Использование приема мнемотехники в работе учителя-логопеда.
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

 В  презентации последовательно представлены способы применения метода мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда  по развитию речи детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен учителям-логопедам в осуществлении просветительской работы и повышения компетентности участников образовательного процесса (педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся). Может использоваться в качестве логопедического просвещения и консультирования родителей обучающихся по проблемам развития речи и речевого поведения на родительских собраниях или педчасах.

 

Добрый день, уважаемые родители, педагоги, коллеги! 
Работая с детьми с тяжелым нарушением речи, каждый педагог ставит перед собой определенный круг задач. Начиная от расширения словаря до развития связной речи. Красивой, наполненной разными синонимами, богатой описаниями, грамматически правильной и последовательно выстроенной.  
И наверняка каждому специалисту хочется процесс работы в этой области сделать легким и интересным.
 Как же мы можем вызвать интерес, помочь детям легко и просто составлять рассказы, запоминать стихи, пробудить желание и интерес описывать события и явления своей жизни?
Размышляя на эту тему, в поисках новой информации, я пришла к выводу что все возможно, и без использования новейшей аппаратуры и  современных гаджетов, необходимо только использовать два фактора помогающих детям активизировать память, внимание, мышление. С этим инструментом все так или иначе знакомы, называются они по-разному, но смысл у всех один: связывая слово с картинкой или образом – мы позволяем детям сохранить в памяти нужную информацию, правильно ее выстроить и передать. Этот способ работы называется мнемотехника.
Обратимся к истории. Еще советскими психологами были выделены факторы, облегчающие становление речи. Итак
Лев Семенович Выготский говорил о наглядности- рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, называть их основные признаки, описывать действия.
Сергей Леонидович Рубинштейн говорил о том, что последовательно размещая элементы наглядности, создавая предварительную схему – мы помогаем детям построить высказывание.
Параллелльно с этой работой конечно ставятся иные задачи , такие как расширение, обогащение словаря, развитие образного и логического мышления.  В этом большую помощь оказывают психолог, воспитатель и родители, предварительно и параллельно с логопедом расширяя представления детей об окружающем мире.
Хочется отметить, что для создания этих картинок не требуются большие художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать символические изображения предметов или использовать готовые. Главное – чтобы изображение было понятно детям. При разучивании стихотворных текстов в своей работе к созданию закодированных символов мы привлекаем самих детей. Задействуя разные анализаторы (слуховой, зрительный), подключая  моторную функцию, мы таким образом добиваемся лучших результатов. Дети легко вспоминают картину, а затем и слова.
Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинаем работу с мнемоквадрата, постепенно переходим к мнемодороже (которая состоит из нескольких мнемоквадратов), и затем уже собираем все в мнемотаблицу. 
Регулярно на педагогических часах специалисты предлагают нашим педагогам разные техники и приемы для того чтобы они могли применять их в своей работе. Данная техника так же была предложена нашим воспитателям  и начав ее применять они отмечают положительные сдвиги в развитии речи детей. Также осуществляется тесная взаимосвязь с родителям. Совместно с воспитателем был дан мастер-класс по использованию приемов мнемотехники, ее дальнейшем использовании в школьной жизни детей. Помимо еженедельных педагогических часов, так же выходим на межрайонные семинары-практикумы для обмена опыта со специалистами ближайших районов.
В целом, Хотелось бы отметить, что мнемотехника на наш взгляд является достаточно эффективным способом развить память, мышление, а, следовательно, развить речь детей. Вызвать интерес к рассказыванию, позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать информацию, а следовательно может стать действенным инструментом в преодолении тяжелого нарушения речи у детей. Благодарю за внимание!
 
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» Подготовила : учитель-логопед Кондратьева Ирина Владимировна.

Слайд 2

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 3

Лев Семенович Выготский Наглядность

Слайд 4

Сергей Леонидович Рубинштейн Создание плана высказывания

Слайд 5

Четыре этапа работы: кодирование запоминание запоминание последовательности закрепление

Слайд 7

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Слайд 8

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Слайд 9

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.

Слайд 10

Составление рассказа:

Слайд 11

Пересказ сказок

Слайд 12

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений Осень, осень, к нам пришла Всем подарки принесла: Желтые листочки, Вкусные грибочки Овощи и фрукты Хлебные продукты.

Слайд 13

Мнемозагадка Это овощ. Он растёт на грядке в огороде. Он треугольный по форме, может быть красного, желтого или зеленого цвета, сладкий на вкус.

Слайд 14

«Ёлочка» (авт. Н. Нищева ) Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки.

Слайд 15

«Ёлочка» (авт. Н.Нищева ) Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки.

Слайд 16

Работа с загадками 100 ?

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые родители, педагоги, коллеги!

Работая с детьми с тяжелым нарушением речи, каждый педагог ставит перед собой определенный круг задач. Начиная от расширения словаря до развития связной речи. Красивой, наполненной разными синонимами, богатой описаниями, грамматически правильной и последовательно выстроенной.

И наверняка каждому специалисту хочется процесс работы в этой области сделать легким и интересным.

Как же мы можем вызвать интерес, помочь детям легко и просто составлять рассказы, запоминать стихи, пробудить желание и интерес описывать события и явления своей жизни?

Размышляя на эту тему, в поисках новой информации, я пришла к выводу что все возможно, и без использования новейшей аппаратуры и современных гаджетов, необходимо только использовать два фактора помогающих детям активизировать память, внимание, мышление. С этим инструментом все так или иначе знакомы, называются они по-разному, но смысл у всех один: связывая слово с картинкой или образом – мы позволяем детям сохранить в памяти нужную информацию, правильно ее выстроить и передать. Этот способ работы называется мнемотехника.

Обратимся к истории. Еще советскими психологами были выделены факторы, облегчающие становление речи. Итак

Лев Семенович Выготский говорил о наглядности- рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, называть их основные признаки, описывать действия.

Сергей Леонидович Рубинштейн говорил о том, что последовательно размещая элементы наглядности, создавая предварительную схему – мы помогаем детям построить высказывание.

Параллелльно с этой работой конечно ставятся иные задачи , такие как расширение, обогащение словаря, развитие образного и логического мышления. В этом большую помощь оказывают психолог, воспитатель и родители, предварительно и параллельно с логопедом расширяя представления детей об окружающем мире.

Хочется отметить, что для создания этих картинок не требуются большие художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать символические изображения предметов или использовать готовые. Главное – чтобы изображение было понятно детям. При разучивании стихотворных текстов в своей работе к созданию закодированных символов мы привлекаем самих детей. Задействуя разные анализаторы (слуховой, зрительный), подключая моторную функцию, мы таким образом добиваемся лучших результатов. Дети легко вспоминают картину, а затем и слова.

Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинаем работу с мнемоквадрата, постепенно переходим к мнемодороже (которая состоит из нескольких мнемоквадратов), и затем уже собираем все в мнемотаблицу.

Регулярно на педагогических часах специалисты предлагают нашим педагогам разные техники и приемы для того чтобы они могли применять их в своей работе. Данная техника так же была предложена нашим воспитателям и начав ее применять они отмечают положительные сдвиги в развитии речи детей. Также осуществляется тесная взаимосвязь с родителям. Совместно с воспитателем был дан мастер-класс по использованию приемов мнемотехники, ее дальнейшем использовании в школьной жизни детей. Помимо еженедельных педагогических часов, так же выходим на межрайонные семинары-практикумы для обмена опыта со специалистами ближайших районов.

В целом, Хотелось бы отметить, что мнемотехника на наш взгляд является достаточно эффективным способом развить память, мышление, а, следовательно, развить речь детей. Вызвать интерес к рассказыванию, позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать информацию, а следовательно может стать действенным инструментом в преодолении тяжелого нарушения речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Мнемотехника.

Презентация. Использование нновационных технологий в работе учителя- логопеда. Мнемотехника....

Использование мнемотехники в работе учителя -логопеда

Мнемотехника  в помощь развитию речи для дошкольников...

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда...

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.

Я работаю учителем –логопедом с детьми с различными нарушениями речи в детском саду и естественно я понимаю, что образовательный процесс должен быть для них интересным, развивающим, а правильно ...

Мастер - класс "Использование метода "мнемотехника" в работе учителя - логопеда с детьми с ОНР"

quot;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету"        ...