НОД Развитие речи. Тема: Составление рассказов на темы стихотворений.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сутурина Людмила Гавриловна

НОД: Развитие речи в старшей группе. Тема: Составление рассказов на темы стихотворений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД: Развитие речи. Старшая группа (возраст 5-6 лет)

 Тема: «Составление рассказов на тему стихотворения»

                                                                МБДОУ Детский сад 101. Чита г.

                                                                Воспитатель: Сутурина Л.Г
Задачи:
 образовательные:учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения; учить выделять из предложений слова со звуками ш и ж, четко произносить фразы (скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

Развивающие: развивать связную речь

Воспитательные: воспитывать культуру речи, умение слушать друг друга, воспитывать любовь к природе.

Материал.   Плюшевый медведь, счетные палочки, рабочая тетрадь по развитию речи (Ушаковой с.7)

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

Послушайте ребята, стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»:

 Воробей живет под крышей, В теплой норке — домик мыши, У лягушки дом в пруду, Домик пеночки в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом. Про что это стихотворение?  - Про чьи дома рассказывается? - Да, про дома воробья, мыши, лягушки, цыпленка. (иллюстрации).

 -А еще говорится о домике пеночки. - Пеночка — птичка, живет она в саду. Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши ... - В пруду домик лягушки и лягушат - Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много ... цыплят. - А у пеночки птенцы называются так же — пеночки. Если один птенчик, то пеночка, если много— пеночки. - Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Лас...точки, си...нички.) — Один птенчик— лас...точка, много— лас...точки; одна—СИ...НИЧка МНОГО— СИ...НИЧКИ. - Каких еще птиц и птенцов вы знаете? - За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку или фишку. Подводя итог, воспитатель и дети выясняют, у кого больше фишек и сколько их всего.

 Физкультминутка: Птичка-невеличка. По небу летала. Села под окошко. Крошек поклевала. Встрепенулась птичка. Выпрямила спинку, песенку запела, в домик полетела!  А теперь отгадайте загадку: Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.) - Почему вы думаете, что это ежик? Какой знакомый вам звук есть в отгадке— ж или ш? (Вопрос задается после того, как дети отгадают загадку.) Произнесите слово так, чтобы слышался звук ж (ежжжик). - Отгадайте другую загадку. Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, любит корки. (Мышка.) - Почему вы думаете, что это мышка? - Какой знакомый вам звук в этом слове — ш или ж. Произнесите этот звук в слове протяжно (мышшшка). - Я прочту стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый вам звук. Слушайте внимательно, а потом скажите, какой звук чаще всего встречается в стихотворении: Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: - «Шуршать я буду тише». - А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит (спрашивает двух-трех детей). - Послушайте еще одно стихотворение: Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет. - Придумайте рассказ про жука. Как он упал? Что с ним случилось? Кто ему помог? - Послушайте скороговорку: Хорош пирожок, внутри творожок.  Предлагают всем вместе повторить скороговорку сначала медленно и громко, потом – быстро и  тихо.

Сегодня к нам в гости пришёл мишка: - Отгадайте, что я больше всего люблю? (Мед, малину.)

Мёд короткое слово в нём одна часть мишка сосчитал, а вот в слове малина он не может определить сколько частей. Поможем ему?

Послушайте слово: мааалииинааа. Сколько в нем частей? Давайте посчитаем вместе: мааа-лиии-нааа. Какая первая часть слова? Какая вторая? Какая третья? Всего три части. (Три.) (При произнесении каждого слога дети выкладывают перед собой счетную палочку.) -Ма -ли –на. (аналогично анализируется слово ма-ши-на)

3.Рефлексия: Вот и закончилось наше занятие, Мишка очень рад, что вы помогли ему разделить слова на части или слоги, вы молодцы! Мишка пошёл спать в свою берлогу. Чем ещё мы занимались на занятии, ребята? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОММУНИКАЦИИ (РАЗВИТИЮ РЕЧИ) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»

Развитие речи у детей является одним из основных направлений воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Речь занимает важное место в развитии ребенка. Посредством родного языка ребенок ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»

Тема «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»» Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. - Закрепить навыки составления повествовательного расск...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление рассказа на предложенную тему"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление рассказа на предложенную тему".С использованием сказки "Белоснежка и семь гномов"...

Конспект занятия по развитию речи №16 в подготовительной группе Тема: «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Конспект занятия по  развитию речи в подготовительной группе  «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на тему «Домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на тему «Домашние животные»...