Занятие по речевому развитию (ЧХЛ) Тема: «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь», Рассказ Г. Скребицкого «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Еремеева Елена Александровна

Данное занятие направлено на развитие интереса к художественной литературе, формирование эмоционально-образного восприятия произведения и навыков творческого рассказывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию (ЧХЛ)

Тема: «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь», Рассказ Г. Скребицкого «Осень».

Цель:

-развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания.

Задачи: 

- формировать эмоциональное восприятие произведений живописи;

- развивать умение у детей передавать свои впечатления;

- обогащать словарь определениями;

- активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов;

- воспитывать интерес к образовательной деятельности

Оборудование: Репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстрации и) с осенними пейзажами, аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень»), видео «Рассказ из книги «Четыре художника. Осень» Г. Скребицкий».

Ход занятия.

1. Организационный и мотивационный момент.

В: Ребята, послушайте загадку:

Вот художник так художник -

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? 

Д: Осень.

В: Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая? 

Д: Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.

В: Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? 

Д: Осенью становится холоднее, часто идут дожди, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.

В: Осень бывает разная. Какая может быть осень? 

Д:  Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т.д.

2. Вводная часть.

На стенде выставлены иллюстрации с изображением разных периодов осени.

В: Ребята, я хочу напомнить вам о самом начале осени. Погода стояла теплая, листья на деревьях только начали желтеть, солнце согревало землю. Небо ранней осенью ярко-голубое. Посмотрите внимательно на картины и найдите такую, на которой изображена ранняя осень.

Дети выбирают.

В: Объясните, почему вы выбрали именно эту картинку?

Д: Деревья еще не все сменили окраску, есть деревья с зелеными листьями.

В: Потом листья стали разноцветными, а погода холодной, птицы начали улетать в теплые края. Как называется эта пора осени?

Д: Золотая осень.

В: Найдите картинки, изображающие золотую осень.

Дети выполняют.

3.Основная часть.

В: Послушайте, как красиво, ярко рассказал об осени писатель Георгий Скребицкий. (Воспитатель читает рассказ Г. Скребицкого «Осень»).

Видео «Рассказ из книги «Четыре художника. Осень» Г. Скребицкий» (демонстрируется без звука, воспитатель читает).

В: Вы прослушали внимательно рассказ, и теперь настала очередь побеседовать с вами о прочитанном. Как украсила осень березы и клены?

 Д: Осень покрыла березу и клён лимонной желтизной.

В: Скажите, ребята, с чем сравниваются листья осинок в рассказе?

Д:  Листья осинок Осень сравнила со спелыми яблоками, потому что окрасила их в  ярко-красный цвет.

В: Ребята, хотелось бы узнать, как автор говорит о дубе?

Д: Писатель описывает дуб и сравнивает его со столетним богатырем, который стоит такой могучий и потряхивает своей густой листвой.

В: Ребята, наш художник хочет знать, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Если можете, скажите об этом по-другому или своими словами.

Д: Кусты и деревья Осень разукрасила в красный и желтый цвета, лишь только ели она оставила такими же вечнозелеными.

Физминутка


Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) 
На ветках мы сидим. 
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.) 
Мы летели, мы летели 
И на землю тихо сели. (Присели.) 
Ветер снова набежал 
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) 
Закружились, полетели 
И на землю снова сели. (Присели.) 

В: Вглядитесь внимательно в картины с изображением золотой осени. Найдите в них то, о чем говорилось в рассказе. А чего нет на картинах?

 Д. На первой картине мы видим могучий дуб с разноцветными листьями, а на второй картине поляна осинок с красными и желтыми листьями.

В: А скажите, пожалуйста, чего нет на картине?

Д: :На картине нет кустарников и  перелетных птиц в небе.

В: Внимательно рассмотрите осенний пейзаж художника Валентина Серова. Подумайте, что можно рассказать об осени, изображенной на этой картине. А рассмотреть картину вам поможет музыка.

Воспитатель включает аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» («Осень»).

В: Какое настроение — радостное или грустное — вызывает у вас эта картина? Почему?

В: Начало или конец осени изображены на картине? Как вы об этом догадались?

В: Какой день изображен на картине? Какими красками показал это художник?

В: Представьте, что вы оказались на этой дороге, опушке леса. Что бы вы услышали?

В: Ранней осенью дни бывают какими? А теперь? Ранней осенью деревья какие? А теперь? Как о них можно сказать?

В: Ребята, представьте себе, что за окном поздняя осень, начался листопад.  Какие вы представляете перед собой проходящие изменения в природе. Я вас попрошу рассказать о них и зарисовать на листе бумаги.

На каждом столе лежат листы бумаги, карандаши цветные, краски, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек, кисти.

В: Умницы, вы прекрасно справились с заданием, нашему художнику понравились ваши рисунки.

Выставка рисунков.

4. Итог занятия.

- С каким произведением познакомились?

- Какие периоды осени вы запомнили?

- Что запомнилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по к...

Конспект занятия по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Дети играют" вторая младшая группа

Цель: Учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить...

НОД по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Лиса и лисята"

НОД по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Лиса и лисята"...

Конспект занятия старшая группа развитие речи Тема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Конспект занятия старшая группа развитие речиТема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»Цель. Закрепить представления детей об осеннем времени года, развивать диалогическую ре...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Рассматривание картины И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» в старшей группе №5 компенсирующей направленности

Ведущим средством в речевом развитии детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются различные виды искусства, и в частности, пейзажная жив...