Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие к зайчику на день рождения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_rechi_k_zaychiku_na_den_rozhd.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида для детей с нарушениями речи
№ 9» НМР РТ
Конспект итогового открытого занятия
по развитию речи
В старшей группе № 6
Тема «Путешествие к Зайчику на День Рождения»
Подготовила: воспитатель
Анисимова Л.В.
2021 г.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Цель - Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
-Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
-Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
-Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
-Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
-Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
-Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесному описанию, определять направление маршрута.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи; умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физ. минутка, иллюстрации, сюрпризный момент.
Здоровьесберегающие технологии: физкультурная минутка.
Материал:
цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная карта-схема на листе большого формата; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, видеопроектор с презентацией путешествия.
Предварительная работа:
Заучивание пословиц, физкультминутки; дидактические игры.
Интеграция образовательных областей: коммуникативная, познание, игровая, восприятие художественной литературы.
Ведущая область: Коммуникация.
Дата проведения: 16.02.2021 г.
Ход занятия:
(Дети с воспитателем в кругу на ковре)
- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе (открываем письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Зайчик. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду!» (Слайд 2).
- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет?
-Вот лежит какая-то карта (воспитатель разворачивает карту, размещает на доске), а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться!».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем! Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем! Отправляемся в Путешествие!
1. «Лесная полянка».
Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку (Слайд 3. На полу лежат красные, синие и зеленые цветы), какая она красивая: вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Мы, случайно не изучали на занятиях, что они обозначают? (Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные).
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этому цвету (дети называют).
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки (рядом на столе лежат картинки), назовите их и определите первый звук в этих словах (бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек и т.д.)
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше!.
2. «Встреча с белочкой»
– Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками (слайд 4 презентации). Это кто может быть? (Белка). Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше!
3. «Непроходимый лес».
– Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес (Слайд 5). Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки? А какие вы еще иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую).
- А какие ножки вы знаете? (у детей, у стола, стула, кресла).
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимитесь, руки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
4. «Болото».
– Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото (Слайд 6), через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
(выставляются иллюстрации на доске)
медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко
(Дети отвечают: мое яблоко, мой медведь и т.д.)
- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.
5. «Дерево».
– Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу (Слайд 7). А под ним что-то лежит? Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Зайчик (какой?) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик (что делает?) – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика (какое?) - радостное, веселое, счастливое.
А гости на дне рождения (что делают?)- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.
6. «Зайчик накрывает праздничный стол»
– Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей? (Слайд 8)
–Да!
- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).
- Для сахара? (Cахарница).
- Для конфет? (Конфетница).
- Для салата? (Салатница).
- Для салфеток? (Салфетница).
- Для масла? (Масленка).
- Для соли? (Солонка).
-Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?
«Терпение и труд все перетрут»;
«За всякое дело берись умело»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Какие труды, такие и плоды» и др.
Далее воспитатель подводит итог занятия – понравилось ли детям занятия, что они делали, чему научились, что вызвало затруднения. Воспитатель хвалит детей за проявленные умения на занятии и проводится чаепитие с Зайчиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "День рождения клоуна""
"День рождения клоуна"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «У матрешки день рождения»
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками старшей группыЗадачи: Познакомить детей с историей возникновения и создания матрешки – познание;Обобщить знания о народны...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по инструментальному музицированию в средней группе «День рождения веселого Колокольчика».
Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах: металлофон, трещетки, свистулька, маракас, барабан,колокольчик,треугольник, деревянные палочки,ложки,дудочка....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по тестопластике в первой младшей группе « День рождения петушка»
1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие, желание участвовать в нем2. Закреплять умение создавать из отдельных частей целое, наз...
Презентация и конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет «На день рождения к Колобку»
Занятие -путешествие с использованием здоровьесберегающих и ИКТ -технологийЦель: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка.Интеграция образовательных областей: физическ...
конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с 2-3 лет"День Рождение у куклы Маши."
Развивать наглядно образное мышление.Закреплять умение выделять различныепризнаки в предметах,размер,форму.Развивать мелкую моторику,ориентировку в пространстве.Создавать радостное настроение....
Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «На день рождение к Снеговику»
Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном ...