:  Смотрит на мальчиков и гуляет с собакой

Воспитатель:  А что делает Миша?

Дети:  катается на санках, несет морковку для снеговика

Воспитатель:  А что делает Даша?

Дети:  катается на лыжах

Воспитатель:  А как вы думаете, кто это рядом с ней

Дети:  папа (дядя, брат)

Воспитатель:  Ну вот, мы посмотрели всю картинку. Никого не забыли? А теперь давайте составим рассказ о том, что мы видим на картинке. Я начну, а вы продолжите (дети работают сообща, рассказ строится из реплик каждого ребенка)

… Наступила зима. Река замерзла, ее покрыл зеркальный лед. Дети обрадовались зиме…

Дети:  …и пошли на речку кататься на коньках, на лыжах, на санках.

        Саша и Паша катаются на коньках, а маленькая Маша со своим щенком за ними наблюдает. Дети слепили снеговика. Снеговик получился большой, и Миша принес для него морковку. Он будет  кататься на санках. Даша с папой в красивых спортивных костюмах катаются на лыжах.

Зима - веселое время года.

Воспитатель:  Молодцы! Какой замечательный у нас получился рассказ. Айнур расскажи нам рассказ целиком  (выбирается ребенок, для которого это задание будет по силам).

Воспитатель:  А какое название вы бы дали этой картине?

Дети:  зима, зимние забавы, дети зимой.

Воспитатель:  А художник назвал картину «Река замерзла».  Как  вы думаете, почему?

Дети:  Потому что, когда река замерзает на ней можно играть

Воспитатель:  Дети, а как вы понимаете  «река замерзла», что ей холодно стало?

Дети:  Нет, она покрылась льдом.

Воспитатель:  Какие  же вы умники, все вы знаете! А давайте сейчас мы поиграем с вами вот в такую игру. Я буду читать стихотворение, а вы мне будете его показывать. Хорошо?

Игра «Зима»

Наконец пришла зима, (разводят руки в стороны).

Стали белыми дома  (складывают руки домиком над головой).

Снег на улице идет,  (двигают руками сверху вниз).

Дворник улицу метет (имитируют).

Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед).

Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину,  кружатся).

Ловко бегаем на лыжах, (имитируют).

И играем все в снежки (лепят и бросают снежок).

Воспитатель:   А давайте узнаем сколько «родственников» у слова «снег», я буду читать стихотворение, а вам нужно будет его окончить.

Игра

«Доскажи слово»

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю …(снег).

С неба все скользят пушинки -

Разноцветные … (снежинки).

На дорожки, на лужок

Тихо падает… (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее … (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Это девочка - … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой … (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил … (снег)»

Воспитатель:  Как много «родственников» у слова «снег». Давайте еще раз вспомним родственные слова. 

Дети:  снег, снежок, снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегири.

Воспитатель:  А сейчас я буду говорить вам слово, а вы это слово должны сказать ласково

Дидактическое упражнение

«Назови ласково»

Зима – (зимушка), мороз – (морозец), лед – (ледок), холод – (холодок), снежинка – (снежиночка),  снег – (снежок), санки – (саночки), гора – (горочка), метель – (метелица).

Воспитатель:  Вот какие вы молодцы! Любите зиму? А вот зимушка в своем послании интересуется, знаете ли вы пословицы о ней?

Дети: 

«Много снега – много хлеба»

«Любишь кататься – люби и саночки возить»

«Мороз не велик, да стоять не велит»

«Хороший снежок урожай сбережет»

«Зима снежная – лето дождливое

Дыхательное упражнение

«Снежинки»

Воспитатель:  Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают веселые снежинки. Я вас превращу в холодный ветер, а вы мне поможете подуть на снежинки. А вы умеете правильно дуть?  Дуть надо так: - вдыхаем глубоко носом, плечи поднимаем. При выдохе щеки не надуваем (дети дуют на снежинку).

Анализ занятия

Воспитатель:  Дети мы сегодня с вами узнали много интересного о зиме. Мы с вами поиграли, узнали новые слова. А что вам понравилось сегодня больше всего? А чем бы вы хотели заняться завтра?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие". Тема: "Пересказ рассказа "Бабочка"

Данный материал может быть использован воспитателями при обучении дошкольников пересказу в подготовительной группе....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область - речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» старшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для старшей гру...

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие", тема "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами" с детьми 6-7 лет

Задачи:Продолжать развивать умения у  детей составлять рассказ, по сюжетной картине, используя имеющиеся у них представления  о жизни диких животных (лиса).Продолжать формировать умение согл...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" старшая группа.

Конспект организованной образовательной деятельности.Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат".старшая группа....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Цель: формировать умение детей пересказывать текст с помощью приемов мнемотехники, с  использованием интерактивного стола. Образовательные задачи:-Продолжать учить детей  передавать сод...