Открытое занятие по развитию речи "Урок вежливости" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шенне Часкал-ооловна Хенен

Тема«Урок вежливости»

Цель занятия: учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми людьми, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.

 

Задачи занятия:

Развивающая задача: развивать связную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, развивать коммуникативные навыки.

Обучающая задача: систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги; не перебивать говорящего, выслушивать собеседника; говорить спокойно, доброжелательно.

Воспитательная задача: воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

Словарная работа:  этикет,  спасибо,  пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания,  доброе утро,  добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, комплимент.

 

Материалы и оборудование: игрушка Алиса, сюжетные картинки, атрибуты для сценки, раздаточный материал и т.д.

 

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». «Плохо». «Три сына».  Чтение стихов  на тему «Как вести себя в гостях». Чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей».  Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разбор бытовых ситуаций с оценкой поступка.

 

 

 

 

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей (дети стоят в кругу, взявшись за руки, и проговаривают слова):

«В круг скорее становись,

Крепко за руки держись.

Другу рядом улыбнись.

От улыбки, всем известно,

Станет хмурый день прелестным!»

 

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей:

- Сегодня у нас на занятии будут присутствовать гости. Вы их все знаете и любите, давайте поздороваемся!

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

Воспитатель: - Дети давайте поиграем в игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, потом по сигналу откроете и скажете, что в группе изменилось. Договорились?

Дети закрывают глаза, воспитатель ставит стул с игрушкой Алиса спиной к детям.

Воспитатель: Открывайте глаза. Что изменилось?

Дети: Кукла  появилась.

Воспитатель: - Правильно. Но что бы сделал вежливый человек придя в гости? А Алиса это сделала Какая она  невежливая! Отвернулась от нас. Дети, как вы думаете, что нужно было сделать Алисе, прежде чем зайти в группу?

Дети: Поздороваться.

Воспитатель: Правильно. Подумайте дети и скажите кого мы можем назвать вежливым человеком?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, приветлив и внимателен. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (принести, помочь, подать и т. д., он всегда это делает охотно. Вам нравятся вежливые люди? А невежливые?

Дети: ответы.

Воспитатель: Если кто-нибудь сделает для вас что-то, то следует сказать: «Спасибо». Если кто-то скажет вам «Спасибо», то вам следует ответить «Пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули, или обидели, то следует сказать«Извините пожалуйста».

Воспитатель: Дети, а что нужно было сказать после приветствия Алисе?

Дети: Спросить разрешения пройти в группу.

Воспитатель: Дети, я думаю, Алиса все поняла. Давайте пригласим ее на наше занятие и научим его вежливым и добрым словам.

Воспитатель приглашает Алису на круг, наклоняется к ней ухом, Алиса шепчет что растеряла свои свои вежливые слова, пошла искать и заблудилась.

Воспитатель:Ребята, Оказывается, Алиса растеряла все свои вежливые слова, пошла их искать и заблудилась, а попросить или спросить кого-то-постеснялась. Конечно, ведь без вежливых слов очень тяжело обходиться. Вы согласны со мной?

 Ребята, предлагаю помочь бедной Алисе,  и давайте сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в страну Вежливости, соберем потерянные слова Алисы, и заодно проверим, насколько мы вежливы и воспитаны. Нас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, мы без труда справимся.

 

Задание №1

Стихотворения про вежливые слова.

 

1-й  ребенок:

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

 

2-й ребенок:

       Здравствуйте.

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

 

3-й ребенок:

            Добрый день.

- Добрый день! — тебе сказали,

- Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

 

4-й ребенок:

               Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

5-й ребенок:

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут,

Уважать вас и любить!

 

3. задание: Игра «Вежливая просьба».

Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

 

4. задание: ЗАГАДКИ:

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «… » (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «… » (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «… » (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «… » (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала! »

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «… » (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали: «… » (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «… » (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «… » (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «… » (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «… » (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам … » (аппетита)

 

 

Физминутка «Быстро встаньте»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснулись

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

 

 

5 задание: Игра «Антонимы»  (игра с мячом).
- Итак , это задание не простое. Я буду называть  неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?

Воспитатель:  Злой — добрый,  жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый,  лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой -  хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

 

 

6 задание. Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Воспитатель: - А теперь давайте разберемся на примере что хорошо и что плохо. Я буду показывать картинки с поступками детей, а вы их рассматривать и распределять на хорошие и плохие. Если поступок хороший, вы поднимите белый кружок, а если плохой - черный

 

Звучит спокойная мелодия.Воспитатель раздает детям лепестки.

Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали? Чем занимались? О каких особенных словах мы сегодня говорили? Почему эти слова называют «волшебными»? Почему эти слова очень важные?

Дети: ответы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, получилось ли у нас собрать  вежливые слова Алисе

Дети: Да.

Воспитатель: Дети у меня есть серединка цветка а у вас лепестки. Давайте каждый подарит Алисе лепесток, проговаривая вежливое слово.

 

Воспитатель: Давайте подарим Алисе наш прекрасный цветок вежливости, чтобы она никогда их не забывала. Скажем нашим гостям «Спасибо за внимание». А теперь можете поиграть с Алисой, показать ей нашу группу, игрушки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytka_dlya_pozhilogo_cheloveka.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

НОД « День пожилого человека»,

беседа с детьми старшей группы, изготовление открыток...

Цель: нравственное воспитание, развитие творческих способностей

Задачи: вызвать у детей чувства уважения к пожилым людям, укреплять связи между поколениями, воспитывать желание радовать старших, расширить представление детей о возрасте и возрастных особенностях людей - пожилой человека.

Материалы и оборудование: клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, , салфетка

Материалы и оборудование: видео ряд фотографии пожилых людей, семейные фотографии бабушек и дедушек воспитанников, перчаточные куклы девочка, мальчик, фотовыставка семейные фото, беседа с детьми старшей группы

Активный словарь: осенние цветы, золотая осень, прохладно, багряные листья, поздравительная открытка.

Беседа с детьми старшей группы

Воспитатель: Сегодня праздник «День пожилого человека».

У старых силы не те,

Дней не прожитых мал запас

Берегите старых людей

Без которых не было б нас…

Воспитатель: Кого из людей можно назвать пожилым человеком?

Ответы детей: бабушку, дедушку…

- Много есть друзей вокруг

Но считаю я

Что мой самый верный друг

Бабушка моя

В воскресенье и в субботу

Ей не надо на работу

Наступают для меня

Два особых дня.

Воспитатель: А что умеют делать наши бабушки? (ответы детей)

- Верно, легче сказать чего они не умеют делать.

А сколько хлопот у них с внуками! Об этом расскажут сами внучата.

(Куклы из перчаточного кукольного театра) мальчик и девочка:

М: Много у бабушки с нами хлопот

Варит нам бабушка сладкий компот.

Д: Шапочки тёплые надо связать

Сказку весёлую нам рассказать.

М: Трудится бабушка целые дни

Бабушка милая, сядь, отдохни!

Д: Мы тебе песенку нашу споём

Дружно мы с бабушкой милой живём!

Воспитатель: А всегда ли вы дружно живёте с вашими бабушками и де-

душками?

Вот послушайте стихотворение

Бабуля противень достала,

Разложила пирожок

Внуку ласково сказала:

«На, отведай-ка, дружок!»

Дед заметил недовольно:

«Вот невежливый какой!

Что сказать при этом надо?»

Внук ответил: « Дай другой.»

Воспитатель : Как нужно было поступить внуку? (ответы детей)

- Да такие простые слова «спасибо» и «пожалуйста» они способны

согреть душу пожилого человека.

- Нужно быть всегда внимательными и заботливыми к близким.

Воспитатель: Человек уже много поживший и повидавший всегда даст

правильный нужный совет.

Чем больше человек живёт, тем больше знает и умеет. Таковы наши бабушки и дедушки.

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Дедушкина борода».

Такая у деда растёт борода

Что я на неё удивляюсь всегда

« С ним,- мама сказала, не будешь в беде:

У дедушки много ума в бороде».

И правда: попросят родные совет,

Погладит он бороду - скажет в ответ.

Завидую дедушке я иногда

Скорей бы росла у меня борода.

Воспитатель: Бывают в вашей жизни дни

Которые нельзя не отмечать

И потому примите поздравленья

И от души позвольте пожелать:

- Что мы можем пожелать бабушкам и дедушкам?

В этот день и праздничный, и светлый

И грустить не время, не пора

Долгих лет вам, яблонь в белом цвете.

Радости и счастья и добра.

И пусть лицо улыбка озаряет

Вы возрасту скажите: - не спеши

Быть счастливыми вам желаем,

Желаем этого от души.

Вы много сделали такого, чтоб на земле оставить след

Желаем вам сегодня снова здоровья, счастья, долгих лет.

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто там?

Дверь открывается.

-Здравствуйте, это я лисичка. Мне тетушка волчица сказала, что с наступлением осени наступит праздник, и все будут своих бабушек поздравлять. И я тоже хочу поздравить свою бабушку. Только, когда весна наступит, как я узнаю? Помогите ребята, как узнать, что весна за окном?

Дети: Снег растаял, день становиться длиннее, солнце греет, дети одевают весеннею одежду.

Лисичка: Ой, как хорошо! Значит, сейчас весна наступила? А весною, Международный женский день 8 марта, у бабушки праздник, а вы ваших бабушек будите поздравлять? Неужели моя бабушка без подарка останется. Я хотел подарить поздравительную открытку, а в лесу как, я её сделаю, и цветы не цветут.

Воспитатель: Не расстраивайся лисичка, весенние первоцветы – это подснежники и тюльпаны (демонстрация картинок с цветами). Я научу тебя делать открытку с цветами, и ее можно будет подарить твоей бабушке. А ребята тоже будут учиться делать открытки своим бабушкам.

Изготовление открыток для бабушек и дедушек.

Воспитатель показывает искусственные цветы, вместе с детьми рассматривают, какие они красивые, разноцветные, у них есть лепестки и серединка. Воспитатель объясняет что, если будет много цветов, то это называется букетом.

Воспитатель: Ребята, помните, как правильно клеить? Нужно вырезать восьмёрку, положить на клеёнку, взять клей, намазать. Теперь можно приклеить. Разглаживаем салфеткой. Молодцы. Теперь распределим все тюльпаны. Теперь можете приступать к работе. А мы с лисичкой, если кто-то, что-то забудет, напомним и покажем.

Дети выполняют задание.

Физкультминутка: «Бабушка очки надела».

Бабушка очки надела

Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно

И внучаток разглядела.

В «колёсико» приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из разных пальцев.

Не торопить детей, если у них это не сразу получается.

Обязательно встряхивать кисти рук, чтобы сбросить мышечное напряжение.

Практическая часть.

Педагог предлагает детям сделать открытку бабушке и дедушке (пожилым людям).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие у вас красивые открытки с цветами получились. Ваши бабушки будут очень рады. Лисичка, тебе понравились поздравительные открытки, которые ребята приготовили в подарок своим бабушкам?

Лисичка: Да. Ребята, спасибо вам за помощь. Моя бабушка будет очень рада. Мне пора идти. До свидания!

Итог

Воспитатель:

Дети, какие замечательный подарки получились у нас, бабушкам и дедушкам очень понравится. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой. Вечером, когда пойдете к бабушке с дедушкой, не забудьте обнять и сказать, как вы их любите. А родители пусть прочитают стихи на открытке

Вы примите благодарность

За достойный труд, за мир!

Пускай радость регулярно

Будет вашим ориентиром.

Вам желаем жить в движении,

Становиться лишь сильней—

Поздравляем с уважением

Вас с Днём пожилых людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи, младшая группа Тема: «Поезд».

Вызвать желание участвовать в совместной игре, дать образец новой сюжетно – ролевой игры. Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, артикуляц...

Конспект открытого занятия по развитию речи средней группе «Дружба - это главное чудо на свете»

« Дружба - главное чудо на свете»Цель:1. Формировать добрые взаимоотношения между детьми в группе.2. Довести до детей смысл сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить).3. Активизировать в ре...

Открытое занятие по развитию речи. Средняя группа.

Форма проведения : сказка «Теремок»Цель: Активизировать словарь детей.  Развивать связную речь, умение вести диалог. Задачи:1.Закрепить  знание домашних животных.2. Учить работать...

Открытое занятие по развитию речи старшей группы «Пришла весна».

Открытое занятие по развитию речи старшей группы «Пришла весна»....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) "ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ"

Програмное содержание1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение3. Совершенствовать навыки выразите...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по РАЗВИТИЮ РЕЧИ (старшая группа)

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ  по РАЗВИТИЮ РЕЧИ (старшая группа)Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о весне,  учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, ак...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...