Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком ОНР 1-2 уровня с РАС «Мои игрушки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Шалаганова

Создание условий для  развития импрессивной и экспрессивной стороны  речи  ребенка с РАС и ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_s_rebenkom_s_ras.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

ФИО: Шалаганова Татьяна Владимировна

Нозологическая группа (психолого-педагогическая характеристика детей): Ребенок с ОНР 1-2 уровня с РАС.

Тема: Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком ОНР 1-2 уровня с РАС   «Мои игрушки»                                                                                                                        

Цель: Создание условий для  развития импрессивной и экспрессивной стороны  речи  ребенка с РАС и ОНР.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Формировать умение следовать устным инструкциям педагога «дай», «на»;

- Формировать и закреплять представления об игрушках;

- Формировать целостное восприятие предмета.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать понимание речи;

-Развивать артикуляционную, крупную моторику;

-Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие;

- Развивать подражательную способность ребенка к действию и звуку;

-Развивать графоморные навыки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формировать навык сотрудничества, коммуникативных навыков;

- Воспитывать потребность в речевом общении.

Оборудование: Фотография ребенка, Мяч, машина, кукла, барабан, бубен, картинки  с изображением игрушек, фломастеры, изображение машинки без колеса, набор предметов для награды ребенка в конце занятия (мыльные пузыри, игрушка, раскраска).

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/Условия социальной ситуации развития

1

2

3

4

5

Организационный момент.

«Ритуал приветствия».

Основная часть

Заключительная часть.

Воспитатель предъявляет личное фото ребенка

Работа с визуальной опорой «Сначала-потом». карточки «сначала» заниматься, а «потом» – н.р дуть мыльные пузыри (ребенку предлагается на выбор несколько картинок в качестве награды

Артикуляционная гимнастка.

Звукоподражание. Речь с движением. «Посмотри и повтори

Любой аромат, бумажные листочки

Мешочек с игрушками, картинки с изображением игрушек

Картинки с изображением игрушек мяч, кукла, машина, банан.

Барабан и палочки, бубен

Листе А4 с изображением машины без одного колеса, опорная картинка и непосредственно сам предмет.

Фотография ребенка, набор наград (мыльные пузыри, игрушка, раскраска и.т.д.)

-Воспитатель задает вопрос ребенку: «Кто это?» (с целью выделения, узнавания себя).

-Воспитатель громко говорит привет, Дима!

Воспитатель предлагает ребенку по команде прикрепить карточки этапов работы.  Ребенку предлагаются карточки для выбора награды после занятия

Воспитатель показывает упражнения артикуляционной гимнастики

«Улыбочка». (растягивая губы улыбнуться, не показывая зубки под счет до 5), далее в исходное положение (повторить 3-5 раз);

«Заборчик» (широко улыбнуться, показывая зубки под счет до 5), далее в исходное положение (повторить 3-5 раз);

«Бегемот» (широко открыть рот под счет до 5), затем закрыть рот (повторить3-5 раз);

«Трубочка» (вытягиваем губы вперед), далее в исходное положение (повторить3-5 раз).

Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением животного и обозначением буквы и произносим. А,У. Далее сопровождаем речь с движением. На «А» раскрытая левая ладошка, на «У» кулачок правой руки. Далее пропеваем соединенные гласные буквы. АУ/УА, сопровождая движениями рук.

Дыхательная гимнастика. «Нюхаем». Закрываем рот и делаем глубокий вдох носом, выдыхаем через рот (повторить 3-5 раз), для выполнения задания используем любой аромат.

«Сдуй листочки». Выдох необходимо делать на бумажные листочки с ладошки.

Пальчиковая гимнастика. «Зайка»

Зайка взял свой барабан и ударил трам – трам - трам.

(Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты. Стучим по большому пальцу указательным, затем средним.)

-Посмотри, что лежит в мешочке!

- Что это, Дима? Воспитатель говорит: - Это игрушки. Далее воспитатель показывает игрушку с вопросом «Что это?» и поочередно называют сопряженно игрушки. Далее ребенку предъявляются картинки с изображением игрушек.

- Поставь машину на машину, куклу на куклу, мяч на мяч.

Используя указательный жест ребенка совместно с педагогом, показываем картинку и воспитатель  спрашивает: Это машина? - Да, это машина! (сопровождаем кивком головы); Это кукла? - Да, это кукла!; Это мяч?- Да, это мяч!

Называем все предметы обобщающим словом «Игрушки»

Понимание и выполнение инструкций

Дима, дай машину! -Да, это машина! И т.д. со всеми игрушками. Если ребенок ошибается, то воспитатель проговаривает, сопровождая отрицательными движениями головы и указательного пальца выражение, например: Нет! - Это не машина, Это кукла.

Игра «Четвертый лишни» . На столе выкладываются картинки с изображением игрушек мяч, кукла, машина, банан. Сначала ребенку дается инструкция предыдущего упражнения. Положи мяч на мяч, куклу на куклу, машину на машину

Воспитатель спрашивает: «Дима, банан-это игрушка? –Нет! Банан-это фрукт»

Используя указательный жест ребенка совместно с педагогом, показываем картинку, и воспитатель спрашивает: Машина-это игрушка? - Да, машина- это игрушка (сопровождаем кивком головы); Мяч-это игрушка? - Да, мяч – это игрушка!; Кукла-это игрушка?-Да, кукла - это игрушка!; Банан - Это игрушка? -Нет! Банан - это не игрушка! Банан -это фрукт.

Физминутка. «Машина».

Делает «вертушку» руками).

Би-би-би —        

Гудит машина.

Тук-тук-тук —        

Мотор стучит.

-Едем, едем, едем, едем,        

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу —        

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та —        

Вперед спешат

. Воспитание слухового внимания. «Послушай, что звучит» Ребенку предлагается барабан и палочки, бубен.

Педагог  кладет инструменты перед ребенком и говорит «Сейчас будем угадывать, что звучало» Педагог за ширмой производит звуки вторым комплектом муз. инструментов.

.Развитие целостного восприятия. Развитие графомотрных навыков.

-«Дима, посмотри, машина что-то потеряла! Чего не хватает у машины. Не хватает колеса. Возьми фломастер и нарисуй»

«Ритуал прощания»

Воспитатель снова предъявляет личное фото ребенка с вопросом «Кто это?» (с целью выделения, узнавания себя).

Дима, ты молодец!

Воспитатель говорит: «Мы с тобой занимались, снимай карточку, а сейчас выбирай награду.

Далее прощаемся. Дима, пока!

Ребенок должен рукой стукнуть в грудь и произнести свое имя при наличии речи. При отсутствии речи просто стукнуть в грудь.

Ребенок отвечает протягивая ладонь педагогу.

Ребенок прикрепляет карточку по команде педагога «сначала» заниматься, а «потом» –дуть мыльные пузыри ( ребенок из карточек сам выбирает какую награду получит после занятия)

Ребенок повторяет за педагогом

Ребенок выполняет упражнение вместе с педагогом

Ребенок выполняет упражнение вместе с педагогом

Ребенок выполняет упражнение вместе с педагогом

Ребенок достает по одной игрушке из мешочка.

Сопряженно с воспитателем называет их. (Мяч, машина, кукла).

ребенок должен соотнести предмет с картинкой

ребенок отвечает

Ребенок выполняет задания воспитателя

Ребенок раскладывает игрушки

( На картинку с бананом нечего положить.)

Ребенок отвечаем, сопровождая речь движениями указательного пальца вправо-влево и движениями головы для отрицания

Повторяет слова за воспитателем и выполняет движения.

(Ребенок ритмично постукивает кулачком одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопает руками. Ритмично потопывает ногами. Потирает ладони.

Ребенок по показу должен самостоятельно производить правильные движения, стучать по барабану и звенеть бубном. Ребенок играет некоторое время.

ребенок должен показать, что звучало

.

Ребенок отвечает

Ребенок должен дорисовать колесо. При возникновении сложностей, используем технику «рука в руке». Произносим, это- колесо.

Ребенок должен рукой стукнуть в грудь и произнести свое имя при наличии речи. При отсутствии речи просто стукнуть в грудь.

Ребенок выбирает сам награду (мыльные пузыри, раскраску, игрушку и т.д.)

Ребенок либо отвечает, либо должен подражать движениям руки, имитируя прощание (при необходимости помогаем ребенку).

Создание условий для эмоционального благополучия ребенка.

Формирование коммуникативной стороны речи

Создание условий для развития самостоятельности инициативности ребенка

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между ребенком,

- развитие умения ребенка работать сообща

- создание условий для развития мышления, речи.

создание условий для развития мышления, речи.

Создание условий для организации деятельности, способствующих развитию памяти, мышления, речи и взаимоотношений со взрослым

Создание условий для развития художественно- эстетического развития, слуха и внимания, речи.

Создание условий для развития самостоятельности, инициативности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком(3,5 года).

Индивидуальное коррекционное  комплексное занятие  с ребенком с нарушением интеллекта (3,5 года) по  сказке «Колобок».  ...

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]».

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]». Цель: автоматизация зву...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР 2 уровня "Путешествие на ферму".

Занятие разработано для ребенка с общим недоразвитием речи 2 уровня по лексической теме "Домашние живтоные"....

Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком с РАС на тему: «Домашние животные» старшая группа

Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком с РАС на тему: «Домашние животные» старшая группа...

Игры с Крошем. Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ОНР I уровня.Статья опубликованная в журнале "Логопед" №6/2016

В статье представлена индивидуальная логопедическая  работа с ребенком с общим недоразвитием  речи первого уровня по автоматизации звука (С) в слогах и словах. А также  демонстрир...

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком имеющим интеллектуальные нарушения 6 лет

Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия...