Конспект занятия на тему: «Орудия труда. Инструменты»
план-конспект занятия по развитию речи
Закрепление и систематизация представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_zanyatiya_orudie_truda._instrumenty.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Малыш»
Конспект занятия
с использованием ИКТ
на тему: «Орудия труда. Инструменты»
Подготовила:
Учитель-логопед
Иноземцева Т. В.
Удомля, 2020г
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и систематизация представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью. Уточнение и активизация словаря по теме «Орудия труда. Инструменты» Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, составления и чтения слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.
Ход занятия
- Организационный момент. Загадывание детям загадок об орудиях труда и инструментах. Сообщение темы занятия. Создание эмоционального фона.
Логопед. На протяжении нескольких недель мы с вами говорили о профессиях, о том, для чего работают люди. Сегодня мы продолжим этот разговор и будем говорить об инструментах и орудиях труда, которыми пользуются представители разных профессий. Вы узнаете, для чего нужны те или иные инструменты, что с их помощью делают люди. А сейчас отгадайте загадки:
1. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска,
— Знать, невкусная доска (Пила)
2. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска,
— Знать, невкусная доска (Молоток и гвозди)
3. Огородник Федот
С длинным носом живет.
Где наклонится,
Там вода течет (Лейка)
4. Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться
- Только пыль вокруг клубится (Метла)
5. Зубы имеют,
А зубной боли не знают (Грабли)
2. Игра «Кому что нужно» (Уточнение и активизация словаря по теме «Орудия труда. Инструменты». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).)
Педагог. Рассмотрите картинки. Подумайте, для чего нужны эти предметы. Составьте предложения об этом со словами потому что.
1-й р е б е н о к. Шприц нужен медсестре, потому что шприцем она делает уколы.
2-й ребенок. Мел и доска нужны учителю, потому что мелом он пишет на доске.
3-й ребенок. Молоток и гвозди нужны плотнику, потому что он молотком сколачивает доски.
4-й ребенок. Нитки и иглы нужны портному, потому что он шьет одежду.
5-й ребенок. Защитный костюм, перчатки, шланг нужны пожарному, потому что он тушит пожар.
6-й ребенок Ножницы нужны парикмахеру, потому что ножницами он подстригает волосы.
Педагог. Молодцы! И с этим заданием вы справились
3. Игра «Что без чего?» (Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Развитие зрительного внимания и восприятия.)
Педагог. Посмотрите на эти инструменты. Запомните, как они выглядят. Через одну минуту логопед показывает другую страницу.
Логопед. Расскажите, как изменились предметы, что без чего.
1 -й р е б е н о к. Лопата без черенка.
2-й ребенок. Ведро без ручки.
3-й ребенок. Нож без лезвия.
4-й ребенок. Метла без прутьев.
5-й ребенок. Перчатка без пальцев.
6-й ребенок. Кастрюля без крышки.
7-й ребенок. Грабли без зубьев.
4. Физминутка: Игра «Есть — нет». (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже).)
Педагог. Теперь давайте вспомним игру «Есть—нет», в которую мы играли. Дети становятся в круг.
1-й ребенок. У меня есть две лейки.
2-й ребенок. А у меня нет двух леек, но зато есть пять молотков.
3-й ребенок. А у меня нет пяти молотков, но зато есть три рубанка.
4-й ребенок. А у меня нет трех рубанков, но зато есть шесть шприцов.
5-й ребенок. А у меня нет шести шприцов, но зато есть две пилы. И т.д.
5. Упражнение «Что лишнее?» (Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).)
Педагог. Я хочу проверить! Хорошо ли вы знаете, какие предметы нужны для работы представителям разных профессий. Слушайте меня, определяйте, что лишнее из названных мною предметов, объясняйте, почему.
- Секатор, лейка, калькулятор, лопата. Что лишнее?
1-й р е б е н о к. Лишний калькулятор, потому что он не нужен садовнику, а грабли, лопата и секатор нужны.
Педагог. Верно.
-Мастерок, нитки, раствор кирпичи. Что лишнее?
2-й ребенок. Лишние нитки, потому что они не нужен каменщику, а раствор, мастерок и кирпичи нужны.
Педагог. Доска, фонендоскоп, градусник, лекарство, Что лишнее?
3-й ребенок. Лишняя доска, потому что она не нужна врачу, а фонендоскоп, лекарство и градусник нужны.
Педагог. Нож, кастрюля, сковорода, рубанок. Что лишнее?
4-й ребенок. Лишний рубанок, потому что он не нужен повару, а нож, кастрюля, сковорода нужны.
5. Разгадывание ребуса. (Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа)
Педагог. Вам предстоит разгадать два ребуса, в которых спрятаны названия орудия труда. Что это за слова?
Дети. Первое слово молоток.
Педагог. Как вы догадались?
Дети. От слова молоко остаются слоги [моло] и плюс добавляет слово ТОК. Если все это сложить, получается слово молоток.
Педагог: А что же за орудие труда скрывается во втором ребусе?
Дети. Второе слово лопата.
Педагог. Как вы догадались?
Дети. От слова ложка остается слог [ло]. От слова лапа остается слог [па]. И от слова таз остаются две буквы [та]. Если все это сложить, получается слово лопата.
Педагог. Великолепно! Вы порадовали меня!
6. Игра: «Подскажи словечко»: (Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста).
Дровосеки рубят бор- есть у каждого ...
Папе гвоздь забить помог деревянный ...
Пыль на полу- подавайте ....
Возле школы все ребята убирают снег ...
7. Окончание занятия (Оценка работы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"
Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"...
Собственная методическая разработка для проведения НОД с детьми старшего возраста с ОВЗ. Презентация по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"
Презентация направлена на развитие грамматического строя и связной речи дошкольников....
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по теме "Орудия труда. Инструменты"
Развитие словаря, грамматического строя речи. С использованием ИКТ....
Конспект по развитию речи. Тема: «Орудия труда. Инструменты».
Конспект образовательной деятельностидля детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностина тему «Орудия труда. Инструменты» Образовательная область:&la...
Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"
Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"...
Картотека речевых игр по лексической теме: "Орудия труда. Инструменты". Домашнее задание
Подборка игр по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....
Тема: «Орудия труда. Инструменты».
Тема: «Орудия труда. Инструменты»....