Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольника через организацию игровой деятельности»
консультация по развитию речи

Галкина Татьяна Алексеевна

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. 

    Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятная, понятная и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

         Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галкина Т.А.

МДОУ «Детский сад «Березка»

Консультация для воспитателей

«Развитие речи дошкольника через организацию игровой деятельности»

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Е.И.Тихеева ́ — российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.

 «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила в своё время Е. И. Тихеева ́ — российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.  

    Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятная, понятная и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

         Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника в игре.

 Игра - это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.

Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной. Воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности, воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Вводит в игре новые слова и выражения. Поэтому обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности одна из основной задачи воспитателя. И эта задача - помогать детям освоить умение понимать и формулировать задачу игры; формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения; формировать диалогическую, монологическую речь; развивать звуковую культуру речи, актуализировать и обогащать словарный запас. Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками.

Педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся  к следующему:

1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих.

В нашем детском саду, как и во многих других садах, используют разные виды игр - это и сюжетно - ролевые, и игры с элементами драматизации, театральные игры, и настольные, и дидактические игры. Они могут быть и самодельные и промышленного производства.

«Слова обобщения» (настольная игра)

Основная задача игры: знакомство со словами - обобщениями и закрепление их употребления. Расширение словарного запаса у ребёнка. Обогащение и закрепление словаря по темам «животный мир», «мир растений», «мир предметов» (существительных, глаголов, прилагательных); упражнение в словоизменении и словообразовании; составление словосочетаний, предложений; формирование монологической речи; упражнение в чтении и печатании слов.

Набор «Обобщение» можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе.  

«Слова. Один – два – много» (настольная игра)

Основная задача игры: развитие грамматического строя речи. Развитие словаря, связной речи, коммуникативных навыков.

«Речевые кубики»

Основная задача игры "Речевые кубики" в том, чтобы ребенок заговорил - и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В "Речевых кубиках" заложены все эти возможности. В наборе 10 мягких кубиков четырех цветов: красные кубики обозначают персонажей ("Кто? "); зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы); синие кубики преимущественно отвечают на вопросы "Где? " и "Когда? ", а также на вопрос "Что? "; оранжевые кубики предназначены для того, чтобы придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции.

«прослова» (настольная игра)

Основная задача игры: работа с алфавитом.

Игру можно использовать как в парной, так и групповой работе.

«Слоги» (подвижная напольная игра)

Основная задача игры: знакомство с буквами и обучения чтению.

 

«Логопедическая ромашка» (настольно - печатная игра)

Основная задача игры: формирование у детей фонематического слуха, правильного произношения звуков.

Лото «Весёлые звуки» (настольно - печатная игра)

Основная задача игры: Игра поможет выявить и исправить у детей недостатки произношения тех или иных звуков, развить речь, память, внимание, сообразительность. В процессе игры дети смогут не только освоить трудные звуки, но и научатся различать звуки речи на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой, что важно для успешного обучения чтению и письму. При проведении игры в группе количество игроков — 2—9 человек.

Игровое пособие "Слоги, ребусы, загадки» игротека Татьяны Барчан (настольно - печатная игра)

Основная задача игры: Формирование восприятия русского языка, опирающееся на логическое и образное мышление. Расширение словарного запаса и активного словаря. Развитие внимания, смекалки, находчивости.

Планшет и карточки «Логико - малыш» издательства «Зимородок»

Основная задача игры:  помогает развивать мелкую моторику и словарный запас, зрительное восприятие и память, внимание и логическое мышление.  

Дидактическая игра “Прожорливые фрукты”

Основная задача игры:   предназначена для развития речевого дыхания: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизации губных мышц.

ВАЖНО! Дыхательные упражнения быстро утомляют и могут вызвать головокружение. Игра должна продолжаться 3-5 минут с перерывами на отдых. Следим за соблюдением правила: на вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе – сужается.

 

Подвижная развивающая игра VAY TOY (Вей Той) "Слоги на дороге (пособие для логопеда)"

Это удивительное пособие, сочетание классики сенсомоторных игр (« двигаясь и играя, обучаемся») и современных технологий обучения произношению и грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра:

-  Позволяет сформировать у ребенка зрительные и слуховые ассоциации на основе символов для поэтапной постановки звуков и обучения правильному произношению.

При этом каждое задание можно представлять детям как ребус, активизируя их внимание и мышление.

-  Создает условия для постановки и автоматизации, трудных для ребенка звуков в форме игровых обучающих ситуаций, которые моделируются во время слогового чтения (вместе или вслед за взрослым).

Автоматизируемые звуки накладываются на разные типы интонации, тренируются в составе слоговых рядов с разным темпом (скоростью) и силой (громкостью), ритмом произнесения.

-  В ненавязчивой форме создает у ребенка мотивацию к изучению букв, поддерживает первые попытки чтения и письма (формируют интерес к обведению контуров букв).

-  В форме игровых соревновательных ситуаций отрабатывает у детей умения и навыки чтения слогов со стечениями согласных.

- Развивает ориентировку на систему дорожных знаков, включают их в опыт двигательной импровизации группы детей, формируют установку на использование в реальной жизни. Данный комплекс игр и игровых обучающих ситуаций на основе комплекта "Слоги на дороге" рекомендован для домашнего воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста родителям, воспитателям детских садов и педагогам дополнительного образования центров раннего развития, учителям-логопедам дошкольных образовательных организаций и логопунктов, учителям начальных классов.

Уважаемые коллеги! Игра учит детей общаться и понимать других людей. Играя, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Воспитатель использует игру как структурную основу учебно-воспитательной работы, облекая в её форму разные виды активности и варианты взаимодействия. Это определяет важность методически выверенного подхода к выбору, подготовке и проведения игр с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».

Проект направленный на развитие речевой деятельности...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность....

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Цель проекта:1.     Развитие свободного общения со взрослыми;2.     Развивать монологическую форму  речи.3.     Развитие и профилактика...

Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»

Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"...