конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: развивать умение у детей составлять рассказ по картине «Лиса с лисятами».
Задачи:
Образовательные задачи.
- Продолжать развивать умения у детей составлять рассказ, по сюжетной картине, используя имеющиеся у них представления о жизни диких животных (лиса).
- Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Закреплеть формы предложного падежа существительных.
- Понимать смысл образных выражений в загадках.
- Обогащать речь прилагательными и глаголами
Развивающие задачи.
- Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать формы диалогической речи.
- Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику и целостное восприятие.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать доброе отношение к природе, бережное отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость;
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира) ;
Методы и приемы: Организационный момент, загадывание загадки, вопрос-ответ, физкультминутка, составление рассказа, игра «Кто, где живет», проговаривание чистоговорки, подведение итога.
Материалы и оборудование: игрушка лисенок, картина «Лися с лисятами», картинки к игре «Кто, где живет».
Ход занятия:
Дети стоят полукругом с воспитателем на паласе.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Ответы детей: здравствуйте.
Воспитатель: А теперь давайте сядем на палас (без стульев), я попрошу вас ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься и попробуете отгадывать мою сложную загадку.
В лесу живёт плутовка,
Хитры её глаза,
А цветом, как морковка,
Пушистая...
(Лиса)
Воспитатель показывает лису.
Воспитатель: ребята, кто это?
Ответы детей: лисёнок.
Воспитатель: Верно. Что нужно сделать?
Ответы детей: поздороваться, здравствуй, лисёнок.
Воспитатель: а теперь давайте его рассмотрим. Опишем лисёнка. Будем передавать лисенка друг друга, и отвечать на мои вопросы. Какая у него шерстка
Ответы детей: мягкая, пушистая, рыжая
Воспитатель: какая у него мордочка?
Ответы детей: острая, узкая, вытянутая
Воспитатель: Зачем ему такая мордочка?
Ответы детей: чтобы норку удобнее рыть, мышей ловить
Воспитатель: Какой у него хвост?
Ответы детей: длинный, мягкий, с белым кончиком.
Воспитатель: У лисенка красивый длинный хвост. Как его можно назвать, одним словом?
Ответы детей: Длиннохвостый
Воспитатель: Назовите его папу
Ответы детей: лис
Воспитатель: а маму
Ответы детей: лиса.
Воспитатель: Как называют детенышей лисы?
Ответы детей: лисята
Воспитатель: а если один, то …
Ответы детей: лисенок.
Воспитатель: Какие у лисёнка глазки
Ответы детей: Глазки хитренькие.
Воспитатель: ребята, лиса является героиней многих сказок. Я вам предлагаю немного поработать в группах. Все подойдите к столу, девочки выберут сказки, в которых встречается лиса, а мальчики выберут сказки, в которых лисы нет.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель: кто выбрал, берите иллюстрации, вешайте их на доску и давайте вспомним в каких сказках есть лиса.
Ответы детей: «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Воспитатель: В сказках лиса какая?
Ответы детей: хитрая.
Воспитатель: Мы говорим про лису: «хитрая лиса». А если она очень хитрая, значит, как можно сказать про такую лису?
Ответы детей: Хитрющая.
Воспитатель: а как вы думаете, наш лисёнок какой?
Ответы детей: добрый, милый и пр.
Воспитатель: а давайте сегодня немного пофантазируем и посочиняем рассказ про лисят, хотите?
Ответы детей: да.
Воспитатель: но, для начала нам нужно в роль воплотиться и в лисят всем превратиться.
Вокруг себя повернись и в лисят превратись.
Дети кружатся, «превращаются». Воспитатель показывает характерные для лисы движения. Выходят на палас, встают полукругом для физкультминутки.
У лисицы острый нос,
(показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост,
(показываем руками сзади «хвост»)
Шуба рыжая лисы
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает,
(идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает.
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Я - охотница до птицы!
(хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь,
(ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь.
(присесть, сжаться в комок)
После прыгну и схвачу,
(прыжок в сторону)
Деткам в норку отнесу.
(побежали по кругу)
2 раза
После второго раза на фразе «Деткам в норку отнесли», побежали и сели за столы.
Воспитатель: теперь я думаю, вы готовы немного посочинять рассказ про нашего лисенка. Для начала нам нужна картина, по которой мы будем составлять рассказ.
Воспитатель переворачивает картину «Лиса с лисятами».
Ребята, для начала я предлагаю придумать название для нашей картины. Посмотрите и скажите, как можно ее назвать?
Ответы детей:
Дать детям пофантазировать, не ругать за «некнижные ответы», если затрудняются ответить, тогда воспитатель задает наводящие вопросы:
-Кто изображен на картине?
- Как бы вы назвали эту картину?
Воспитатель: А теперь давайте составим рассказ по этой картине. В своём рассказе будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят.
Давайте вспомним, из чего состоит рассказ?
Ответы детей: из названия картины, начала рассказа, середины и конца.
Воспитатель: О чем будем рассказывать в начале рассказа?
Ответы детей: Время года, где это произошло.
Воспитатель: Где происходит это событие?
Ответы детей: В лесу, на полянке.
Воспитатель: Значит, в начале рассказа будем рассказывать, что летом, на лесной полянке играли лисята, можно рассказать о погоде, какого цвета деревья, время суток.
А что бы рассказ получился интереснее, вы можете сами придумать начало и конец рассказа. Например, начать со слов «Жили - были…» или «Погода была тёплая и солнечная.
О чем будем рассказывать в середине рассказа?
Ответы детей: кто изображен, зачем они пришли, что делают, какое настроение
Воспитатель: Как вы думаете, зачем мама лиса привела на полянку лисят?
Ответы детей: поиграть, учиться ловить мышей
Воспитатель: Что делает лиса?
Ответы детей: смотрит на мышонка, хочет его поймать.
Воспитатель: Что делают лисята?
Ответы детей: один наблюдает за мамой, как она охотится, а другой смотрит по сторонам.
Воспитатель: Какое у них настроение?
Ответы детей:
Воспитатель: Чем они еще могут заниматься на поляне
Ответы детей: играть, прыгать, резвиться, шалить
Воспитатель: О чем будем рассказывать в конце рассказа?
Ответы детей:
Воспитатель: И закончить рассказ каждый может по – своему. Прежде чем мы будем с вами рассказывать рассказы, давайте разомнем язычок.
Сы – сы – сы, хвост пушистый у лисы ( 2 – 3 раза)
Жила – была в лесу лиса с лисятами. Мама лиса была пушистая и светло - рыжая, хвост у нее длинный, а мордочка вытянутая.
Однажды лиса вывела своих лисят поиграть на поляну. Был теплый, летний день. Лисята играли, резвились. Мама лиса поймала мышь и принесла её своим детям. Она хочет научить лисят охотиться. У них заботливая мама. Хорошо лисятам на поляне. Мама-лиса спокойно лежит, вытянув лапы, и смотрит, как играют ее лисята.
Вот какая дружная семья!
А теперь попробуйте вы.
2 ребенка самостоятельно рассказывают рассказ около доки.
Воспитатель: Интересен ли был рассказ?
Какие слова в этом рассказе понравились?
Как начинается и заканчивается рассказ?
Я думаю нашему гостю, тоже рассказ понравился.
Ребята, мы с вами знаем, что лисы живут в лесу, давайте вспомним, где живут другие животные. У вас на столах картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.) и картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Вы должны найти домик животного.
Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Воспитатель: Маша, где живет белка, полным ответом.
Ответы детей: Белка живет… в дупле.
Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте вспомним, кто к нам приходил в гости?
Ответы детей : Лисенок
Воспитатель: Что мы делали с лисёнком?
Ответы детей: выбирали сказки или составляли рассказ.
Воспитатель: В каких сказках живет лиса?
Ответы детей:
Воспитатель: Как назывался рассказ, который мы сочиняли?
Ответы детей:
Воспитатель: кто главные герои этого рассказа?
Ответы детей:
Воспитатель: из каких частей состоит?
Ответы детей:
Воспитатель: молодцы, ну а нам пора прощаться с лисенком скажем ему и нашим гостям до свидание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_r_r_a_podg_gr.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развивать умение у детей составлять рассказ по картине «Лиса с лисятами».
Задачи:
Образовательные задачи.
- Продолжать развивать умения у детей составлять рассказ, по сюжетной картине, используя имеющиеся у них представления о жизни диких животных (лиса).
- Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Закреплеть формы предложного падежа существительных.
- Понимать смысл образных выражений в загадках.
- Обогащать речь прилагательными и глаголами
Развивающие задачи.
- Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать формы диалогической речи.
- Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику и целостное восприятие.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать доброе отношение к природе, бережное отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость;
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира) ;
Методы и приемы: Организационный момент, загадывание загадки, вопрос-ответ, физкультминутка, составление рассказа, игра «Кто, где живет», проговаривание чистоговорки, подведение итога.
Материалы и оборудование: игрушка лисенок, картина «Лися с лисятами», картинки к игре «Кто, где живет».
Ход занятия:
Дети стоят полукругом с воспитателем на паласе.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Ответы детей: здравствуйте.
Воспитатель: А теперь давайте сядем на палас (без стульев), я попрошу вас ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься и попробуете отгадывать мою сложную загадку.
В лесу живёт плутовка,
Хитры её глаза,
А цветом, как морковка,
Пушистая...
(Лиса)
Воспитатель показывает лису.
Воспитатель: ребята, кто это?
Ответы детей: лисёнок.
Воспитатель: Верно. Что нужно сделать?
Ответы детей: поздороваться, здравствуй, лисёнок.
Воспитатель: а теперь давайте его рассмотрим. Опишем лисёнка. Будем передавать лисенка друг друга, и отвечать на мои вопросы. Какая у него шерстка
Ответы детей: мягкая, пушистая, рыжая
Воспитатель: какая у него мордочка?
Ответы детей: острая, узкая, вытянутая
Воспитатель: Зачем ему такая мордочка?
Ответы детей: чтобы норку удобнее рыть, мышей ловить
Воспитатель: Какой у него хвост?
Ответы детей: длинный, мягкий, с белым кончиком.
Воспитатель: У лисенка красивый длинный хвост. Как его можно назвать, одним словом?
Ответы детей: Длиннохвостый
Воспитатель: Назовите его папу
Ответы детей: лис
Воспитатель: а маму
Ответы детей: лиса.
Воспитатель: Как называют детенышей лисы?
Ответы детей: лисята
Воспитатель: а если один, то …
Ответы детей: лисенок.
Воспитатель: Какие у лисёнка глазки
Ответы детей: Глазки хитренькие.
Воспитатель: ребята, лиса является героиней многих сказок. Я вам предлагаю немного поработать в группах. Все подойдите к столу, девочки выберут сказки, в которых встречается лиса, а мальчики выберут сказки, в которых лисы нет.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель: кто выбрал, берите иллюстрации, вешайте их на доску и давайте вспомним в каких сказках есть лиса.
Ответы детей: «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Воспитатель: В сказках лиса какая?
Ответы детей: хитрая.
Воспитатель: Мы говорим про лису: «хитрая лиса». А если она очень хитрая, значит, как можно сказать про такую лису?
Ответы детей: Хитрющая.
Воспитатель: а как вы думаете, наш лисёнок какой?
Ответы детей: добрый, милый и пр.
Воспитатель: а давайте сегодня немного пофантазируем и посочиняем рассказ про лисят, хотите?
Ответы детей: да.
Воспитатель: но, для начала нам нужно в роль воплотиться и в лисят всем превратиться.
Вокруг себя повернись и в лисят превратись.
Дети кружатся, «превращаются». Воспитатель показывает характерные для лисы движения. Выходят на палас, встают полукругом для физкультминутки.
У лисицы острый нос,
(показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост,
(показываем руками сзади «хвост»)
Шуба рыжая лисы
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает,
(идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает.
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Я - охотница до птицы!
(хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь,
(ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь.
(присесть, сжаться в комок)
После прыгну и схвачу,
(прыжок в сторону)
Деткам в норку отнесу.
(побежали по кругу)
2 раза
После второго раза на фразе «Деткам в норку отнесли», побежали и сели за столы.
Воспитатель: теперь я думаю, вы готовы немного посочинять рассказ про нашего лисенка. Для начала нам нужна картина, по которой мы будем составлять рассказ.
Воспитатель переворачивает картину «Лиса с лисятами».
Ребята, для начала я предлагаю придумать название для нашей картины. Посмотрите и скажите, как можно ее назвать?
Ответы детей:
Дать детям пофантазировать, не ругать за «некнижные ответы», если затрудняются ответить, тогда воспитатель задает наводящие вопросы:
-Кто изображен на картине?
- Как бы вы назвали эту картину?
Воспитатель: А теперь давайте составим рассказ по этой картине. В своём рассказе будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят.
Давайте вспомним, из чего состоит рассказ?
Ответы детей: из названия картины, начала рассказа, середины и конца.
Воспитатель: О чем будем рассказывать в начале рассказа?
Ответы детей: Время года, где это произошло.
Воспитатель: Где происходит это событие?
Ответы детей: В лесу, на полянке.
Воспитатель: Значит, в начале рассказа будем рассказывать, что летом, на лесной полянке играли лисята, можно рассказать о погоде, какого цвета деревья, время суток.
А что бы рассказ получился интереснее, вы можете сами придумать начало и конец рассказа. Например, начать со слов «Жили - были…» или «Погода была тёплая и солнечная.
О чем будем рассказывать в середине рассказа?
Ответы детей: кто изображен, зачем они пришли, что делают, какое настроение
Воспитатель: Как вы думаете, зачем мама лиса привела на полянку лисят?
Ответы детей: поиграть, учиться ловить мышей
Воспитатель: Что делает лиса?
Ответы детей: смотрит на мышонка, хочет его поймать.
Воспитатель: Что делают лисята?
Ответы детей: один наблюдает за мамой, как она охотится, а другой смотрит по сторонам.
Воспитатель: Какое у них настроение?
Ответы детей:
Воспитатель: Чем они еще могут заниматься на поляне
Ответы детей: играть, прыгать, резвиться, шалить
Воспитатель: О чем будем рассказывать в конце рассказа?
Ответы детей:
Воспитатель: И закончить рассказ каждый может по – своему. Прежде чем мы будем с вами рассказывать рассказы, давайте разомнем язычок.
Сы – сы – сы, хвост пушистый у лисы ( 2 – 3 раза)
Жила – была в лесу лиса с лисятами. Мама лиса была пушистая и светло - рыжая, хвост у нее длинный, а мордочка вытянутая.
Однажды лиса вывела своих лисят поиграть на поляну. Был теплый, летний день. Лисята играли, резвились. Мама лиса поймала мышь и принесла её своим детям. Она хочет научить лисят охотиться. У них заботливая мама. Хорошо лисятам на поляне. Мама-лиса спокойно лежит, вытянув лапы, и смотрит, как играют ее лисята.
Вот какая дружная семья!
А теперь попробуйте вы.
2 ребенка самостоятельно рассказывают рассказ около доки.
Воспитатель: Интересен ли был рассказ?
Какие слова в этом рассказе понравились?
Как начинается и заканчивается рассказ?
Я думаю нашему гостю, тоже рассказ понравился.
Ребята, мы с вами знаем, что лисы живут в лесу, давайте вспомним, где живут другие животные. У вас на столах картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.) и картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Вы должны найти домик животного.
Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Воспитатель: Маша, где живет белка, полным ответом.
Ответы детей: Белка живет… в дупле.
Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте вспомним, кто к нам приходил в гости?
Ответы детей : Лисенок
Воспитатель: Что мы делали с лисёнком?
Ответы детей: выбирали сказки или составляли рассказ.
Воспитатель: В каких сказках живет лиса?
Ответы детей:
Воспитатель: Как назывался рассказ, который мы сочиняли?
Ответы детей:
Воспитатель: кто главные герои этого рассказа?
Ответы детей:
Воспитатель: из каких частей состоит?
Ответы детей:
Воспитатель: молодцы, ну а нам пора прощаться с лисенком скажем ему и нашим гостям до свидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"
Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами" в подготовительной группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"
Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»Задачи:— учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;&mda...
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы "Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23319462","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект занятия по развитию речи «Рассказ по картине с импровизацией сервировки стола «Пообедаем вместе»»
Конспект занятия поможет воспитателю, учителю-логопеду ДОу в игровой форме закрепить и обогатить знания по лексической теме "Посуда. Сервировка стола. Правила этикета при приеме пищи"....