Мнемотаблица как метод автоматизации звука в самостоятельной речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Процесс постановки звука--сложный.Чтобы его облегчить я предлагаю детям большое количество наглядности.Особенно им нравится работать с мнемотаблицей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsa_kak_metod_avtomatizatsii_zvuka.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотаблица как метод автоматизации звука в самостоятельной речи.
Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.
Процесс постановки и автоматизации звука в самостоятельной речи, сложный и длительный, требующий огромных усилий, как со стороны учителя-логопеда и ребенка, так и со стороны родителей. Как правило, у детей, имеющих нарушенное звукопроизношение, недоразвиты все компоненты устной речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении всех недостатков устной речи – очень сложное дело. (слайд №1)
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому на своих занятиях для автоматизации звуков в самостоятельной речи я использую распространенный прием мнемотехники—мнемотаблицы.(слайд №2)
«Мнезис» в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.(слайд №3)
Отличительной особенностью мнемотаблицы от предметной (сюжетной) картинки является:
- применение неконкретного изображения предмета, а символа, что заставляет ребенка не просто воспроизвести увиденное, а додумать образ;
- при описании предмета, его схематическое изображение стимулирует ребенка для подбора новых, похожих (синонимичных) слов;
- мнемотаблицу проще создавать, ребенок вместе со мной может нарисовать ее (или самостоятельно разукрасить).(слайд №4)
Последовательность работы с мнемотаблицей: (слайд №5)
- Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.
- Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.
- Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.
Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы, правильное проговаривание автоматизированного звука.
Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.
На своих занятия этот прием я использую при пересказе или составлении повествовательных текстов.
В своей работе я использую следующую последовательность работы с мнемотаблицей: (слайд №6)
- Рассматривание изображения мнемотаблицы (я +ребенок).
- Перекодирование информации (я+ребенок).
- Совместное составление рассказа по мнемотаблице ( я+ ребенок).
- Самостоятельней рассказ ребенка по таблице (ребенок).
- Составление аналогичной мнемотаблицы—тема, кол-во предложений (я+ребенок).
- Разукрашивание схематического изображения (родитель+ребенок).
- Составление рассказа по мнемотаблице, сделанной ребенком (родитель+ребенок);
- Пересказ по мнемотаблице детям в группе (воспитатель+ребенок).
Таким образом, применение мнемотехники для автоматизации звука в самостоятельной речи позволяет решить такие задачи как:
- Автоматизация звука в речи;
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- расширить круг знаний об окружающем мире;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни;
- помочь преодолеть робость, застенчивость. (слайд №7)
Мой опыт показывает, что работа по мнемотаблице нравится всем участника образовательного процесса. Детям интересно составлять рассказ по мнемотаблице и самим рисовать таблицу, определять, что будет нарисовано в следующей клетке, а потом с гордостью показывать ее родителям. Родителям нравится, что дома они имеют наглядную технологию повторения домашнего задания. (слайд №8).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой
Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой в подготовительной к школе группе....
Консультация для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые методы автоматизации звуков"
Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает...
Метод наглядного моделирования в логопедической работе. Работа по автоматизации предлогов в самостоятельной речи у разных возрастных категорий дошкольников.
У дошкольников часто вызывает затруднение правильный подбор предлогов в повседневной речи. Предлог безличное слово, которое не заменишь предметом, не изобразишь действием, не обследуешь тактильно...
Игровые методы автоматизации звуков.
Игра "Солнышко", "Ежик", "Рыбалка". Учимся, играя!...
Рекомендации для родителей по закреплению и введению поставленных звуков в самостоятельную речь детей.
Постановка звуков достаточно длительный по времени процесс, требующий приложения усилий нескольких сторон: логопеда, ребенка и родителя. Закрепление поставленных звуков, может оказаться делом не менее...
Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"
Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...
Консультация для педагогов и родителей: "Игровые методы автоматизации звуков"
Консультация для педагогов и родителей: "Игровые методы автоматизации звуков". • Игровые формы обучения важны для детей с речевыми нарушениями, так как они вызывают положительные э...