Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Развивать умение, подбирать признаки предметов.
Задачи. Формировать умение видеть красоту, добро в литературных произведениях и следовать положительному примеру. Развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию отрывками из текста. Грамматически правильно строить предложения, чётко проговаривая слова.
Словарь: падчерицей, полоскать белье в реке, огребать лопатой, бровастый, приобретёшь.
Ход
Двенадцать месяцев (словацкая сказка в обр. С. Маршака)
Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А как их зовут?
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Д. и. «Подбери признаки».
Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, снежная, весёлая, суровая, студёная, длинная…
Снег (какой) белый, пушистый, мягкий, чистый…
Весна (какая) тёплая, красивая, яркая, ранняя, зелёная…
Воспитатель: Я очень люблю сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев». Не забыли, какой сейчас месяц? Январь – середина зимы. До весны еще далеко, чтобы до весны дожить, надо? Февраль пережить. А потом первый месяц весны наступит. Какой? Правильно, март. А разговор я этот затеяла, потому что хочу, чтобы вы вспомнили сказку.
Воспитатель: Вам понравилась сказка? В какое время года происходило действие сказки? А главный признак зимы какой? Правильно снег. Давайте немного отдохнём.
Логоритмическое упражнение: «Снег».
Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щёчку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)
- Ребята, чему учит эта сказка?
Дети: Быть трудолюбивыми, послушными, вежливыми, скромными.
- Какой была падчерица в сказке? А какой мачехина дочка?
Дети: (дети составляют сравнительный рассказ о мачехиной дочке и падчерице).
- Почему падчерица оказалась ночью в зимнем лесу?
Дети: Потому что мачеха послала ее за подснежниками для своей дочери. Да еще сказала, что если пропадешь, то плакать за тобой никто не будет.
- Как встретили братья-месяцы падчерицу у костра? О чем говорили?
Дети: Братья-месяцы увидели падчерицу, а она испугалась и хотела убежать. Они спросили у нее, откуда она пришла и что ей в лесу нужно. Девочка ответила, что прислала ее в лес за подснежниками мачеха и домой без них не пустит.
Сначала братья-месяцы ей не поверили. А потом стали говорить друг с другом. Но падчерица слышала только шум деревьев и не понимала, о чем они говорили. Братья-месяцы договорились помочь падчерице. Они пропустили вперед месяц Март, и девочка набрала целую корзину подснежников.
- Вспомните все времена года? Назовите месяцы каждого времени года.
Дети: Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Весенние месяцы – март, апрель, май. Летние месяцы – июнь, июль, август. Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Как встретили падчерицу мачеха с дочкой?
Дети: Они сразу спросили ее: «Где подснежники?». Падчерица ничего не ответила им, а высыпала подснежники на лавку. Мачеха и сестра очень удивились и спросили у нее где она их взяла.
Падчерица все им рассказала. Мачеха с сестрой назвали ее глупой за то, что на ничего кроме подснежников не выпросила.
- Как встретили братья-месяцы мачехину дочку у костра?
Дети: Мачехина дочка пришла на ту же полянку, подошла к братьям-месяцам, не поклонилась, не поздоровалась и стала греться у костра.
Январь-месяц спросил у нее кто она и зачем пришла? Она ответила, что пришла по следам сестры и пришла сюда за подарками. У июня попросила землянику, у июля огурцов и грибов, у августа яблок да груш, у сентября орехов. Она еще сказала, что Январь сердитый и ничего от него не дождешься. Тогда он сказал, что ищи лета зимой и поднял сильную метель. Свалилась мачехина дочка в сугроб и ее там замело снегом.
- Чем закончилась сказка?
Дети: Мачеха ждала свою дочку и не дождалась. Она пошла в лес ее искать, да и замерзла. А падчерица выросла, вышла замуж и вырастила детей. И был у нее около дома сад. Расцветали в саду цветы и поспевали фрукты и ягоды раньше, чем у всех. В жару там было прохладно, а метель тихо. Люди говорили, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят.
Дети: Добро победило зло.
- Как вы думаете, почему месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни?
Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает т отрывок из сказки : «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».
«Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надёжных приобретёшь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по сказке С.Маршака "Двенадцать месяцев"
Сказка с картинками С.Маршак "Двенадцать месяцев"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-547250-1538997759.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».
Занятие направлено на закрепление знаний месяце и времен года, грамматическую и артикуляционную работу с детьми 6-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-1110878-1549113867.jpg)
Конспект ООД «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» в подготовительной к школе группе
laquo;Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах год...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/28/picture-1349957-1632857383.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Чтение сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев"
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Чтение сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев"Цель: Познакомить детей со сказкой С.Маршака...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/27/picture-83639-1469604323.jpg)
Сценарий утренника для подготовительной группы «Новогодняя сказка» (по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»).
Сценарий утренника для детей подготовительной группы ДОУ. Сценарий успешно апробирован, способствует в сказочной образно-игровой форме проявлению музыкальных и творческих способностей воспитанников. В...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-1399362-1667663110.jpg)
Конспект ОД развитие речи чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя» в первой младшей группе.
Конспект ОД развитие речи чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя» в первой младшей группе.Чтение сказки Л. Н. Толстого "Три медведя".Цель: познакомить с н...