Конспект занятия на тему: «Орудия труда. Инструменты»
план-конспект занятия по развитию речи

Татьяна Владимировна Иноземцева

Закрепление и систематизация представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_zanyatiya_orudie_truda._instrumenty.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Малыш»

Конспект занятия
с использованием ИКТ
на тему: «Орудия труда. Инструменты»

Подготовила:

Учитель-логопед

Иноземцева Т. В.

Удомля, 2020г

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и систематизация представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью. Уточнение и активизация словаря по теме «Орудия труда. Инструменты» Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, составления и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Загадывание детям загадок об орудиях труда и инструментах. Сообщение темы занятия. Создание эмоционального фона.

Логопед. На протяжении нескольких недель мы с вами говорили о профессиях, о том, для чего работают люди. Сегодня мы продолжим этот разговор и будем говорить об инструментах и орудиях труда, которыми пользуются представители разных профессий. Вы узнаете, для чего нужны те или иные инструменты, что с их помощью делают люди. А сейчас отгадайте загадки:

1. Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска,

— Знать, невкусная доска (Пила)

2. Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска,

— Знать, невкусная доска (Молоток и гвозди)

3. Огородник Федот

С длинным носом живет.

Где наклонится,

Там вода течет (Лейка)

4. Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться

- Только пыль вокруг клубится (Метла)

5. Зубы имеют,

А зубной боли не знают (Грабли)

2. Игра «Кому что нужно» (Уточнение и активизация словаря по теме «Орудия труда. Инструменты». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).)

Педагог. Рассмотрите картинки. Подумайте, для чего нужны эти предметы. Составьте предложения об этом со словами потому что.

1-й р е б е н о к. Шприц нужен медсестре, потому что шприцем она делает уколы.

2-й ребенок. Мел и доска нужны учителю, потому что мелом он пишет на доске.

3-й ребенок. Молоток и гвозди нужны плотнику, потому что он молотком сколачивает доски.

4-й ребенок. Нитки и иглы нужны портному, потому что он шьет одежду.

5-й ребенок. Защитный костюм, перчатки, шланг нужны пожарному, потому что он тушит пожар.

6-й ребенок Ножницы нужны парикмахеру, потому что ножницами он подстригает волосы.

Педагог. Молодцы! И с этим заданием вы справились

3. Игра «Что без чего?» (Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Развитие зрительного внимания и восприятия.)

Педагог. Посмотрите на эти инструменты. Запомните, как они выглядят. Через одну минуту логопед показывает другую страницу.

Логопед. Расскажите, как изменились предметы, что без чего.

1 -й р е б е н о к. Лопата без черенка.

2-й ребенок. Ведро без ручки.

3-й ребенок. Нож без лезвия.

4-й ребенок. Метла без прутьев.

5-й ребенок. Перчатка без пальцев.

6-й ребенок. Кастрюля без крышки.

7-й ребенок. Грабли без зубьев.

4. Физминутка: Игра «Есть — нет». (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже).)

Педагог. Теперь давайте вспомним игру «Есть—нет», в которую мы играли. Дети становятся в круг.

1-й ребенок. У меня есть две лейки.

2-й ребенок. А у меня нет двух леек, но зато есть пять молотков.

3-й ребенок. А у меня нет пяти молотков, но зато есть три рубанка.

4-й ребенок. А у меня нет трех рубанков, но зато есть шесть шприцов.

5-й ребенок. А у меня нет шести шприцов, но зато есть две пилы. И т.д.

5. Упражнение «Что лишнее?» (Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).)        

Педагог. Я хочу проверить! Хорошо ли вы знаете, какие предметы нужны для работы представителям разных профессий. Слушайте меня, определяйте, что лишнее из названных мною предметов, объясняйте, почему.

- Секатор, лейка, калькулятор, лопата. Что лишнее?

1-й р е б е н о к. Лишний калькулятор, потому что он не нужен садовнику, а грабли, лопата и секатор нужны.

Педагог. Верно.

-Мастерок, нитки, раствор кирпичи. Что лишнее?

2-й ребенок. Лишние нитки, потому что они не нужен каменщику, а раствор, мастерок и кирпичи нужны.

Педагог. Доска, фонендоскоп, градусник, лекарство, Что лишнее?

3-й ребенок. Лишняя доска, потому что она не нужна врачу, а фонендоскоп, лекарство и градусник нужны.

Педагог. Нож, кастрюля, сковорода, рубанок. Что лишнее?

4-й ребенок. Лишний рубанок, потому что он не нужен повару, а нож, кастрюля, сковорода нужны.

5. Разгадывание ребуса. (Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа)

Педагог. Вам предстоит разгадать два ребуса, в которых спрятаны названия орудия труда. Что это за слова?

Дети. Первое слово молоток.

Педагог. Как вы догадались?

Дети. От слова молоко остаются слоги [моло] и плюс добавляет слово ТОК. Если все это сложить, получается слово молоток.

Педагог: А что же за орудие труда скрывается во втором ребусе?

Дети. Второе слово лопата.

Педагог. Как вы догадались?

Дети. От слова ложка остается слог [ло]. От слова лапа остается слог [па]. И от слова таз остаются две буквы [та]. Если все это сложить, получается слово лопата.

Педагог. Великолепно! Вы порадовали меня!

6. Игра: «Подскажи словечко»: (Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста).

Дровосеки рубят бор- есть у каждого ...

Папе гвоздь забить помог деревянный ...

Пыль на полу- подавайте ....

Возле школы все ребята убирают снег ...

7. Окончание занятия (Оценка работы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"...

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по теме "Орудия труда. Инструменты"

Развитие словаря, грамматического строя речи. С использованием ИКТ....

Конспект по развитию речи. Тема: «Орудия труда. Инструменты».

Конспект  образовательной деятельностидля детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностина тему «Орудия труда.  Инструменты» Образовательная область:&la...

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Орудие труда. Инструменты"...

Картотека речевых игр по лексической теме: "Орудия труда. Инструменты". Домашнее задание

Подборка игр по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....

Тема: «Орудия труда. Инструменты».

Тема: «Орудия труда. Инструменты»....