Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «У матрешки день рождения»
план-конспект занятия по теме

Юрченко Татьяна Геннадьевна
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы
Задачи:
  • Познакомить детей с историей возникновения и создания матрешки – познание;
  • Обобщить знания о народных игрушках – познание;
  • Закрепить знания о Загорской и Семеновской матрешках – познание;
  • Познакомить детей с Полхов - Майданской матрешкой – познание;
  • Отрабатывать умение сравнивать предметы по величине в порядке возрастания и убывания – познание;
  • Закреплять навыки связной речи, умение говорить не торопясь, эмоционально – коммуникация;
  • Отрабатывать умение образовывать однокоренные прилагательные-коммуникация;
  • Обогащать словарь детей: керамическая, фарфоровая игрушка, Полхов - Майданская матрешка, ярмарка – коммуникация;
  • Способствовать развитию навыков коллективного пения с музыкальным сопровождением, навыков импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки). Развивать - умение передавать через движение характер музыки - музыка;
  • Воспитывать детей на родных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества – социализация;
  • Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну - социализация.
Методы и приемы:
  • Практические: введение в игровую ситуацию, чтение стихов, исполнение хоровода, песен, игра на музыкальных инструментах, составление рассказов.
  • Наглядные: показ народных игрушек, использование наглядных художественных средств, выставка детских рисунков.
  • Словестные: беседа, рассказ, чтение стихов, использование загадок.
Материалы и оборудование: мульти-медиа система, аудио материал, музыкальный центр, фонограмма песни «Русская матрешка» (А. Осьмушкин, В. Темнов), костюм матрешки, деревянные ложки по количеству мальчиков; русские народные игрушки: Дымковские, Каргопольские, Филимоновские, матрешки, тканевые куклы и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_matreshka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «детский сад», государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Центр образования» пос. Варламово, м.р. Сызранский, Самарской области

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности в старшей  группе

Тема: «У матрешки день рождения»

Автор-составитель: воспитатель структурного подразделения

Юрченко Т.Г.

2013 г.


Реализации основных направлений развития дошкольников

Основные направления развития дошкольников

Образовательные области в соответствии с ФГТ

Приоритетный вид деятельности.

Познавательно-речевое

Познание, чтение художественной литературы.

Познавательная, восприятие художественной литературы, (стихов, рассказов), беседа.

Художественно - эстетическое

Музыка, художественное творчество, социализация, познание.

Музыкально – художественная, игровая.

Социально - личностное

Социализация, музыка

Игровая, музыкально – художественная.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - речевая

Восприятие художественной литературы (стихов, потешек), рассказа о матрешке, рассматривание их на иллюстрациях, слайдах; составление рассказа о процессе создания матрешки.

Игровая

Народная, подвижная игра; дидактические игры.

Музыкально - художественная

Пение, подигрывание на музыкальных инструментах (деревянные ложки)

Восприятие художественной литературы

Стихи, загадки, потешки.


План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения и создания матрешки – познание;
  • Обобщить знания о народных игрушках – познание;
  • Закрепить знания о Загорской и Семеновской матрешках – познание;
  • Познакомить детей с Полхов - Майданской матрешкой – познание;
  • Отрабатывать умение сравнивать предметы по величине в порядке возрастания и убывания – познание;
  • Закреплять навыки связной речи, умение говорить не торопясь, эмоционально – коммуникация;
  • Отрабатывать умение образовывать однокоренные прилагательные-коммуникация;
  • Обогащать словарь детей: керамическая, фарфоровая игрушка, Полхов - Майданская матрешка, ярмарка – коммуникация;
  • Способствовать развитию навыков коллективного пения с музыкальным сопровождением, навыков импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки). Развивать  - умение передавать через движение характер музыки  - музыка;
  • Воспитывать детей на родных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного  творчества – социализация;
  • Воспитывать  у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну - социализация.  

Методы и приемы:

  • Практические: введение в игровую ситуацию, чтение стихов, исполнение хоровода, песен, игра на музыкальных инструментах, составление рассказов.
  • Наглядные: показ народных игрушек, использование наглядных художественных средств, выставка детских рисунков.
  • Словестные: беседа, рассказ, чтение стихов, использование загадок.

Материалы и оборудование:

мульти-медиа система, аудио материал, музыкальный центр, фонограмма песни «Русская матрешка» (А. Осьмушкин, В. Темнов), костюм матрешки, деревянные ложки по количеству  мальчиков; русские народные игрушки: Дымковские, Каргопольские, Филимоновские, матрешки, тканевые куклы и др.

Предварительная работа:

  • Рассматривание Дымковских, Филимоновских, Каргопольских, тканевых, фарфоровых, керамических и других народных игрушек. Знакомство с Семёновской и Загорской матрешек; прообраза русской матрешки – фигуры японского мудреца Фукурумы.
  • Заучивание песни «Русская матрёшечка», стихов о матрешке; составление рассказов о процессе изготовления матрешки; расписывание платков в подарок матрешке, д/и «Построй по росту». Беседа – рассказ на тему: «Как появились игрушки и зачем взрослые их придумали».

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Читает закличку и приглашает детей на ярмарку народных игрушек

Слушают закличку, принимают приглашение на ярмарку.

Дети эмоционально настроились на тему НОД.

2.

Беседа об игрушках.

Рассматривают игрушки, называют их. Отвечают на вопросы. Рассказывают о том, как появились игрушки и зачем взрослые их придумали. Называют материал из которого изготовлены игрушки.

Четкие, правильные ответы детей; знание значения слова «ярмарка»

Называют материал: деревянная, глиняная, тканевая, фарфоровая, керамическая.

3.

Показывает свою любимую игрушку, накрытую платком и загадывает про нее загадку.

Отгадывают загадку, любуются матрешками, смотрят слайды на экране.

Умеют отгадывать описательные загадки.

4.

Предлагает рассказать о том, что знают дети о матрешке. Дополняет рассказ детей.

Рассказывают о том, что они знают о матрешке. Из чего она сделана, состоит, как ее украшают.

С небольшой помощью педагога составляют описательный рассказ о матрешке.

5.

Предлагает прочитать стихотворение о матрешке.

Читают стихотворение «Матрешка»

Выразительное и эмоциональное чтение стихотворения.

6.

Рассказывает о прообразе русской матрешки, об истории ее создания (с показом слайдов)

Слушают рассказ педагога.

Смотрят слайды на экране

Информированы об истории возникновения игрушки

7.

Предлагает исполнить песню «Русская матрешка»

Исполняют песню. Мальчики подигрывают деревянными ложками (на проигрыш)

Сформированы певческие навыки. Закреплен навык коллективного пения, игры на детских музыкальных инструментах

8.

Сравнение Семеновской и Загорской матрешек (показ слайдов с изображением этих матрешек)

Дети сравнивают матрешек, находят общие и индивидуальные черты.

Воспитанники выделяют средства выразительности игрушек разных промыслов.

9.

Знакомит с Полхов-Майданской матрешкой.

Сравнивают новую матрешку с уже знакомыми, находят отличия и сходства.

Узнают новый вид народного промысла, отличают от уже известных.

10.

Создает игровую ситуацию: «У матрешки день рождения»

Включаются в игровую ситуацию. Играют с матрешкой в р.н. игру «Каравай»

Сформированы навыки ходьбы по кругу, сужения и расширения круга, выполнения движений под музыку.

11.

Д/и: «Кто быстрее соберет матрешку»

«Построй по росту».

Играют в игры

Закреплено умение сравнивать величину предметов в порядке убывания и возрастания.

12.

Демонстрирует подарки – рисунки для матрешки.

Дарят рисунки матрешке и ее сестрам - подружкам

Развито стремление выражать свое отношение к окружающему.

13.

Читает потешку: «Тары- бары растабары»

И вместе с матрешкой приглашают детей на чаепитие

Слушают потешку и принимают приглашение на чаепитие

Дети заинтересованы в получении новых знаний по народной культуре; получен положительный эмоциональный настрой


Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети в народных костюмах входят в зал.

Восп-ль:

- Эй, девчушки-хохотушки, развеселые болтушки,

Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы.

Подходите, подходите, на игрушки посмотрите!!!

Все игрушки хороши, полюбуйтесь от души!

- Ребята. Сегодня я вас приглашаю на ярмарку народных игрушек. Что это такое – ярмарка? (Дети отвечают)

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? (дети отвечают)

-Ребята, а как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Дети отвечают)

Восп-ль:

 - Игрушки сделаны из разного материала.

Дымковская игрушка сделана из глины, а значит она ……………………..…?

Эта кукла сделана из ткани. Значит она ……………………………………….?

Эта игрушка сделана из дерева. Значит она……………………………………?

Эта кукла из фарфора. Значит она………………………………………………?

Эта кукла из керамики. Значит она…………………………………………..…?

(дети дополняют)

Восп-ль: 

- А это моя самая любимая игрушка. Она накрыта цветастым платком. Что же это за игрушка? А вот угадайте, только загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука, в деревянные бока,

А внутри секреты есть

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Эта русская ……

                              (Матрешка)

(дети садятся на стульчики, на экране мультимедиа системы появляется изображение матрешки)

Восп-ль:

- Расскажите ребята, что вы знаете о матрешке? (Дети рассказывают)

 - Фигура матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до десяти-двенадцати куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки. В начале, делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью, поверхность матрешки покрывается лаком.

Восп-ль: 

- Хочу дополнить рассказ ребят. Над созданием матрешки работает целая команда мастеров.

 -  А сейчас девочки прочитают нам стихотворение про матрешку.

 

- Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На  столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толстая,

А внутри она пустая.

Разнимается она

На  две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой,

Будет третья во второй.

Половинку отвинти

Плотную притертую,

 И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее и посмотри,

Кто в ней прячется внутри

Прячется в ней пятая

куколка пузатая.

Восп-ль: 

- А теперь я вам расскажу немного об истории создания матрешки. Появилась первая матрешка в России очень давно, более ста лет назад. Однажды из Японии привезли  игрушку большеголового деревянного японца (На экране появляется изображение японского мудреца Фукурамы).

Раскроешь его, а там еще такая игрушка, раскроешь вторую, а там третья (рассказ сопровождается слайдами на экране). Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, и положили на щечки яркий румянец. Назвали ее старинным русским именем Матрешей. И теперь яркая матрешка известная  «всему миру» стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этого сувенира. И сейчас давайте споем песню о нашем русском сувенире «Русская матрешечка».

(дети встают около стульчиков, мальчики берут деревянные ложки, исполняют песню)

Восп-ль: Молодцы ребята!!!

(На экране появляется изображение трех матрешек: Семеновской, Загорской и Полхов-Майданской).

Ребята, какие из этих матрешек вам уже знакомы? (дети отвечают)

Как они называются? Как вы догадались? Чем различаются Семеновская и Загорская матрешка? (дети отвечают) (На экране остается Полхов- Майданская матрешка). А вот об этой матрешке я вам хочу сегодня рассказать. Эта матрешка из села Полхов-Майдан. У этих матрешек нет сарафанов и фартуков. Вместо этого – овал на двухцветном фоне, на котором много ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Восп-ль: Это Полхов-Майданская атрешка. Вот такие яркие, нарядные, красивые матрешки. (Звучит русская народная мелодия).

Восп-ль: 

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам идут матрешки.

Ложки деревянные, матрешечка румяная. (Входит матрешка - ребенок)

Матрешка:

 - Я матрешечка, я круглешечка

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась

И на славу удалась.

Щечки пухленькие

Сама кругленькая.

А на голове платок

Словно яркий цветок.

Матрешка: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас видеть.

Восп-ль и дети: Здравствуй, Матрешечка! Какая ты сегодня красивая!

Матрешка:

 - Это потому, что у меня сегодня день рождения.

(исполняется Р.Н. игра «Каравай»)

Матрешка: Дети, поиграйте с игрушками – матрешками.

 (Проводятся д/и: «Построй по росту» и «Кто быстрее соберет матрешку»)

Восп-ль: В день рождения принято дарить подарки. И наши ребята приготовили для тебя, матрешка и для твоих сестер подарки – рисунки.

(Восп-ль обращает внимание на выставку расписных платков, приготовленную заранее)

(Матрешка рассматривает рисунки)

Матрешка:

- Спасибо большое, ребята, за ваши подарки.

Красивые, нарядные платочки у вас получились. Я думаю, что и моим подружкам они тоже понравятся. А сейчас я вас приглашаю на чай из самовара.

Тары-бары растабары

Выпьем чай из самовара.

С сухарями, кренделями.

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками.

С пирогами русскими.

                                          (чаепитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема "Таблетки- не конфетки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу "Безопасность" разработан для детей старшей группы; занятие совмещает несколько видов деятельности и решает задачи обучения детей прави...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе Тема: «Поможем Матрешке» (Игровое занятие)

В наш век компьютерных технологий современные родители, на мой взгляд, уделяют недостаточно внимания ознакомлению детей с русским народным творчеством. Я считаю, что приобщать детей к народной культур...

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Веселые матрешки».

Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой; ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси; познакомить с матрешкой как с предметом народного творчества; активизировать творческ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема недели: «День Победы» Тема НОД: «Подарок ветеранам ВОВ».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.Тема недели: «День Победы»цель работы :создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности &l...