Мнемотаблица как метод автоматизации звука в самостоятельной речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Жабина Марина Александровна

Процесс постановки звука--сложный.Чтобы его облегчить я предлагаю детям большое количество наглядности.Особенно им нравится работать с мнемотаблицей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsa_kak_metod_avtomatizatsii_zvuka.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотаблица  как метод автоматизации звука в самостоятельной речи.

 Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.

  Процесс постановки и автоматизации звука в самостоятельной речи, сложный и длительный, требующий огромных усилий, как  со стороны учителя-логопеда и ребенка, так и со стороны родителей. Как правило,   у детей, имеющих нарушенное звукопроизношение, недоразвиты все компоненты устной речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении всех недостатков устной речи – очень сложное дело. (слайд №1)

В  дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому на своих занятиях для автоматизации звуков в самостоятельной речи я использую распространенный прием  мнемотехники—мнемотаблицы.(слайд №2)

«Мнезис» в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.(слайд №3)

Отличительной особенностью мнемотаблицы от предметной (сюжетной) картинки является:

  • применение неконкретного  изображения предмета, а символа, что заставляет  ребенка не просто воспроизвести увиденное, а   додумать образ;
  • при описании предмета, его схематическое изображение стимулирует ребенка для подбора новых, похожих (синонимичных) слов;
  • мнемотаблицу проще создавать, ребенок вместе со мной может нарисовать ее (или самостоятельно разукрасить).(слайд №4)

Последовательность работы с мнемотаблицей: (слайд №5)

  • Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.
  • Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.
  • Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы, правильное проговаривание автоматизированного звука.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.

На своих занятия  этот прием я использую при  пересказе или составлении повествовательных  текстов.

В своей работе я использую следующую последовательность работы с мнемотаблицей:  (слайд №6)

  1. Рассматривание изображения мнемотаблицы  (я +ребенок).
  2. Перекодирование информации  (я+ребенок).
  3. Совместное составление рассказа по мнемотаблице  ( я+ ребенок).
  4. Самостоятельней  рассказ  ребенка по таблице (ребенок).
  5. Составление аналогичной мнемотаблицы—тема, кол-во предложений (я+ребенок).
  6. Разукрашивание схематического изображения (родитель+ребенок).
  7. Составление рассказа по мнемотаблице,  сделанной ребенком (родитель+ребенок);
  8. Пересказ по мнемотаблице  детям в группе (воспитатель+ребенок).

Таким образом, применение мнемотехники  для автоматизации звука в самостоятельной речи   позволяет решить такие задачи как:

  1. Автоматизация звука в речи;
  2. развитие связной речи;
  3. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  4. развитие мелкой моторики рук;
  5. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  6. расширить круг знаний об окружающем мире;
  7. совершенствовать грамматический строй речи;
  8.  пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни;
  9. помочь преодолеть робость, застенчивость. (слайд №7)

Мой опыт показывает, что работа по мнемотаблице нравится всем участника образовательного процесса. Детям интересно составлять рассказ по мнемотаблице и самим рисовать  таблицу,  определять, что будет нарисовано в следующей клетке, а потом с гордостью показывать ее родителям. Родителям нравится, что дома они имеют наглядную технологию повторения домашнего задания. (слайд №8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой

Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой в подготовительной к школе группе....

Консультация для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые методы автоматизации звуков"

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает...

Метод наглядного моделирования в логопедической работе. Работа по автоматизации предлогов в самостоятельной речи у разных возрастных категорий дошкольников.

У дошкольников часто вызывает затруднение правильный подбор предлогов в повседневной речи. Предлог безличное слово, которое не заменишь предметом, не изобразишь действием, не обследуешь тактильно...

Игровые методы автоматизации звуков.

Игра "Солнышко", "Ежик", "Рыбалка". Учимся, играя!...

Рекомендации для родителей по закреплению и введению поставленных звуков в самостоятельную речь детей.

Постановка звуков достаточно длительный по времени процесс, требующий приложения усилий нескольких сторон: логопеда, ребенка и родителя. Закрепление поставленных звуков, может оказаться делом не менее...

Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"

Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...

Консультация для педагогов и родителей: "Игровые методы автоматизации звуков"

Консультация для педагогов и родителей: "Игровые методы автоматизации звуков". • Игровые формы обучения важны для детей с речевыми нарушениями, так как они вызывают положительные э...