Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие к зайчику на день рождения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Анисимова Людмила Владимировна

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rechi_k_zaychiku_na_den_rozhd.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида для детей с нарушениями речи

№ 9» НМР РТ

Конспект итогового открытого занятия

по развитию речи

В старшей группе № 6

Тема «Путешествие к Зайчику на День Рождения»

Подготовила: воспитатель

Анисимова Л.В.

2021 г.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Цель - Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр.

Задачи:

Образовательные:

-Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.

-Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

-Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.

-Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

-Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

-Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

-Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.

Развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесному описанию, определять направление маршрута.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи; умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физ. минутка, иллюстрации, сюрпризный момент.

Здоровьесберегающие технологии: физкультурная минутка.

Материал:

цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная карта-схема на листе большого формата; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, видеопроектор с презентацией путешествия.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц, физкультминутки; дидактические игры.

Интеграция образовательных областей: коммуникативная, познание, игровая, восприятие художественной литературы.

Ведущая область: Коммуникация.

Дата проведения: 16.02.2021 г.

Ход занятия:

(Дети с воспитателем в кругу на ковре)

- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе (открываем письмо)
«
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Зайчик.  У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду!» (Слайд 2).

- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет?
-Вот лежит какая-то карта (
воспитатель разворачивает карту, размещает на доске), а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«
Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться!».
- Ребята, а больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю
.

- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем! Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем! Отправляемся в Путешествие!

 1. «Лесная полянка».

Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку (Слайд 3. На полу лежат красные, синие и зеленые цветы), какая она красивая: вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Мы, случайно не изучали на занятиях, что они обозначают? (Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные). 
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этому цвету (дети называют). 
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки (рядом на столе лежат картинки), назовите их  и определите первый звук в этих словах (
бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек и т.д.)
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше!.

2. «Встреча с белочкой»

 – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками (слайд 4 презентации). Это кто может быть? (Белка). Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  
Сахар    –  
соль 
Чистота  –  
грязь
Зима     –  
лето 
Потолок  –  
пол       
    
узкая    –  
широкая /юбка/    
длинное  –  
короткое /платье/    
сильный  
–  слабый /спортсмен/    
веселая  –  
грустная /девочка/    
высокий  –  
низкий /человек/        
    
Смеется   –  
плачет /ребенок/
Лежит     –  
сидит /человек/
Закрыть   –  
открыть /книгу/
Взлетает  –  
садится /самолет/
Надевает  –  
снимает /свитер/

- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше!

3. «Непроходимый лес».

 – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес (Слайд 5). Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. 
- «
Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки? А какие вы еще  иголки знаете? (
у сосны, швейную, у ежа, медицинскую).
- А какие ножки вы знаете? (
у детей, у стола, стула, кресла).
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти  дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит,  может, отдохнем?

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимитесь, руки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, -

          Так шевелят ушками               
         Серенькие зайчики.               
Крадемся тихо на носочках,    
Как лисы бродят по лесочку.

                                                Волк озирается кругом,
                                              И мы головки повернем.
                                        Теперь садимся тише, тише 
                                 Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал
.

4. «Болото».

– Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото (Слайд 6), через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

(выставляются иллюстрации на доске)

медведь   лиса       солнце
волк      белка       окно
лось      сорока   дерево
аист      ворона   яблоко

(Дети отвечают: мое яблоко, мой медведь  и т.д.)

- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

5. «Дерево».

– Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу (Слайд 7). А под ним что-то лежит? Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик (какой?) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик (что делает?) – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика (какое?) -
радостное, веселое, счастливое.
А гости на дне рождения (что делают?)-
веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.

6. «Зайчик накрывает праздничный  стол»

– Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей? (Слайд 8)

–Да!
- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).
- Для сахара? (Cахарница).
- Для конфет? (Конфетница).
- Для салата? (Салатница).
- Для салфеток? (Салфетница).
- Для масла? (Масленка).
- Для соли? (Солонка).

-Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились. 
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

«Терпение и труд все перетрут»;
«За всякое дело берись умело»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Какие труды, такие и плоды» и др.

Далее воспитатель подводит итог занятия – понравилось ли детям занятия, что они делали, чему научились, что вызвало затруднения. Воспитатель хвалит детей за проявленные умения на занятии и проводится чаепитие с Зайчиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «У матрешки день рождения»

План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками старшей группыЗадачи: Познакомить детей с историей возникновения и создания матрешки – познание;Обобщить знания о народны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по инструментальному музицированию в средней группе «День рождения веселого Колокольчика».

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах: металлофон, трещетки, свистулька, маракас, барабан,колокольчик,треугольник, деревянные палочки,ложки,дудочка....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по тестопластике в первой младшей группе « День рождения петушка»

1.     Вызвать у детей  эмоциональный отклик на игровое занятие, желание участвовать в нем2.     Закреплять умение создавать из отдельных частей целое, наз...

Презентация и конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет «На день рождения к Колобку»

Занятие -путешествие с использованием здоровьесберегающих и ИКТ -технологийЦель:  Сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка.Интеграция образовательных областей: физическ...

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с 2-3 лет"День Рождение у куклы Маши."

Развивать наглядно образное мышление.Закреплять умение выделять различныепризнаки в предметах,размер,форму.Развивать мелкую моторику,ориентировку в пространстве.Создавать радостное настроение....

Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «На день рождение к Снеговику»

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном ...