Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

 

 

Конспект НОД  по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

 

 

Список используемой литературы:

1  Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

2 Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: Эксмо, 2005

3 Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с. (Серия «Учимся играя»)

4 Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в  логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007

5Гомзяк О.С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты  занятий. М.: Творческий Центр «Сфера». 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_posuda_podgotovitelngr.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Уточнение и расширение представлений у детей 6-7 лет  о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, числительными).

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, речевого дыхания, мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

воспитание навыков активности, сотрудничества в игре и на занятии, умения слушать и выполнять инструкцию логопеда.

Оборудование: проектор, картинки с изображением посуды, предметы посуды, мяч, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты, маркер, плакат к игре «Проведи дорожку», конверты с разрезными картинками, мольберт.

Речевой материал: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, тарелка, нож, вилка, ложка, кофейник, сахарница, бокал, кружка, сковорода, сервиз, чайная, столовая, кухонная, одноразовая, кофейная, мелкая, глубокая, металлическая, стеклянная, фарфоровая, чугунная, эмалированная, деревянная, железная, пластмассовая, хрустальная, хрупкая, готовить, пить, мыть, сушить, чистить, расставлять, сервировать, варить, жарить, тушить, кипятить, вытирать.

 Интеграция образовательных областей :познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое

Предварительная работа:

• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Посуда».• Рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды. • Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», «Финист – ясный сокол», «Дудочка и кувшинчик».

• Просмотр мультфильмов «Каша из топора», «Горшок каши» братьев Гримм. • Разучивание стихотворений: А. Усанова «А у нас», загадок по теме «Посуда», музыкального произведение «Чайник-ворчун».• Дидактические игры: «Что лишнее?», «Ласковые слова», «Скажи наоборот», «Из чего сделана посуда?», «Что где?» и т. д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед встречает детей, приветствует, говорит, что очень рад всех видеть, предлагает подарить друг другу улыбку и чувствовать себя спокойно и уверенно.

Дети хором повторяют правило поведения на занятии: Внимательно слушай! Другим не мешай! Когда тебя спросят, тогда отвечай!

- Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сядет тот, кто определит, с какого звука начинается название его картинки (Должны подойти к мольберту и выставить картинку).

Одним словом как можно назвать эти предметы. (Посуда).

Логопед. - Для чего нужна посуда?

Дети – Посуда нужна для приготовления и употребления пищи.

Логопед. Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда.

2. Сообщение темы. Вводная беседа.

Стук в дверь. (Под тревожную музыку в группу вбегает Федора и плачет).

Логопед: Бабушка, что случилось, почему вы плачете? Федора: (сквозь

слезы) От меня убежала посуда. Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы? Дети: Это бабушка Федора- Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора? (Федорино горе).Кто автор сказки? Корней Чуковский. Федора: Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, блюдца, кастрюли.

Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

- А какая она должна быть? (чистая).

Логопед- Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно ты совсем про нее ничего не знаешь.

Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду. Для этого мы будем выполнять разные задания.

Логопед-Ребята, каждая посуда имеет свое назначение. Если мы гостей позовем на чай, какая посуда нам нужна? (чайная).

-Назовите чайную посуду. (блюдца, чашки, ложки).

- Если гости придут на обед, то какую посуду мы поставим на стол? (столовую).

- Какую именно? (тарелку глубокую, мелкую, столовую ложку).

- Когда мама на кухне готовит обед, какой посудой она пользуется? (кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, ковш, шумовка, чайник, кружка).

Логопед. Пусть предметов посуды у Федоры осталось не так много, но заботиться о них необходимо. А сделаем мы это с помощью пальчиков.

3. Пальчиковая гимнастика: (слайд)

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварёшку,

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран.

- Молодцы Федора очень довольна, как вы вымыли посуду.

- Посуду можно делать из различных материалов. Как вы думаете их каких? (стекла, дерева, металла, глины, пластмассы). Давайте посмотрим, из чего сделана наша посуда.

4. Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Стакан из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

Логопед: Здорово, теперь Федора знает что из чего сделано.

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

5. Игра "Что лишнее?" (слайд)

-Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.

- Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

- Что здесь лишнее и почему?

- Лишний мяч. Он - игрушка.

- А все остальное?

- Посуда.

- Правильно. Назовите следующие картинки.

- Что лишнее и почему?

- Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

- А из остальной посуды?

- Можно пить.

- Верно. Молодцы!

Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)

6. Игра «Назови ласково» (мяч)

Логопед: Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее. (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)

Чашка- (Дети: чашечка)

Тарелка- (Дети: тарелочка)

Ложка- (Дети: ложечка)

Вилка- (Дети: вилочка)

Кувшин- (Дети: кувшинчик)

Миска- (Дети: мисочка)

Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.

7. Физминутка: «Помощники»

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

(Шагать и хлопать по коленям крест на крест)

Кастрюли, (руки на пояс)

Чайник, (одна рука на пояс, другая изображает носик чайника)

Ковшик (руки в кольцо перед собой)

Ложку (кистью руки изобразить движение ложкой)

И большую поварёшку (большой круг руками над головой и вниз)

Моем чашку, моем кружку (трут ладошки друг о друга)

Ставим высоко на сушку (подняться на носочки руки вверх)

Ой! Упала чашка с полки (ладошки к щекам прижать)

Будем собирать осколки (наклоны вперёд)

8. Игра «Сосчитай-ка». (слайд)

Логопед: Ребята, Федора просит, чтобы мы ее научили считать. Научим Федору? (Дети: да, научим.) Показ слайдов. (Дети считают предметы посуды от одного до пяти)

Кастрюля- (Дети: одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль)

Стакан- (Дети: один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов) ;

Ложка- (Дети: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек)

Вилка- (Дети: Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок).

Логопед: Умницы, вы и с этим заданием справились, пора и чай попить.

9. Упражнение "Подуем на чай".

Дети вcтают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

- Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза

10. Игра: «Проведи дорожку».

Логопед. - Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Для каждого продукта есть своя посуда (своё вместилище). Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется. А в этом нам поможет игра «Проведи дорожку».

- Положите продукт в соответствующую посуду.

Хлеб положу в (хлебницу)

Перец насыплю в (перечницу)

Конфеты положу в (конфетницу)

Сахар положу в (сахарницу)

Селедку положу в (селедочницу)

Суп налью в … (супницу) .

11. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

- Сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Я показываю картинку и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

12. Игра "Разбитая посуда".

Детям раздаются конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним.

- Посмотрите, какая красивая посуда нарисована на картинках. В конвертах такая же посуда, но "разбитая". Помогите мне "склеить" ее. Сложите части картинки правильно. (Дарят Федоре)

На данном этапе осуществляется индивидуальный подход, часть детей собирают со зрительной опорой, часть по памяти, а часть путем наложения.

13. Итог занятия:

Ф – Спасибо ребята! Вы так мне сегодня помогли! Нашли посуду, расставили ее по местам, научили меня бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать».

Мене пора возвращаться домой. И за вашу помощь приготовила вам угощение.

+❤ В Мои закладки

Список используемой литературы:

1  Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

2 Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: Эксмо, 2005

3 Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с. (Серия «Учимся играя»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда»....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»

Цель:Расширение и активизация словаря по теме. Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материа...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда»....