НОД по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Лиса и лисята"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соловьёва Мария Павловна

НОД по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Лиса и лисята"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:

«Рассматривание картины «Лиса и лисята».

Воспитатель: Соловьёва М.П.

18.02.2021 год

                                                                                                                                              

Тема: Рассказывание по картине «Лиса с лисятами»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание.

Цель: развитие устной речи.

Задачи: 

  • Продолжать учить детей составлять рассказ, по сюжетной картине используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса), опираясь на картинки-подсказки.
  • Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  • Понимать смысл образных выражений в загадках.
  • Развивать у детей воображение, наблюдательность, интерес к окружающей природе;
  • Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать формы диалогической речи.
  • Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картине.
  • Развивать у детей умение высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарища.
  • Воспитывать доброе отношение к природе, бережное отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость;
  • Воспитывать, уважительное отношение друг к другу: быть, всегда вежливым собеседником и последовательным рассказчиком.

Оборудование:

  • Картина «Лиса с лисятами»;
  • Интерактивная доска.
  • Компьютер
  • Листы бумаги
  • 4 красные фишки, 4 желтые

Предшествующая работа

  • Рассматривание дидактического материала «Дикие животные»;
  • Беседа на тему «Где живёт лиса с лисятами»;
  • Д /и «Кто где живёт?», «Большие и маленькие»; «Да/нет
  • Отгадывание загадок;
  • Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок о диких животных;

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: Отлично. Сегодня мы с вами немного попутешествуем, а куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Он большой, густой, зеленый

Представляет целый дом

В нём найдут приют и птицы,

Зайки, волки, кабаны.

Дети: Лес.

Воспитатель: Верно.  Раз – два – три, глазки ты сомкни, вокруг себя два раза обойди и в сказку попади!

(Дети открывают глаза. Звучит аудиозапись пения птиц и шум деревьев)

Воспитатель: Ребята, слышите? Мы действительно попали в лес!

Дети: Да, точно.

Воспитатель: Предлагаю поиграть нам в лесную школу, и прежде чем сесть на стул, каждый из вас назовет дикое животное, обитающее в лесу, в качестве которого вы присутствует в лесной школе.

Дети называют свое животное и садятся за стол.

Воспитатель: Какие животные живут в лесу мы уже вспомнили. В лесной школе у нас будет помощница — узнайте кто это, отгадав загадку:

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной
 — …

Дети: Лиса. 

Воспитатель: Почему вы считаете, что это лиса?

Дети: Потому что лиса рыжая, хитрая, её называют плутовкой, у неё пушистый и красивый хвост.

Воспитатель: Да, ребята, вы всё говорите верно. Посмотрите какая красивая картина. Ребята, кого вы видите на картине?

Дети: лиса с лисятами.

Воспитатель: Верно. Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Лето

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Зеленая трава, цветы, грибы растут, ягоды.

Воспитатель: Я с вами согласна, на картине «Лето». Что делает лиса?

Дети: Гуляет, наблюдает за лисятами.

Воспитатель: Что делают лисята?

Дети: гуляют в лесу.

Воспитатель: Как можно назвать картину?

Дети: Лиса и лисята гуляют в лесу.

Воспитатель: Чтобы мы рассмотрели картину лучше, предлагаю вам взять на столе один листок и сделать из него подзорную трубу. У всех получилось сделать подзорную трубу?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Кто назовет больше предметов, которые находятся на картине. При ответе, поднимайте руку.

Дети: деревья, лиса, грибы, мышка, цветы, трава.

Воспитатель: Молодцы ребята. У вас отлично получилось рассмотреть все предметы на картине. Кладите подзорную трубу на стол. Давайте рассмотрим лису. Какая она? 

Дети: Большая, крупная, рыжая, пушистая, хитрая и т. д.

Воспитатель: Какие у лисы глаза, нос, уши, хвост?

Дети: Глаза хитрые, умные, уши треугольные, хвост пушистый, красивый.

Воспитатель: У лисы длинный хвост. Как ее можно назвать одним словом? Какая она?

Дети: Длиннохвостая.

Воспитатель: Как можно ласково назвать лису?

Дети: Лисичка

Воспитатель: Как ласково назвать лисенка?

Дети: Лисеночек.

Воспитатель: Сколько на картине всего лисят?

Дети: два

Воспитатель: как ласково назвать всех лисят?

Дети: Лисяточки, лисятки.

Воспитатель: Лиса стала главной героиней многих сказок. Давайте вспомним их названия.

Дети: «Колобок», «Лиса и волк», «Лиса и мышонок», и т. д.

Воспитатель: Молодцы ребята, много сказок вспомнили. А теперь предлагаю немного отдохнуть. Встаньте на ковер.

Физическая минутка

(видео на интерактивной доске. Собираем грибы/ягоды)

Воспитатель: Ребята, для следующей игры предлагаю разделиться на команды. Для этого вам необходимо взять на столе 1 фигуру. Разделитесь на команды по цвету фигур. У вас получилось разделится на команды?

Дети: Да

Воспитатель: Каждая команда, вместе, придумает рассказ-историю. Что могло приключиться с лисой и лисятами, когда они вышли на прогулку по лесу. Вам на помощь придут картинки на экране.

Дети рассказывают свои истории.

Воспитатель: Умницы ребята. У вас получились замечательные истории. Возвращайтесь на свои места за стол.  Предлагаю вам поиграть в нашу любимую игру «Да – нетка». Хотите поиграть?

Дети: Да

Воспитатель: Напомню правила игры. Кто-то из нас загадывает 1 предмет на картине, остальные пытаются отгадать предмет, задавая вопросы, на которые можно получить ответ только «да» или «нет» – цвет, форма, местонахождение, размер. Вы готовы ребята?

Дети: да

Игра. 2-3 человека.

Воспитатель: Умницы ребята, вам понравилась игра?

Дети: да.

Воспитатель: Молодцы. Вставайте со своих мест на ковер. Закрывайте глаза. 1,2,3 повернитесь и в саду вы очутитесь…Мы снова вернулись в детский сад.

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось?

Самоанализ занятия

непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:

«Рассматривание картины «Лиса и лисята».

Тема: Рассказывание по картине «Лиса с лисятами»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание.

Цель: развитие устной речи.

Задачи: 

  • Продолжать учить детей составлять рассказ, по сюжетной картине используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса), опираясь на картинки-подсказки.
  • Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  • Понимать смысл образных выражений в загадках.
  • Развивать у детей воображение, наблюдательность, интерес к окружающей природе;
  • Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать формы диалогической речи.
  • Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картине.
  • Развивать у детей умение высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарища.
  • Воспитывать доброе отношение к природе, бережное отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость;
  • Воспитывать, уважительное отношение друг к другу: быть, всегда вежливым собеседником и последовательным рассказчиком.

Цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

Занятие соответствует:

- общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

- комплексно – тематическому принципу (тема данного занятия выбрана в контексте общей темы «Дикие животные»).

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

Структура НОД

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.

Непосредственно - образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов:

- вводная часть: (организация детей) –3 минуты

- основная часть: (практическая деятельность) -19 минут

- заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.

Вводная часть. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей к деятельности. Активировала внимание сюрпризным моментом – мы оказываемся в лесу. На организационном этапе НОД был применен Мотивационный этап. Отгадывали загадки.

Основная часть. НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, я использовала игровую ситуацию – лесная школа. Разыгрывая ситуацию, задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.

Работа проходила содержательно, дети рассматривали картину, отвечали на вопросы. Так же на этом этапе была групповая работа в команде, где с опорными картинками дети придумывали рассказ.

Воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа.

Здесь же продолжалась работа с картиной, с помощью игры «Да/нет».

Заключительная часть. Был подведен итог учебной деятельности с помощью вопросов. Рефлексия.

Все части отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей группой и использовала индивидуально-дифференцированный подход, работа в команде.

Использовала также такие методы и приемы:

  • сюрпризность
  • создание игровой ситуации
  • использование детского опыта;
  • самоконтроль и взаимоконтроль;
  • - выполнение физ. Минутки;
  • словесный;
  • наглядно-демонстрационный.

В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.

Вопросы педагога носили развивающий характер.

Оценка результативности деятельности

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Дети получили новые впечатления, ушли с хорошим настроением. Единственно, я хотела бы, чтобы малоактивные дети не только слушали, но и сами проявляли свою активность. К этому буду стремиться в дальнейшей работе. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Я считаю, что выбранная мной форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены.

Длительность занятия 25 минут, что соответствует нормам СанПиНа.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.

Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО "Речевое развитие") в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

В конспекте открытого занятия имеются различные материалы (мнемодорожка, презентация, схема), которые помогут воспитаннику лучше познакомиться с творчеством автора Е. Чарушина и бы...

Конспект НОД по речевому развитию "Лисята"

Конспект НОД ро речевому развитию для детей старшей группы....

Конспект ОИС по речевому развитию в подготовительной группе с использованием образовательных технологий Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Программное содержание:- обучение  детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;- обучение  отвечать на вопросы воспитате...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...

Занятие по речевому развитию Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Дети учатся пересказывать рассказ Лисята  с помощью мнемосхемы....

Конспект ОД "Речевое развитие". «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Развивать умение детей  связанному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий....