Конспект по развитию речи Чтение Паустовского «Теплый хлеб»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в подготовительной группе
Чтение Паустовского «Теплый хлеб»
Цель: Помочь понять мудрость сказки.
Материал: Презентация, мяч, иллюстрации.
Ход занятия.
(Дети встали в круг)
- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Скажи наоборот»
Высокий - …. (низкий)
Широкий - …. (узкий)
Глупый -(умный)
Горячий – (холодный)
Умный - ….(глупый)
Веселый - ….(грустный)
Острый – …. (тупой)
Легкий – …. (тяжелый)
Мягкий - ….(твердый);
Быстрый-….(медленный);
Светлый - …(темный);
Добрый – …. (злой)
1-2 слайд:
Аудиозапись «Приходит в гости маша»
3 слайд:
- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Теплый хлеб».
4 слайд:
Написал ее писатель Паустовский Константин Георгиевич.
- Сказка «Теплый хлеб» была написана спустя 9 лет после победы в Великой Отечественной Войне. Это было очень трудное и голодное время.
Воспитатель:
- В этой сказке вы услышите слово: кавалеристы. Кто это такие? – род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.
- Что такое околица?- край деревни.
- Что такое плотина? – Плотина-запруда, сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п., устраиваемое поперек реки для поднятия уровня воды или поперек оврага для образования искусственного пруда.
- Водяная мельница? - механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через водяное колесо для размола зерна.
Чтение сказки с показом презентации.
5 слайд
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше.
6 слайд
Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала. Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди - помогал Панкрату чинить плотину.
7 слайд
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку.
8 слайд
Зима в этот год стояла тёплая. Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молотить муку.
9 слайд
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке.
10 слайд
Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью. Филька нехотя встал, вышел за калитку.
11 слайд
Конь потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и грубо крикнул - Вон твой хлеб!
12 слайд
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас на деревню налетела снежная буря.
13 слайд
Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так сильно мело кругом. Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: "Да ну тебя!" - и прислушался. Филька слышал тонкий и короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.
14 слайд
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи в деревню пришел сильнейший мороз.
15 слайд
Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех кончилась, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.
16 слайд
Филька тоже заплакал от страха, забрался на печь.
От бабки мальчик узнал, что сто лет назад на деревню упал такой же лютый мороз. Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы
17 слайд
- Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.
- От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик и крикливый, оскорбил калеку. Бросил ему наземлю заплесневелую корку.
18 слайд
Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила, ударил лютый мороз. А мужик тот злой умер от охлаждения сердца. Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз. И не отпустит мороз пока не поправит дурной человек своё злодейство.
19 слайд
А как поправить знает об этом только мельник Панкрат. Он старик хитрый, учёный. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь?
20 слайд
Ночью он слез с печи, вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату как обидел коня.
21 слайд
- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.
- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненым конем тоже. Понятно?
- Понятно, - ответил упавшим голосом Филька.
22 слайд
А разговор подслушала сорока. Она жила у Панкрата в сенях. Выскочила наружу полетела прямо на юг боялась замёрзнуть.
23 слайд
А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.
- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Будет мука, будет всеобщее спасение.
- Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.
24 слайд
И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто не заметил, что после полудня задул ровный и тёплый ветер, в воздухе запахло весной. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее.
25 слайд
К вечеру вернулась старая сорока и стала воронам рассказывать, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили.
26 слайд
Старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.
Панкрат намолол муки. Ночью по деревне стоял запах тёплого хлеба с румяной коркой.
27 слайд
На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Филька тащил буханку свежего хлеба. Панкрат вышел на порог, спросил:
- Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите?
- Да нет! - закричали ребята. - Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.
28 слайд
- Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.
29 слайд
Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня.
Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню.
30 слайд
Но конь хлеба не взял. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
31 слайд
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись! Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами.
32 слайд
А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались, радовались. Только старая сорока должно опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал.
33 слайд
Зрительная гимнастика
«Маша и медведь»
34 слайд
Вопросы по содержанию:
- Где происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
- Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)
- Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
- Кто был свидетелем разговора? (сорока)
- Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
- Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
- Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
- Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
- Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
- Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».
Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.
35 слайд
Воспитатель:
Объясните смысл пословицы «Умел ошибиться – умей и поправиться»
Рефлексия
Как называется сказка? Кто ее написал?
Воспитатель показывает рисунок сердца, одна половина которого - синяя, другая - красная. Каким сердце было у Фильки в начале сказки и потом?
Чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб», каким должен быть человек? (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
Я тоже считаю, что это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».
(звучит музыка «Дорогою добра»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи. Чтение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушка»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 71Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект по развитию речи. Чтение стихотворений А. Барто и...
конспект по развитию речи . Чтение стихотворения Благина " Огонек"
Занятие по развитию речи . Чтение стихотворения "Огонек " Благина в ГКП...
конспект по развитию речи чтение мордовской сказки благородный медведь
знакомить детей с мордовскими народными сказками; учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова, уметь объяснять отдельные слова; воспитывать у д...
Конспект занятия «Развитие речи». Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики"
Конспект занятия по речевому развитию...
Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа
ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помо...
Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»...
Конспект по развитию речи Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и волк
Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.Задачи: Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы ...