Автоматизация звука [Щ] в речи
картотека по развитию речи (старшая группа)

Поникаева Наталия Ивановна
Речевой материал по автоматизации звука [щ] 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_shch.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [Щ]

Артикуляционный уклад звука [Щ]

- губы округлены; зубы сближены;

- кончик языка чуть изогнут, приподнят вверх и направлен к передней части верхнего неба, тянется к передним зубам; боковые части языка при этом упираются в зубы верхней челюсти, спинка языка немного выгнута, образуя вместе с передней частью языка как бы желобок, по которому будет идти воздушная струя;

- воздух, полученный на выдохе с произнесением звука, теплый, щеки при этом не раздуваются.

Звук [Щ] – согласный мягкий, глухой.

1. Упражнение «Песенка щетки».  Длительное произнесение звука [Щ]: Щ - Щ - Щ.

Повторять упражнения перед зеркалом 5 - 6 раз.

2. Повторить прямые слоги

ща – ще – щу           щу – щи – ще

щё – щу – щи           ща – щё – щи

ще – ща – щё           ще – щё – ща

Повторить обратные слоги

ащ – ощ – ущ           ющ – ищ – ещ

ощ – ущ – ющ          ыщ – ещ – ащ

ищ – ущ – ёщ           ёщ – ощ – ыщ

3. Повторить слова

Щетка, щенок, щи, щит, щавель, щегол, ящик, плащ, вещи, овощи, гущи, клещи, плющ, помощь, хвощ, лещ.

4. Считай до 10:

1 щит, 2 щита, 3, 5, 9 щитов.

1 щенок, 2 щенка, 3, 5, 9 щенков.

1 лещ, 2 леща, 3, 5, 9 лещей.

5. Произносить предложения

В роще аист крыльями полощет. У меня пропал замок, утащил его щенок. В синем море звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище! Щи – хоть голову полощи. Где щи – тут и нас ищи. Овощи тащи – будут щи. Гостю щей не жалей, а погуще налей. Чего не поищешь, того и не сыщешь.

Произносить предложения

Всякого щёголя не перещеголяешь. Щипцы да клещи – вот наши вещи. Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит. Щука плавает вокруг леща, плавниками трепеща. Ты нас, мама, не ищи – щиплем щавель мы на щи! Щуку я тащу, тащу, да боюсь, что выпущу. Наварила щука щей, угощала двух лещей. Тащу, тащу, не дотащу, боюсь ещё, что выпущу. Сытый голодному не товарищ.

6. Выучить стихотворения

Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кащея!

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей –

Вот и тощий, как Кащей!

          *      *     *

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

          *      *     *

Нина раз считала вещи:

Ящик, щётка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

          ЩЕГЛЫ

Пропищал щеглу щегол:                      

- Ставлю вам за пенье – кол,                  

Потому, что вы поете                                              

На одной и той же ноте!                                          

Щебетал щегол и щелкал,                                      

Раздувал, как шарик, щеки,                              

Из пруда глядела щука,

Удивлялась: что за штука.

           ЩЕТКИ  

 Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щеткой чищу.                                                                                                           Этой щеткой чищу зубы,                        

Этой щеткой башмаки,

Этой щеткой чищу брюки,

Все три щетки мне нужны.

7. Послушать и пересказать рассказы

ЩЕНОК

   Щенок попал лапой в щель и пищал. Коля пожалел щенка. Он вытащил дрожащего щенка из щели и отнес домой.

   Дома щенок спал в ящике из-под овощей под плащом. Щенок любил возиться со щеткой. Он тявкал, щелкал зубами и пытался укусить щетку. Видимо, щетка казалась ему большущим щетинистым ежом.

ЩЕГЛЁНОК

   Вова сидел на площадке на скамейке. Он услышал, кто-то пищит в кустах. Пищал маленький тощий щегленок. Он, видно, выпал из гнезда. Как его еще коты не съели?

   Вова отнес щегленка домой. В комнате щегленок осмелел. Он скакал с вещи на вещь: со стола – на диван, с дивана - на щетку в углу, со щетки – на плющ на окне. Так и остался щегленок у Вовы.

   По утрам щегленок будил Вову щелканьем и свистом. Вова давал щегленку пищу: насыпал семян, наливал воды. Щегленок с удовольствием съедал угощение, а потом садился на подоконник и таращился на площадь. Тщетно хищные коты подползали к окну. Стекло надежно защищало щегленка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой

Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой в подготовительной к школе группе....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Автоматизация звука – Л в речи»

Закрепление твёрдого звука Л в предложениях.Мила ела салат.Луша взяла лопатку.Ласточка свила гнездо.Мама сделала молочную лапшу.Мила вымыла ладони, причесала волосы.Около палаток лопухи и полынь.Луша ...

Мнемотаблица как метод автоматизации звука в самостоятельной речи.

Процесс постановки звука--сложный.Чтобы его облегчить я предлагаю детям большое количество наглядности.Особенно им нравится работать с мнемотаблицей....

Автоматизация звука ш в речи

Вашему вниманию предлагается конспект занятия по автоматизации звука ш в речи детей.  Данное  занятие составлено таким образом, что звук автоматизируется сначала в слогах, затем в словах и в...

Конспект занятия по автоматизации звука (Р) в речи детей. Лексическая тема "Подводный мир"

Конспект занятия по закреплению лексического материала и совершествования речи детей  условиях логопункта....

индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука Р в речи" с применением ЭОР и здоровьесберегающих технологий

Занятие проводилось с ребенком погодовительной группы с логопедическим заключением ФФНР...