Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_rechi_doshkolnikov_cherez_teatralno-igrovuyu_deyatelnost.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”
Характеристика проекта.
1.1 Цель:
развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.
Задачи:
- создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развитие речи детей дошкольного возраста через театрально – игровую деятельность;
- создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники – конкурсы;
- организовать длительное воздействие ребенка с элементами театрально - игровой деятельности и методами развития речи;
- использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность;
- углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
- совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
Ожидаемые результаты:
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
- целостное воздействие на речевую систему;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
- Проблема:
Активизация речевой функции детей на разных возрастных этапах.
Актуальность
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей младшего школьного возраста. В основу проекта положена идея организации театральной студии, обучение и коррекционно – равивающее развитие. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.
- 3 Структура проекта
1 этап ПОИСКОВЫЙ
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений
2 этап КОНСТАТИРУЮЩИЙ
Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе.
3 этап ФОРМИРУЮЩИЙ
Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.
4 этап АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Содержание проекта.
Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:
1. Создание программы, в которой обозначены проблема, задачи театрально – игровой деятельности в логопедической работе, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно – воспитательного процесса, предложенная система, это:
- ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно – игровой среды, созданной в учреждении на углубленное развитие речевой системы в течении всего учебного года;
- организация разнообразной и регулярной деятельности детей в театральной зоне: культура и техника речи, ритмопластика, основы театральной культуры, речевые игры и упражнения;
- широкое использование специальной учебной и детской литературы;
- совместная творческая деятельность специалистов, родителей и детей;
- регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания во всех группах;
- оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни: досуги, праздники, утренники, открытые занятия:
- отражение в занятиях, праздниках таетрально – игровой направленности на воспитание у ребенка речевой культуры, внутреннего развития.
2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и детей подготовительной группы.
3. Взаимодействие с родителями (конкурсы, утренники, собрания, помощь в изготовлении наглядно – практического материала).
4. Работа театральной студии “Золотой ключик”.
5.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.
6. Создание театрально – игровой зоны.
7. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.
1.4 Новизна проекта
- акцент на своеобразие начального периода подготовки с учетом особенностей младшего и старшего дошкольного возраста, но и начального этапа освоения дополнительного образования в плане литературной грамоты и театральной культуры;
- стимулирование открытия ценности трудолюбия, самостоятельности, требовательности к себе, ответственности перед зрителями, повышение общего культурного уровня, обще речевого уровня;
- для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности;
- побуждение детей к творческой деятельности;
- использование новых технологий: планирование материала по лексическому принципу, речевые семейные праздники, ритмопластика, сказкотерапия, арт-терапия, кукольный театр;
- педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь;
- интегративность, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс;
- театрализации логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Практическая значимость. Уровень проработанности
Над данным проектом работа велась на протяжении 3 лет. При диагностике можно увидеть некоторые результаты, а самый важный – уровень развития речи, уровень общей культуры. Надеемся, что наши усилия не пройдут даром. Малыши войдут в большую жизнь, какими они станут, зависит от нас педагогов. Данная программа может быть реализована в ДОУ, родителям, гувернерам.
Работа по данному проекту ведется и в настоящее время, и находиться на аналитическом уровне.
Выполнен большой объем работ:
- создана программа, по которой работаем полгода. Диагностика подтверждает ее целесообразность.
- создана театрально – игровая среда (фрагменты и предметы – носители природных качеств, различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы, костюмы, маски), в каждой групповой комнате свои театральные уголки с масками, настольными театрами.
- взаимодействие с семьей (участие в совместных с детьми и воспитателями мероприятиями, праздниками, изготовление декораций, разучивание текстов).
Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.
Содержание проекта
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире. Поэтому логопедическое воздействие на речь нужно начинать как можно раньше, поэтому я занялась реализацией вопросов речевого развития, именно с младшего дошкольного возраста. Исходя из этого, было решено связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
В нашем детском саду созданы предпосылки для эффективной логопедической работы. С 2009г. сад осуществляет познавательно – речевой приоритет. Используя собственные разработки, опыт известных педагогов, была создана рабочая программа по развитию речи через театрально – игровую деятельность, в которой выделялись основные задачи:
- корекционно – развивающие, воспитательные;
- создание театрально – развивающей среды, в групповых помещениях и на окружающей территории детского сада;
- создание условий для практической деятельности детей;
- подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов, материалов для арт – терапии;
- расширить базу игр, развивающих речевые функции;
- использование межпредметных связей;
- привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.
Опираясь на данные задачи был создан перспективный план занятий начиная с младшей группы, при составлении которого использовала знания психолого – педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии. В планировании мы использовали принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала. Результаты показывают, что проводимая коррекционно – развивающая работа по развитию речевой системы в целом, способствовала устранению речевых недостатков, позволило проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимоуважение в коллективе.
Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая среда в детском саду – это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию в детском саду. У нас функционирует комната театральной деятельности. Оформление которой заняло много сил и времени. Вместе с детьми рисовали, клеили элементы для настольного, теневого театров, различные природные зоны. У ребят это любимое место. Старшие дошкольники реставрируют атрибутику, рисуют, придумывают элементы к сказкам. Ухода и заботы требуют и многочисленные комнатные растения. Все это позволяет проводить содержательную работу по формированию речевой культуры детей и взрослых.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Используем межпредметные связи (например, развитие пальчиковой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке). Итоги работы проводятся во время утренников, праздников и т. д.
Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому что так надо”, “чтобы не ругали”. Поэтому на занятиях мы стимулируем внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка, занятия являются целью деятельности ребенка. И результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.
Через драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться.
Критерии оценки содержания и методов развития и обучения.
“Развитие речевой культуры детей”
- Педагоги создают условия для развития речи детей через все виды деятельности и способствовать формированию в детях творческого потенциала.
- Педагог должен побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, четкой артикуляцией.
- Воспитатель обеспечивает взаимосвязь театрализованой деятельности с другими видами (на занятиях по развитию речи – отрабатывается четкая артикуляция, правильный речевой выдох и т. д.; на музыкальных – учатся слушать и слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, по художественному труду, организации сюжетно – ролевой игры); создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей.
- Педагог обеспечивает условия для развития у детей речевой культуры, для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
- Педагог сам должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Речь педагога – образец для подражания.
- Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация правильного произношения ребенка должна происходить естественно. Не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
- Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность, активность, инициативность, коммуникативные навыки, взаимодействие, доброжелательное отношение к окружающим. Формировать навык самостоятельной передачи эмоций.
- Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики.
План – программа работы в младшей группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.
- Развитие пассивного словаря
- накопление пассивного словаря
- Формирование фонематической системы языка
- воспитание внимания к звуковой стороне речи, учить различать на слух длинные и короткие слова;
- формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста;
- учить дифференцировать согланые раннено онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б] - [н], [м]- [т], [п]- [г].
- развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
- развитие экспрессивного словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонетической сторны речи:
- формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;
- развивать длительность речевого выдоха;
- развивать силу, динамику и модуляциу голоса;
- развивать подражание речевым звукам;
- активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию гланых звуков и согласных раннего онтогенеза;
- воспитывать правильный, умеренный темп речи;
- развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
- Развитие диалогической речи и речевого общения.
- Развитие мелкой моторики:
- Развивать тонкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками, в сухом бассейне.
- Музыкальное развитие:
- Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Формировать умение различать звучание муз. Инструментов.
- Игровая и театрализованная деятельность:
- побуждать детей к активной игровой деятельности;
- развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности;
- развивать двигательную активность; умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию;
- развивать диалогическую и монологическую речь; проведение театрализованных игр по сказкам “Репка”, “Курочка Ряба”, “Волк и козлята”.
План – программа работы в средней группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.
- Развитие словаря:
- Работать над накоплением пассивного словаря и активизации в речи существительных, глаголов прилагательных по всем лексическим темам;
- Формировать понятие слово и умение оперировать им.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- Формировать умение составлять предложения из нескольких форм по вопросам, по картинке, по демонстрации действия;
- Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
- Развитие фонетико – фонематическо системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
- Формировать навык мягкого голосоведения;
- Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию);
- Развивать ритмичность и интонационную выразительность, модуляцию голоса;
- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности;
- Активизировать движения артикуляционного аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп;
- Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности;
- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации;
- Научить правильно передавать ритмический рисунок слов;
- Сформировать понятие “слог” и умение оперировать этим понятием;
- Сформировать умение различать гласные и согласные звуки;
- Научить выделять начальные ударные гласные из слов;
- Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов из конца и начала слов;
- Дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам;
- Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков;
- Сформировать понятие “звук”, “гласный звук”, “согласный звук” и умение оперировать этими понятиями.
- Обучение элементам грамоты:
- Сформировать понятие “буква” и представление о том, чем звук отличается от буквы;
- Познакомить с гласными буквами А, У, О, И и с согласными буквами Т, П, Н, М, К;
- Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, “рисованию” по тонкому слою манки и в воздухе;
- Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
- Развитие связной речи и речевого общения:
- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
- Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
- Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
- Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета.
- Музыкальное развитие:
- Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью; обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт;
- Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, интонируя мелодию;
- учить самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы; передавать характер музыки в движениях; инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх, спектаклях.
- Игровая и театрализованная деятельность:
- Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, способность ориентироваться в пространстве, активизировать мышечный тонус, совершенствовать координацию движений;
- Обучать разыгрыванию несложных представлений по знакомой сказке, проведению театрализованных игр во всех видах театра;
- Формировать достаточный запас эмоций.
- Физическое здоровье и развитие:
- Формировать умение выполнять движения под музыку;
- Способствовать развитию выразительности движений, умение передавать двигательный характер образа.
План – программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.
- Развитие словаря:
- уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
- обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
- расширить объем правильно произносимых существительных, глаголов;
- обогатить активный словарь относительными прилагательными, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения, словообразования;
- Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
- совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;
- сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.
- Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
- формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
- закрепить навык мягкого голосоведения;
- воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
- развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
- закрепить правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности;
- активизировать движения речевого аппарата, готовить к формированию звуков всех групп;
- сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной игровой и речевой деятельности;
- сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов;
- закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;
- формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляции: в свободной игровой и речевой деятельности;
- формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий;
- сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Обучение элементам грамоты:
- закрепить понятие “буква” и представление о том, чем звук отличается от буквы;
- познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э;
- совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина;
- сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
- Развитие связной речи и речевого общения:
- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
- Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
- Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
- Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;
- Учить составлять рассказы – описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.
- Развитие мелкой моторики:
- Развитие тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике.
- театрально – игровая деятельность:
- обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
- способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения;
- развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
- развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;
- совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
- воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
- Физическое здоровье и развитие:
- ежедневное использование следующих форм работы по физическому воспитанию детей: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения.;
- учить детей импровизировать под различные мелодии.
План – программа работы в подготовительной к школе группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.
- Речевое развитие:
- расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- обогащать речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами – антонимами и словами синонимами;
- расширять представления о переносном значении и многозначности слов, учить использовать эти слова;
- закрепить понятие слово и умение оперировать им.
- Совершенствование грамматического строя речи:
- совершенствовать навык образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
- совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами;
- формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами;
сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень прилагательных; - совершенствовать навыки составления сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненых предложений с придаточными времени, следствия, причины;
- закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем.
3. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
- продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи;
- учит соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика;
- учить произвольно менять силу голоса;
- развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона;
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационно выразительностью речи;
- активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата;
- уточнить произношение звуков [i],[ц],[Ч],[щ],[р],[р’],[л],[л’] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности;
- завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности;
- закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов;
- упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
4. Обучение грамоте:
- познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ;
- закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные;
- совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов;
- научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.
- Развитие связной речи и речевого общения
- стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
- совершенствовать навык ведения диалога;
- сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
- Развитие мелкой моторики:
- через конструирование, рисование, лепку, аппликацию;
- через сопряженную пальчиковую гимнастику.
7. Музыкальное развитие:
- совершенствовать ранее певческие навыки( навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования);
- учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животного.
- Игровая и театрализованная деятельность:
- совершенствовать умение творчески выполнять роли, импровизировать в играх – драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам.
- Физическое здоровье и развитие:
- совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку;
- содействовать развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений;
- продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Речевое развитие дошкольников эффективнее если:
- на занятии используются театральные игры, упражнения и этюды, ритмопластика, речевые игры и упражнения, кукольный театр, арт – терапия;
- созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей;
- имеет место постановка проблемной ситуации;
- развито чувство взаимоуважения;
- ребенка окружают яркие игрушки , содержательная атрибутика;
- родители, семья принимают активное участие в развитии ребенка, оказывает помощь педагогам;
- рядом неравнодушный, опытный педагог;
- регулярно проводить и строить работу на основе диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...
Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”
Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...
Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».
Проект направленный на развитие речевой деятельности...
Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”
Цель проекта:1. Развитие свободного общения со взрослыми;2. Развивать монологическую форму речи.3. Развитие и профилактика...
Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»
Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...
Проект "Развитие речи дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность"
Проект направлен на развитие связной, выразительной речи у детей через музыкальную и театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно....
Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность
В основу моего проекта заложена идея организации театральной студии. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребёнка основано на опыте народа. Народный фольклор во всех его п...