Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).
статья по развитию речи по теме
Коломенская Елена Владимировна
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 76 Красносельского района
В статье говорится об актуальности приёмов театрализации для развития всех речевых компонентов, неречевых психических функций, создания мотивации к занятиям.
Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).
В предшкольном возрасте, (старшая и подготовительная группы), как никогда важно развитие речи, в частности, таких её компонентов, как фонетическая сторона, лексико-грамматический строй и, в конечном итоге, связная речь.
Успех нашей работы обусловлен, в основном, наличием мотивации, т. е., интереса к занятиям. Основной интерес дошкольника - это, конечно, игра. Для развития выразительной, образной, связной речи самая лучшая игра - театрализация.
Для логопедов, ограниченных довольно жёсткими временными рамками занятия, и необходимостью получить максимальный результат в минимальные сроки, нет возможности играть с детьми. Но активно использовать элементы театрализации: психогимнастику, пластические этюды, пантомиму, элементы драматизации имеет смысл по ряду причин:
- эти приёмы способствуют повышению интереса к занятиям
- овладение речью идет через познание ребенком окружающего мира. Образы предметов, действий, которые ребёнок отображает в игровой форме, более эмоционально окрашены, лучше сохраняются в памяти и впоследствии отображаются в речи. Это активный творческий процесс совместной работы взрослого и ребенка.
-дают возможность овладеть определенным запасом слов, правильно их произносить (не искажая и не заменяя звуки), уметь грамматически правильно строить предложения, владеть определенной интонацией и логично излагать свои мысли.
- задействованы фундаментальные для развития речи психические процессы,- внимание, мышление, память и воображение.
- развивают мимическую и общую моторику, пластику движений.
- дети учатся выражать эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других, - все это является основой нравственного воспитания.
- способствует раскрепощению детей, регулирует поведение.
- можно проводить как игровое занятие, или как часть занятия в любое время: в начале, по ходу или в заключении. Можно использовать как динамическую паузу, мимическую гимнастику и т.п.
- приёмы просты по форме и содержанию.
На начальных этапах работы – для развития лексико-грамматического строя речи, как правило, использую маленькие предметные картинки;
-даём характеристику предмету. (Что // кто это? Какой ? Что делает? // Что с ним можно делать?)
-даём характеристику действию
-придумываем, как это можно изобразить - жестами, движением, мимикой, звукоподражанием
-дети импровизируют, а я в ходе упражнений объясняю, какой голос у этого персонажа и комментирую. («З-з-з! Я маленький, серенький звенящий комарик.…». «Ж-ж…Я большой, тяжёлый жук….»). Далее дети сами решают, кого будут изображать и представляют своего героя
-можно усложнить задачу, перейдя к диалогам-импровизациям: задавая правильно поставленный вопрос, я заставляю их думать. ( Например : «- О чём ты мечтаешь, кислый лимон? – Я мечтаю, чтобы меня посыпали сахаром, и я стал бы сладким »).
Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становится понятным более сложные фразы, выражения. В целом упражнения и импровизационные диалоги совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность.
На следующем этапе на первый план выступает специальное обучение связной речи:
-пересказы
-пересказы с элементами творчества (придумывание финала)
-придумывание (чаще коллективного) рассказа, с последующим пересказом, но возможны и индивидуальные мини-рассказы.
Для решения этой задачи:
- знакомлю детей с рассказом, сказкой для пересказа; или предлагаю тему, алгоритм, персонажей для придумывания истории. Для индивидуальных рассказов персонажей дети придумывают сами (или выбирают картинку )
- рассматриваем иллюстрации. Даём характеристику персонажей. Придумываем, (если это рассказ), сюжетную линию.
- выполняем игровые, речевые упражнения, пластические этюды, развивающие умения детей соединять слово и движения, выразительную передачу образа с жестами и мимикой, звукоподражанием. Дети импровизируют и оречевляют свои действия, я помогаю заимствовать из литературного источника фразы, речевые обороты. ( Например: «Я несчастная уточка, у меня сломано крыло, я не могу улететь. Мне очень холодно…» ) . Дети следят за своей речью и речью других, уже могут сказать, у кого какая роль хорошо получается.
- если необходимо, предлагаю детям придумать к произведению другой финал
-распределяем роли (так или иначе,- задействованы должны быть все дети), репетируем мини-спектакль. Предлагаю показать его вечером, (взаимодействие с воспитателями) и рассказать дома (взаимодействие с родителями).
Итак, театрализованная деятельность примечательна тем, что она
- способствует развитию лексической, грамматической, фонетической сторон речи детей, а также развитию связной образной речи.
- развивает неречевые психические функции: внимание, мышление, воображение. Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать толчок для ее развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.
- развивает коммуникативную функцию речи
- не требует материальных и временных затрат, применима практически в любой обстановке, в любой образовательной области.
- может использоваться логопедом, воспитателями, родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_teatraliz.deyatelnost.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Коломенская Елена Владимировна
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 76 Красносельского района
«Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации) .»
Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).
В предшкольном возрасте, (старшая и подготовительная группы), как никогда важно развитие речи, в частности, таких её компонентов, как фонетическая сторона, лексико-грамматический строй и, в конечном итоге, связная речь.
Успех нашей работы обусловлен, в основном, наличием мотивации, т. е., интереса к занятиям. Основной интерес дошкольника - это, конечно, игра. Для развития выразительной, образной, связной речи самая лучшая игра - театрализация.
Для логопедов, ограниченных довольно жёсткими временными рамками занятия, и необходимостью получить максимальный результат в минимальные сроки, нет возможности играть с детьми. Но активно использовать элементы театрализации: психогимнастику, пластические этюды, пантомиму, элементы драматизации имеет смысл по ряду причин:
- эти приёмы способствуют повышению интереса к занятиям
- овладение речью идет через познание ребенком окружающего мира. Образы предметов, действий, которые ребёнок отображает в игровой форме, более эмоционально окрашены, лучше сохраняются в памяти и впоследствии отображаются в речи. Это активный творческий процесс совместной работы взрослого и ребенка.
-дают возможность овладеть определенным запасом слов, правильно их произносить (не искажая и не заменяя звуки), уметь грамматически правильно строить предложения, владеть определенной интонацией и логично излагать свои мысли.
- задействованы фундаментальные для развития речи психические процессы,- внимание, мышление, память и воображение.
- развивают мимическую и общую моторику, пластику движений.
- дети учатся выражать эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других, - все это является основой нравственного воспитания.
- способствует раскрепощению детей, регулирует поведение.
- можно проводить как игровое занятие, или как часть занятия в любое время: в начале, по ходу или в заключении. Можно использовать как динамическую паузу, мимическую гимнастику и т.п.
- приёмы просты по форме и содержанию.
На начальных этапах работы – для развития лексико-грамматического строя речи, как правило, использую маленькие предметные картинки;
-даём характеристику предмету. (Что // кто это? Какой ? Что делает? // Что с ним можно делать?)
-даём характеристику действию
-придумываем, как это можно изобразить - жестами, движением, мимикой, звукоподражанием
-дети импровизируют, а я в ходе упражнений объясняю, какой голос у этого персонажа и комментирую. («З-з-з! Я маленький, серенький звенящий комарик.…». «Ж-ж…Я большой, тяжёлый жук….»). Далее дети сами решают, кого будут изображать и представляют своего героя
-можно усложнить задачу, перейдя к диалогам-импровизациям: задавая правильно поставленный вопрос, я заставляю их думать. ( Например : «- О чём ты мечтаешь, кислый лимон? – Я мечтаю, чтобы меня посыпали сахаром, и я стал бы сладким »).
Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становится понятным более сложные фразы, выражения. В целом упражнения и импровизационные диалоги совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность.
На следующем этапе на первый план выступает специальное обучение связной речи:
-пересказы
-пересказы с элементами творчества (придумывание финала)
-придумывание (чаще коллективного) рассказа, с последующим пересказом, но возможны и индивидуальные мини-рассказы.
Для решения этой задачи:
- знакомлю детей с рассказом, сказкой для пересказа; или предлагаю тему, алгоритм, персонажей для придумывания истории. Для индивидуальных рассказов персонажей дети придумывают сами (или выбирают картинку )
- рассматриваем иллюстрации. Даём характеристику персонажей. Придумываем, (если это рассказ), сюжетную линию.
- выполняем игровые, речевые упражнения, пластические этюды, развивающие умения детей соединять слово и движения, выразительную передачу образа с жестами и мимикой, звукоподражанием. Дети импровизируют и оречевляют свои действия, я помогаю заимствовать из литературного источника фразы, речевые обороты. ( Например: «Я несчастная уточка, у меня сломано крыло, я не могу улететь. Мне очень холодно…» ) . Дети следят за своей речью и речью других, уже могут сказать, у кого какая роль хорошо получается.
- если необходимо, предлагаю детям придумать к произведению другой финал
-распределяем роли (так или иначе,- задействованы должны быть все дети), репетируем мини-спектакль. Предлагаю показать его вечером, (взаимодействие с воспитателями) и рассказать дома (взаимодействие с родителями).
Итак, театрализованная деятельность примечательна тем, что она
- способствует развитию лексической, грамматической, фонетической сторон речи детей, а также развитию связной образной речи.
- развивает неречевые психические функции: внимание, мышление, воображение. Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать толчок для ее развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.
- развивает коммуникативную функцию речи
- не требует материальных и временных затрат, применима практически в любой обстановке, в любой образовательной области.
- может использоваться логопедом, воспитателями, родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР
Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связной и связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с № 31 Фадеева Я.А.
Конспект занятия в подготовительной группекомпенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связнойи связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда»....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»
Цель:Расширение и активизация словаря по теме. Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материа...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР
Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда»....