Изучение песен на разных языках как прием речевого развития дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Фаляхиева Гульназ Илхамовна

Изучение песен на разных языках как прием речевого развития дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фаляхиева Гульназ Илхамовна

учитель иностранных языков

МБДОУ - Тюлячинский детский сад №1

 Тюлячинского муниципального района

Республики Татарстан

ИЗУЧЕНИЕ ПЕСЕН НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ КАК ПРИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Современное общество, в условиях глобализации и интеграции мира, предъявляет особые требования к человеку: от современной личности ожидается  умение понимать других и толерантно относиться к культурному, в том числе языковому, многообразию современного мира. Это обуславливает актуальность раннего, уже в дошкольном возрасте,  знакомства со вторым, третьим языками и отбор самых эффективных методов их изучения.

Дошкольный возраст выделяется как  наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой деятельности. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. 

 Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста и импринтинг, т.е. присущую детям этого возраста впечатывать в память целые языковые блоки, считается целесообразным именно в этом возрасте заложить в память все основные грамматические конструкции языка блоками, не анализируя их. Таким образом, основной  целью при  обучении иностранному языку дошкольников – не обучение максимальному количеству лексики и разговорных фраз, а создание у ребенка образа изучаемого языка. Этому способствует обучение дошкольников языку через песни.

Для детей дошкольного возраста песни имеют богатый  обучающий, развивающий, воспитательный  потенциал.  При их помощи можно развивать все виды речевой деятельности – монологическую речь, письмо, умение слушать и слышать, понимать, о чем идет речь. Такие песни разнообразны по содержанию, тематике. Они помогают развивать не только родную и иноязычную речь, но также память, внимание, логику, мышление. Детским песням характерно многофункциональность, сочетание игровой, вербальной функции с нравоучительной, коммуникативно-речевой.

Издревле песенный жанр активно использовали в воспитании и обучении с самого рождения ребенка. В песнях есть всё необходимое для выполнения педагогических задач: занимательность сюжета, стремительность развития действия, что так необходимо для подвижного детского организма. Поэтичность, многократное повторение слов в припевах помогают легко запоминать текст.

Прямую воспитательную и дидактическую функцию выполняют колыбельные песни. Они предназначены для того, чтобы успокоить ребенка, усыпить его. Все колыбельные песни объединены общими педагогическими задачами: – воспитание трудолюбивого человека, – развитие у ребенка музыкального слуха, – эстетического вкуса, успокаивание ребенка, – демонстрация любви к малышу и т.д. Песни распевались в такт, на незамысловатый мотив. Они являлись для ребенка первым знакомством с музыкой, ритмом и с обыденной жизнью.

По мере развития ребенка возникает необходимость физического укрепления его организма и развития речи. Так на помощь приходят потешки, короткие пенки с повторяющимися словами и фразами, совмещая физическое воспитание, речевое развитие с музыкально-эстетическое. Эти краткие, лаконичные, веселые песенки дети легко запоминают и легко исполняют для собственного развлечения.

Таким образом, изучение песен на разных языках способствует достижению педагогические целей:

 Воспитательная цель:

 – воспитывает нравственно-этические качества личности;

 – музыкальный вкус;

– способствует физическому развитию;

 – воспитывает трудолюбие, самостоятельность;

  • Создание положительной установки для дальнейшего изучения иностранного языка.

Обучающая цель:

 – учит правильной артикуляции звуков;

– всем видам речи (диалогической, монологической, письменной, аудированию);

– расширяет лексический словарь;

– обучает грамматически правильной речи и т.д.

Развивающая цель:

 – знакомит с историческим и культурным наследием своего народа, с национальными обычаями, традициями народов, изучаемых языков;

– расширяет кругозор;

 – развивает психические свойства личности.

Задачи:

Развивающая: развить уверенность в использовании речевых конструкций.

Образовательная: достичь понимания  и автоматизация употребления в речи речевых конструкций .

Воспитательная: эмоционально окрасить учебный процесс, воспитать

чувство уверенности.

Детские песни содержат в себе множество устоявшихся речевых конструкций и эмоционально насыщены, благодаря музыкальному сопровождению. Поэтому изучение песен рассматривается как один из эффективных методов в обучении языкам.

Ниже предлагаю несколько песен на английском языке для изучения и запоминания определенных лексических единиц и речевых конструкций.

1.     Изучение песни на английском языке «Little Fingers».

Задача: научить считать в переделах 1-10.

One little, two little, three little fingers,

Four little, five little, six little fingers,

Seven little, eight little, nine little fingers,

Ten fingers on my hands.

            Данная песня предлагается воспитанникам на начальном этапе изучения языка, можно уделить ей время в начале занятия как пальчиковой гимнастике, активируя мелкую моторику.

На начальном этапе изучения песни учитель предлагает поднять руки и сосчитать пальцы: «Boys and girls! Hands up! Let’s count fingers: one,two…ten!». После предлагает спеть песню: «Let’s sing a song!»

После нескольких занятий, во время фонетической зарядки, можно разделить  воспитанников и предложить спеть песню по командам.

           2.     Изучение песни «I See».

Задача: запоминание и активация в речи выражения «I see», позже можно использовать выражение при описании картин или предметов.

I see a cockerel and a dog,

I see a monkey and a frog,

I see a tiger and a bear,

I see a parrot and a hair.

На начальном этапе учитель предлагает рассмотреть игрушки: «This is a bag. What’s there in this bag?» Дети отвечают, показывая жестом: «There are many toys!» Учитель достает из мешочка игрушки и раскладывает на столе, затем предлагает назвать игрушки, которые видят дети: « I (указывает на себя) see (указывает на свои глаза) – я вижу, я вижу. I see a cockerel (указывает на игрушку), I see a dog, I see a monkey… I see a hair.»

Учитель предлагает детям повторить слова за ним. После это учитель поет песню сам, затем предлагает детям спеть вместе с ним.

Учитель с воспитанниками поют песню, указывая на себя и на игрушки.

           3.     Изучение песни «A Horse»

Задача: изучение и активация в речи некоторых прилагательных.

This horse is big, this horse is strong,

This horse is clever, this horse is weak.

This horse is big, this horse is strong,

This horse is clever, this horse is weak.

Are you big? – Yes, I am.

Are you strong? – Yes, I am.

Are you clever? – Yes, I am.

Are you weak?  - No, I’m not.

Учитель предлагает рассмотреть картинки, использует соответствующие жесты: «What is it? – This is a horse, the horse is big!» Затем предлагает детям повторить за ним. Учитель поет песню, используя жесты. Дети подпевают, отвечают на вопросы, используя жесты. На последнем этапе дети поют вместе с учителем.

Опыт работы показал, что изучение песен на английском языке в дошкольном учреждении оказывает огромную помощь в развитии речи на английском  языке, а также имеет неоценимый потенциал в достижении общепедагогических целей. Прием изучения песен успешно используются тематические картинки  и игрушки, жесты и движения. В таком случаи слова и языковые конструкции, содержащиеся в песне, быстрее впечатываются в памяти воспитанников, что приводит к регулярному и  активному использованию их детьми в повседневной жизни и деятельности.

Поэтому, по возможности, целесообразно обеспечить звучание песен на изучаемых языках и представлять их к вниманию родителей в исполнении воспитанниками в рамках проводимых праздников и мероприятий в дошкольном учреждении. Именно, такой комплексный подход в обучении второму и третьему языкам детей дошкольного возраста  может дать хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО средствами УМК. Обучение татарскому языку в режиме дня через игровую деятельность

  Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО средствами УМК. Обучение татарскому языку в режиме дня  через игровую деятельность...

«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы...

педсовет "познавательно - речевое развитие дошкольников через разные формы работы"

Педагогический совет  «Познавательно – речевое развитие дошкольников через различные формы работы».»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей...

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья затрагивает вопрос изучения инновационных практик речевого развития дошокольников в условиях дошкольной образовательной организации. Данная статья будет полезна воспитателям детских садов, а та...

Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности

Составители:Гилязова Г.И. - старший воспитатель МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №111 "Батыр" г.Набережные ЧелныРизванова Ю.А.- методист по дошкольному образованию МБУ г.Набе...

«Мультипликация на английском языке – как средство познавательного и речевого развития дошкольников».

laquo;Мультипликация на английском языке – как средство познавательного и речевого развития дошкольников»....