Занятие по речевому развитию (ЧХЛ) Тема: «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь», Рассказ Г. Скребицкого «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие направлено на развитие интереса к художественной литературе, формирование эмоционально-образного восприятия произведения и навыков творческого рассказывания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по речевому развитию (ЧХЛ)
Тема: «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь», Рассказ Г. Скребицкого «Осень».
Цель:
-развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания.
Задачи:
- формировать эмоциональное восприятие произведений живописи;
- развивать умение у детей передавать свои впечатления;
- обогащать словарь определениями;
- активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов;
- воспитывать интерес к образовательной деятельности
Оборудование: Репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстрации и) с осенними пейзажами, аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень»), видео «Рассказ из книги «Четыре художника. Осень» Г. Скребицкий».
Ход занятия.
1. Организационный и мотивационный момент.
В: Ребята, послушайте загадку:
Вот художник так художник -
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
Д: Осень.
В: Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая?
Д: Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.
В: Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
Д: Осенью становится холоднее, часто идут дожди, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.
В: Осень бывает разная. Какая может быть осень?
Д: Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т.д.
2. Вводная часть.
На стенде выставлены иллюстрации с изображением разных периодов осени.
В: Ребята, я хочу напомнить вам о самом начале осени. Погода стояла теплая, листья на деревьях только начали желтеть, солнце согревало землю. Небо ранней осенью ярко-голубое. Посмотрите внимательно на картины и найдите такую, на которой изображена ранняя осень.
Дети выбирают.
В: Объясните, почему вы выбрали именно эту картинку?
Д: Деревья еще не все сменили окраску, есть деревья с зелеными листьями.
В: Потом листья стали разноцветными, а погода холодной, птицы начали улетать в теплые края. Как называется эта пора осени?
Д: Золотая осень.
В: Найдите картинки, изображающие золотую осень.
Дети выполняют.
3.Основная часть.
В: Послушайте, как красиво, ярко рассказал об осени писатель Георгий Скребицкий. (Воспитатель читает рассказ Г. Скребицкого «Осень»).
Видео «Рассказ из книги «Четыре художника. Осень» Г. Скребицкий» (демонстрируется без звука, воспитатель читает).
В: Вы прослушали внимательно рассказ, и теперь настала очередь побеседовать с вами о прочитанном. Как украсила осень березы и клены?
Д: Осень покрыла березу и клён лимонной желтизной.
В: Скажите, ребята, с чем сравниваются листья осинок в рассказе?
Д: Листья осинок Осень сравнила со спелыми яблоками, потому что окрасила их в ярко-красный цвет.
В: Ребята, хотелось бы узнать, как автор говорит о дубе?
Д: Писатель описывает дуб и сравнивает его со столетним богатырем, который стоит такой могучий и потряхивает своей густой листвой.
В: Ребята, наш художник хочет знать, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Если можете, скажите об этом по-другому или своими словами.
Д: Кусты и деревья Осень разукрасила в красный и желтый цвета, лишь только ели она оставила такими же вечнозелеными.
Физминутка
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
В: Вглядитесь внимательно в картины с изображением золотой осени. Найдите в них то, о чем говорилось в рассказе. А чего нет на картинах?
Д. На первой картине мы видим могучий дуб с разноцветными листьями, а на второй картине поляна осинок с красными и желтыми листьями.
В: А скажите, пожалуйста, чего нет на картине?
Д: :На картине нет кустарников и перелетных птиц в небе.
В: Внимательно рассмотрите осенний пейзаж художника Валентина Серова. Подумайте, что можно рассказать об осени, изображенной на этой картине. А рассмотреть картину вам поможет музыка.
Воспитатель включает аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» («Осень»).
В: Какое настроение — радостное или грустное — вызывает у вас эта картина? Почему?
В: Начало или конец осени изображены на картине? Как вы об этом догадались?
В: Какой день изображен на картине? Какими красками показал это художник?
В: Представьте, что вы оказались на этой дороге, опушке леса. Что бы вы услышали?
В: Ранней осенью дни бывают какими? А теперь? Ранней осенью деревья какие? А теперь? Как о них можно сказать?
В: Ребята, представьте себе, что за окном поздняя осень, начался листопад. Какие вы представляете перед собой проходящие изменения в природе. Я вас попрошу рассказать о них и зарисовать на листе бумаги.
На каждом столе лежат листы бумаги, карандаши цветные, краски, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек, кисти.
В: Умницы, вы прекрасно справились с заданием, нашему художнику понравились ваши рисунки.
Выставка рисунков.
4. Итог занятия.
- С каким произведением познакомились?
- Какие периоды осени вы запомнили?
- Что запомнилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Рассматривание картины «Коза с козлятами» для детей младшего дошкольного возраста.
laquo;Рассматривание картины «Коза с козлятами»...
конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/
Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по к...
Конспект занятия по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Дети играют" вторая младшая группа
Цель: Учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить...
НОД по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Лиса и лисята"
НОД по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Лиса и лисята"...
Конспект занятия старшая группа развитие речи Тема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
Конспект занятия старшая группа развитие речиТема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»Цель. Закрепить представления детей об осеннем времени года, развивать диалогическую ре...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Рассматривание картины И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» в старшей группе №5 компенсирующей направленности
Ведущим средством в речевом развитии детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются различные виды искусства, и в частности, пейзажная жив...