Конспект в старшей группе по развитию речи "Рассматривание картины "Ежи" и составление рассказа по ней".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Олеговна Эйсмонт

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.

2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

4. Развивать связную речь, внимание, память.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ёжик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Материалы: учебно-наглядное пособие «Ежи», С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев, игрушка ёжик, маска ежа.

Ход занятия:

1.Воспитатель созывает детей в круг.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Как называется осенний месяц?

- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)

- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

Из знакомой сказки
Катится клубок:
Хитренькие глазки,
Чёрненький носок,
Вся спина в иголках...
Тронешь – и  поймёшь:
Раз колюч, как ёлка,
Значит, это ... (ёжик)
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку.

- (показ игрушечного ежа)

- А как можно ласково назвать ёжика, какой он? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный)

- Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

- Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

- Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

- Ежи – очень интересные животные.. Живут они семьями: папа -… еж или ежик, мама -ежиха, дети. ежата, можно назвать их ласково -ежатки, а если один малыш – то ежонок0 ёжик

Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ёжик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ёжик). ежонок

- Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ёж,  ежиха, ёжик          (ежонок, ежиха, ежата, ежики).

2. Основная часть

- У меня для вас есть сюрприз - прекрасная картина. Она мне очень понравилась, и я захотела показать её вам. Воспитатель  показывает ребятам картину «Ежи».

 

Воспитатель говорит:

 Среди густой травы, папоротников мимо старого пня

Тихо пробирается ежиха со своими ежатами к ручейку.

Посмотрела ежиха по сторонам – нет опасности.

Ежата, можете гулять!

- Вам нравится картина?

- Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. - Каждая картина имеет свое название. Вы сами придумаете для нее название.

-Что изображено на этой картине?

- Где они живут?

- Ежи дикие или домашние животные?

- Какое время года? Почему вы так решили?

- Какая травка на полянке?

- Какие насекомые изображены на картине?

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Какая мама ежиха?

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

- Почему ежонок спрятался?

- На что он стал похож?                                                   

- Каким мы можем назвать этого ежонка? 

Как можно назвать эту картину. (заслушивает ответы)

А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине
 

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.

Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.

Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!

 

В: Почему  ежиха наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)

В:  Что можно сказать о  ежихе  (заботливая, внимательная мама).

ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда.

- Теперь нам осталось закончить наш рассказ.

Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.

«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».

3. Физминутка

Ходит ёжик по полянке, собирает он грибы опята

(Ходьба на месте, поворот головы вправо, влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал

(Прищурить  открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел

(Посмотреть вверх, вниз)

Сам тихонечко пыхтел

(произнести Пых- пых- пых)

Смотрел влево, смотрел вправо

(Посмотреть влево, потом вправо)

Вдруг увидел гриб на славу

(Закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо

(Руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё

(Руки спрятать за спину, повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и унёс грибок на спинке

(Ходьба по кругу высоко поднимая ноги)

 

4. – У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. Чтобы не запутаться и чтоб рассказ получился интересным, я предлагаю вам подсказки.

1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.

2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).

3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер).

4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).

- Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.

 

Заслушивается ответ 1-2 человек.

Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»

Анализ детских рассказов.

- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.

Игра с мячом «Закончи предложение»

Медведь большой, а ёж … (маленький)

Заяц пушистый, а ёж…. (колючий)

Волк злой, а ёж… (добрый)

Ёж спит днём, а охотится… (ночью)

Белка живёт в дупле, а ёж…. (в норе)

У лисы лисята, а у ежихи… (ежата)

Один ежонок, а много… (ежата)

 

5. Итог

- Ребята, скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься?

- О чем было трудно для вас рассказывать? О чем (о ком) легко?

-Интересный ли получился рассказ?

- Рассказы получились интересными, законченными, вы четко произносили слова. Использовали красивые слова. Вы все молодцы! Хорошо потрудились.

- В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»), что получится, если произнести звук «ж» шепотом, без голоса («ш»)

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

 

- Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

 


 
Автор: Эйсмонт И.О

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект в старшей группе по развитию речи с опорой на серию картинок: Составление рассказа «Как Слава лепил снеговика».

Основное внимание было уделено развитию связной речи, интонационной выразительности, способности детей к инсценированию эпизодов сказки....

Конспект по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины "Ежи" и составление рассказа по ней

Конспект по развитию речи в старшей группе.Рассматривание  картины "Ежи" и составление рассказа по ней....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Составление рассказа – описания

Цель: Способствовать формированию связной речи детей. Задачи: 1. Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величи...