Формирование грамматического строя речи и связной речи у дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammatika._ns_portal.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи и связной речи у дошкольников.
Учитель-логопед Яковлева С.В.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением. Например, рыба - рыбка путем добавления к слову суффикса -к-, слово приобретает новое значение уменьшительности. Этим словообразование отличается от словоизменения, поскольку при словоизменении смысловое значение не меняется. Так, например, слово «лампа», в каком бы падеже оно не было употреблено (вижу лампу, нет лампы, подошел к лампе…), так и остается «лампой».
Морфологическая и синтаксическая система тесно взаимосвязаны. Т.к. именно стоящие рядом слова меняют форму. Содержание конкретного слова.
Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.
Поэтому нужна гибкая программа, системный подход, конкретные задачи к каждому занятию и задания с играми, которые эти задачи решают.
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.
Важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речи у ребенка, состояния нервной системы ребенка. Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки в овладении грамматическими формами речи: красная пальто, дядя ушла, машины едет, много девочки и т.д. Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу.
Поэтому все лексико-грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности. В этой связи основным приемом (в возрасте 3-4 лет) является образец правильной грамматической формы, которую дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить ребёнка повторить его.
В средней дети усваивают грамматические категории в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала. Педагог подбирает словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, чтобы они в итоге получили образец правильной речи.
В старшей группе на занятиях можно использовать пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а педагог записывает. Такой прием замедляет темп речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления.
В подготовительной группе работа по развитию грамматического строя речи осуществляется на специальных занятиях и в связи с другими видами деятельности. Большое внимание уделяется составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин. Педагог должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы.
Кроме того, правильный подбор наглядного материала способствует повышению эмоционального тонуса детей, а значит и росту эффективности обучения.
Занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего использовать специально разработанные игры, включая в работу наглядные модели (карточки-задания, мнемотаблицы), короткие стихи, потешки, на которые я обращаю особенное внимание: они полезны для автоматизации и для развития памяти), песни, которые способствуют более увлекательному и эффективному обучению.
Работу нужно проводить по следующим направлениям:
1. упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
2. упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
3. составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Для наибольшей эффективности дидактических игр нужно соблюдать следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной речевой цели;
- чередование и вариативность игр и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев, ве...
Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).
Коломенская Елена Владимировнаучитель-логопед ГБДОУ д/с № 76 Красносельского районаВ статье говорится об актуальности приёмов театрализации для развития всех речевых компонентов, неречевых психи...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР
Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда»....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»
Цель:Расширение и активизация словаря по теме. Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материа...