«Хлеб - от зерна до каравая»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Большакова Ксения Михайловна

- расширить и обогатить знания, как хлеб пришел к нам на стол;

- дать знания о злаковых растениях поля - ржи и пшеницы и их выращивании;

- расширить представление об изделиях из муки;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb-ot_zerna_do_karavaya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект НОД для детей подготовительной группы

на тему «Хлеб - от зерна до каравая»

Воспитатель: Большакова К.М.

2024 год

Цель: расширять и углублять знания с процессом выращивания хлеба.

Программное содержание:

Образовательные задачи: 

- расширить и обогатить знания, как хлеб пришел к нам на стол;

- дать знания о злаковых растениях поля - ржи и пшеницы и их выращивании;

- расширить представление об изделиях из муки;

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;

- развивать связную речь, расширять словарный запас детей;

- развивать умение выполнять четкие движения во взаимосвязи с речью;

- развивать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитательные задачи:

 -воспитывать бережное отношение к хлебу;

-воспитывать уважение к труду людей, принявших участие в выращивании хлеба на протяжении всего долгого пути от зерна до каравая;

Предварительная работа:

Беседы: «Хлеб- кормилец», «Правила обращения с хлебом», «Цена хлеба» (про блокадный Ленинград в годы ВОВ).

Рассматривание: фотокнижки В. Дацкевича «От зерна до каравая», наглядного пособия «Хлеб в картинках», демонстрационного материала «Хлеб- всему голова».

Чтение произведений: белорусской народной сказки «Легкий хлеб», сказки Е. Пермяка «Кто мелет муку», рассказа Я. Тайца «Все здесь», знакомство с пословицами о хлебе и их значением.

Дидактические игры: «Угадай на ощупь» (муляжи хлебных изделий), «Кто назовёт больше изделий из муки?», «Что сначала, что потом?».

Подвижные игры: « Каравай», «Каравай приехал к детям».


Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель на расписном полотенце заносит каравай хлеба и читает

стихотворение Н. Семенова «Хлебушко»

В: Вот он - хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем, налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Ответы детей.

В: Правильно, о хлебе. Народная мудрость гласит: «Хлеб всему голова». Мы без хлеба не представляем себе завтрак, обед, ужин. Он - самый главный на каждом столе. Ребята, а какой мы едим хлеб?

Ответы детей.

Основная часть

В: Верно, мы едим черный – ржаной хлеб и белый – пшеничный хлеб. Посмотрите на доску.

Дети смотрят на доску. На доске висят картинки с изображением ржи и пшеницы.

В: Перед вами злаковые растения – рожь и пшеница. Как их отличить? У пшеницы колос толстый с двумя рядами зерен, а у ржи колос тонкий, плоский с длинными и густыми усиками. У пшеницы тоже были усики, но к моменту созревания они опадают. Зерна у пшеницы круглые желтые, золотистого цвета, а у ржи зерна удлиненные серо-зеленого цвета. Поэтому из зерна пшеницы получается белая мука, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Из зерен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет темный цвет. Это совсем не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В нем содержится почти все питательные вещества, которые нужны человеку, чтобы быть сытым и здоровым. Ребята, давайте повторим признаки отличия ржи и пшеницы?

Ответы детей.

В: Предлагаю поиграть в игру «Какой бывает хлеб?» Вы согласны?

Ответы детей.

Игра «Какой бывает хлеб?»

Воспитатель бросает мяч ребенку, а он называет, каким бывает хлеб и возвращает мяч воспитателю.

В: Хлеб бывает …

Д: …румяный…свежий…душистый…аппетитный…мягкий…черствый…белый… черный…горячий…воздушный…ароматный…вкусный…сухой и др.

В: Отлично! А какие вы знаете изделия из муки, которые продают в хлебных отделах в магазинах?

Ответы детей.

В: Да, в хлебном отделе продают батоны, калачи, булочки, плетенки, рогалики, слойки, баранки, лепешки, бублики, сушки и др.

В: А что дома готовят или пекут из муки ваши мамы и бабушки?

Ответы детей.

В: Конечно же, варят макароны, вермишель, пельмени, вареники; пекут пирожки, пиццу, ватрушки, беляши, блины. А какие вы знаете сладкие мучные изделия?

Ответы детей.

В: Молодцы! Обычно сладкие мучные изделия мы едим на днях рождения, праздниках - это торты, пирожные, кексы, рулеты, пончики.

В: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Назови ласково».

Дети называют ласково изделия из муки.

Игра «Назови ласково»

Хлеб- … хлебушек

Калач-… калачик

Булка-… булочка

Батон-… батончик

Пирог- … пирожок

Блин-… блинчик

Торт- … тортик

Ватрушка-… ватрушечка

Крендель-… кренделек

Баранка-… бараночка

Пряник-… пряничек

Кекс-…кексик

Слойка-… слоечка

Лепешка-… лепешечка

Рулет-… рулетик

В: Молодцы, вы справились с заданием игры. А теперь, внимание на доску. Мы с вами проследим долгий путь от зерна до каравая.

Дети смотрят на плакат «Хлеб - всему голова» на доске.

В: Весной, после того как растает снег на полях, тракторист на тракторе при помощи железного плуга вспахивают землю, потом боронует её (рыхлит), чтобы не было больших комков.

Дети повторяют предложения хором.

В: Затем к трактору прикрепляют сеялку, и он одно поле засевает пшеницей, а другое - рожью.

Дети повторяют предложение хором.

В: Дождик поливает, солнце пригревает, и появляются маленькие ростки. А теперь предлагаю встать и вспомнить физкультминутку «Посадили мы зерно».

Дети встают, говорят текст и выполняют движения.

Физкультминутка «Посадили мы зерно».

Посадили мы зерно. Наклоняясь, имитируют посадку зерна

Что же выйдет из него? Подносят ладонь ко лбу, смотрят вдаль

Дождик землю поливает, Имитируют капли дождя на ладонь

Солнце нежно пригревает. Показывают руками «фонарики»

Подрастает зернышко- Показывают рост растения- три уровня

Потянулось к солнышку. Поднимают руки вверх, встают на носочки

С ветерком оно играет, Плавно раскачивают руки на уровне груди

Ветерок его качает. Плавно раскачивают вытянутые руки

Потянулся наш росток, Поднимают руки вверх, встают на носочки

Превратился в колосок. Складывают вмести две ладони

Хлеб созрел. В полях моторы. «Заводят моторчик»

В степь выходят комбайнеры. «Крутят руль»

Дети подходят к доске.

В: Зерна созрели. Начинается жатва. Какие машины приходят на помощь людям?

Ответы детей.

В: Комбайнер на комбайне срезает колосья и вымолачивает из них зерна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в кузова грузовых машин, беспрерывно подъезжающих к комбайну.

Дети повторяют предложение хором.

В: Затем машины везут зерно на элеваторы. Там зерно сортируют, сушат и хранят.

Дети повторяют предложение хором.

В: Ребята, а из зерна можно испечь хлеб?

Ответы детей.

В: Из чего пекут хлеб?

Ответы детей.

В: Согласна, что сначала зерно нужно перемолоть и превратить в муку. А где это делают?

Ответы детей.

В: Зерно везут из элеватора на мельницу и превращают его в муку.

Дети повторяют предложение хором.

В: А куда везут муку?

Ответы детей.

В: Да, часть муки везут на продажу в магазины, а часть - на хлебозавод, в пекарню. Там пекари из муки замешивают тесто, пекут хлеб и различные изделия из муки, а затем везут в магазины, где продавцы нам их продают. Ребята! Вот видите, сколько труда людей различных профессий нужно затратить, чтобы мы с вами могли кушать хлеб каждый день. А теперь проходим и садимся на стульчики.

Дети садятся на стулья.

В: О хлебе народ слагал песни, прославлял его в стихах. Предлагаю вспомнить пословицы о хлебе и их значение.

Ответы детей.

В: Молодцы! Вспомнили много пословиц: «Хлеб - наше богатство», «Хлеб - всему голова», «Много снега - много хлеба», «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Хлеба ни куска, и стол - доска» и правильно объяснили их значение.

Заключительная часть

В: Ребята, предлагаю вам игру «Откуда пришёл хлеб?». Я задаю вам вопросы, а вы отвечаете на них.

Игра «Откуда пришёл хлеб?»

Где мы покупаем хлеб?... в магазине

Как попал хлеб в магазин?... привезли из пекарни

Что делают в пекарне?... пекут хлеб

Из чего пекут хлеб? … из муки

Из чего делают муку?...из зерна

Где хранят зерно?... на элеваторе

Какая техника убирает созревшее зерно?... комбайны

Как называются зерновые культуры, из которых пекут хлеб?...рожь и пшеница

Где росли пшеница и рожь?... в поле

Какая техника посеяла пшеницу и рожь?... трактора

В: Ребята, давайте повторим, люди каких профессий трудятся, чтобы у нас на столе был хлеб?

Ответы детей.

В: Молодцы! Трактористы, комбайнеры, шоферы, мельники, пекари, продавцы Предлагаю поиграть в подвижную игру «Каравай приехал к детям».

Дети играют в подвижную игру «Каравай приехал к детям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь хлеба: от зерна до каравая

Расширять представления детей о труде хлебороба. Прививать бережное отношение к хлебу...

ПРОЕКТ «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» (краткосрочный)

Цель: Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин,  как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.Задачи:1.     ...

«От зерна – до каравая»

«От зерна – до каравая»...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"...

Занятие по развитию речи "ПУТЬ ХЛЕБА - ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ" (для детей старшего дошкольного возраста)

Формирование представлений о хлебе, что хлеб является ценным продуктом питания в жизни человека...

Занятие «От зерна до каравая» в рамках проектной деятельности в средней группе по теме «Цена крошки хлеба – велика!»

Занятие «От зерна до каравая» в рамках проектной деятельности в средней группе по теме «Цена крошки хлеба – велика!» Цель: закрепить знания детей о процессе изготовл...

Познавательно-творческий проект "Хлеб - от зерна до каравая"

Хлеб — это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.Без него не обходится ни один приём пищи. ...