Проект "Я с грамматикой дружу, все вам правильно скажу"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Создание эффективных условий для формирования лексико-грамматических категорий у детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт проекта | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка-детский сад №130
236011 г. Калининград. ул. Батальная. 71А. тел/факс: (4012) 39 – 58 – 56
Email: ds130@edu.klgd.ru , сайт madou130.klgd.prosadiki.ru
ПРОЕКТ
на тему:
«Я с грамматикой дружу, все вам правильно скажу»
Руководитель проекта: Учитель-логопед Панзыга И.С. |
г. Калининград, 2023
ПАСПОРТ ПРОЕКТ
Тема проекта | ПРОЕКТ «Я с грамматикой дружу, все вам правильно скажу» |
Вид проекта | Познавательный, долгосрочный |
Образовательная область | Речевое развитие |
Приобщение к ценностям | «Культура» и «красота» |
Разработчик Проекта | Руководитель: Панзыга Ирина Сергеевна |
Основные исполнители Проекта (участники Проекта) | воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности №12 Родители |
Место реализации Проекта | г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130 |
Цель Проекта | Создание эффективных условий для формирования лексико-грамматических категорий у детей с ТНР. |
Основные задачи Проекта | - Формирование грамматического строя речи. - формирование навыков словоизменения и словообразования, - закрепление навыка работы с предлогами, - формирование навыков согласования падежных окончаний имен существительных, прилагательных на уровне словосочетания, предложения, - уточнение и активизация словарного запаса. |
Гипотеза проекта | Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется грамматический строй речи, правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта (польза проекта) |
|
Критерии эффективности проекта | 1.Внедрение проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс. 2. Активное участие родителей в проекте. 3. Итогом реализации проекта планируется изготовление Семейных комиксов (или пиктограмм) «Мы-грамотеи», составленных детьми совместно с родителями. |
Основные принципы Проекта | 1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме; 2. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности; 3. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, речевую, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание; 4. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем. 5. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества. |
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Проектор, компьютер, выход в «Интернет», принтер, бумага. |
Учитель-логопед: Панзыга И.С.
Разработку проекта «Я с грамматикой дружу, все вам правильно скажу»
с 02.10.2023 – 29.03.2024 г. подтверждаю:
Заместитель заведующего по ВМР Н.Н.Лосицкая
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 В.Г.Александрова
Актуальность
Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А., Лалаева Р.И., Нищева Н.В.
Логопедическая работа по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников включает обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса детей, совершенствование грамматически правильного оформления фразы и последующее закрепление результатов в связной речи.
Эффективным средством формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста являются дидактические игры и упражнения, применяемые на занятиях с использованием презентаций на соответствующую лексическую тему. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Цель проекта: Создание эффективных условий для формирования лексико-грамматических категорий у детей с ТНР.
Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития. В связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и с детьми. Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним их самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. В системе обучения навыкам грамматически правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
Проект «Я с грамматикой дружу, все вам правильно скажу» поможет созданию необходимых условий для развития грамматического строя речи детей седьмого года жизни.
Задачи проекта:
- Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе, посредством использования разных форм организации детей;
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическим и игровым материалом;
- Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей, формировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи;
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.
Предполагаемый результат проекта:
Дети:
- ребенок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении;
- имеет установку положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, участвует в совместных играх;
- ребенок умеет правильно использовать предлоги в речи; правильно употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать; образовывать формы множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять их в именительном, родительном падежах (котята - котят); правильно использовать формы множественного числа родительного падежа существительных (яблок); образовывать сравнительную степень прилагательных, наречий; правильно согласовывать слова в предложении, использованию простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- ребенок выражает свои мысли, чувства и желания; правильно строит речевые высказывания в ситуации общения;
Родители (законные представители):
- осознание родителями своей роли в речевом развитии ребёнка, изменение отношения к личности ребёнка, повышение компетентности в вопросах развития грамматического строя речи детей.
Педагоги:
- повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию совместной деятельности родителей (законных представителей), детей, педагогов; обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы; укрепление связи семьи и ДОУ.
Срок проведения проекта 02.10.2023 – 29.03.2024 г
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный
2. Основной (продуктивный)
3. Заключительный
Содержание и этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап
1. Анкетирование родителей (законных представителей).
2. Мониторинг сформированности грамматического строя речи детей седьмого года жизни, обработка данных.
3. Изучение методической литературы по проблеме формирования грамматического строя речи детей пятого года жизни.
4. Разработка мероприятий по теме проекта, разработка НОД, подбор дидактических игр, речевого материала.
Основной этап.
1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, материалом для проведения дыхательной гимнастики, демонстационным материалом, предметными и сюжетными картинками по различным лексическим темам.
2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи дошкольников.
3. Подбор методической литературы, методических рекомендаций для родителей воспитанников, оформление буклетов, дидактического материала в родительский уголок.
4. Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную творческо-речевую деятельность.
- Продуктивный этап
Перспективное планирование
(подготовительная группа)
№ | Мероприятие | Цель | Срок реализации и исполнители |
1. | Познавательная беседа с детьми «Изучаем профессии» Д/и «Кому что нужно?» Д\и «Кто чем занимается» | • закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия»; • совершенствовать грамматический строй речи; • закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда. • расширять знания детей о профессиях; • подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий. • знакомство с новой профессией - палеонтолог | Ноябрь Учитель-логопед, воспитатели |
2. | Дидактическая игра «Доскажи словечко» (разные лексические темы) | • Закрепление употребления существительных в родительном падеже множественного числа | Ноябрь Учитель-логопед |
3. | Экскурсия вокруг детского сада «В гости к деревьям» | • Обогащать представления о сезонных изменениях в природе; • Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев; • Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С. • Продолжать воспитывать бережное отношение к природе | Ноябрь Учитель-логопед |
4. | НОД «Дерево родственных слов» | • Учить образовывать однокоренные слова | Декабрь Учитель-логопед, воспитатели |
5. | НОД «Что такое -сложные слова?» Д/и «Подружи слова». Д/и «Новое слово» | •Учить образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов. • Активизировать активный словарь сложными словами. • Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. • Развивать общую и мелкую моторику, зрительное внимание и восприятие. • Отрабатывать умение составлять предложения с заданным словом. | Декабрь Учитель-логопед |
6. | Практическая мастерская «Нарисуй письмо другу». | • Совершенствовать навык согласования порядкового числительного с прилагательным и существительным в роде, числе, падеже. • Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; навык грамматически правильного употребления существительных в родительном падеже. • Упражнять в словообразовании слов с помощью суффиксов –иц, -онок | Январь логопед |
7 . | НОД «Новогодняя сказка» | • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках зимы, расширить знания детей о зиме, обогатить и активизировать словарь детей по теме. Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. •Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Закреплять уже известные способы словообразования; умение интонационно выделять данные звуки в словах. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Воспитывать в детях добрые чувства. | Январь Учитель-логопед, воспитатели |
8. | День словотворчества «Подбираем рифму». | • Придумывание детьми продолжения авторского текста, •придумывание окончания сказки, начатой логопедом, ее начала или середины, • сочинение с использованием картины, •сочинение по теме с использованием опорных слов, творческое рассказывание по литературному образцу – с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие. | Январь Учитель-логопед, воспитатели |
9. | Неделя «В мире животных» Д/и «Чьё жилище?», «Чей хвост?», «Чья голова?» | • образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-й-(-ий, -ья, -ье,-ьи). • •Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных. | Февраль Учитель-логопед, воспитатели |
10. | Рисование мнемотаблицы по тексту стихотворения В.Степанова «Наша Армия» | • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; • развитие связной речи и грамматического строя речи; • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. | Февраль Учитель-логопед, |
11. | Д/и «Маленькое слово» Упражнение “Послушай, запомни, назови” Игра “Что в чём?” на тему «Посуда» | Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над,к, у, от, с (со), из, в, по, между,за, перед, около,возле; сложные предлоги: из-под, из-за). • Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове. •Учить дифференцированно использовать предлоги в речи. | Март Учитель-логопед, воспитатели |
12. | «Я, мы, он, она – вместе дружная страна». | •Упражнять детей в изменении глаголов по лицам, числам и родам во фразах и предложениях. | Март Учитель-логопед, воспитатели |
Работа с родителями | |||
1. | Консультация для родителей «Грамматическим ошибкам скажем – нет» | Приобщение родителей к проблеме – речевая среда и культура речи взрослого. | ноябрь Учитель-логопед, воспитатели |
2. | Анкетирование родителей «Формирование грамматического строя речи детей седьмого года жизни» | Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок | февраль Учитель-логопед, воспитатели |
3. | Составление картотеки игр по формированию грамматического строя речи | Активизация и формирование грамматически правильной речи детей; закрепление полученных знаний и умений в занимательной игровой форме. Приобщение родителей к изготовлению книжек-малышек |
- Заключительный (итоговый) этап: Изготовление семейной групповой книги «Веселая грамматика», составленных детьми совместно с родителями.
3. Заключение
Проект по развитию грамматического строя речи очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.
Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «C туризмом дружит вся семья» (старший дошкольный возраст)
Цель проекта: Привлечение детей и родителей к активному отдыху, спорту....
Сценарий спортивного досуга с родителями в рамках проекта «Если хочешь быть здоров!» «Мы здоровью скажем - Да!»
Сценарий спортивного досуга с родителями в рамках проекта «Если хочешь быть здоров!»«Мы здоровью скажем - Да!» Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать всех и взрослых и ...
Практико-ориентированный проект «Занимательная грамматика"
laquo;В рамках реализации методической темы по формированию лексико-грамматических категорий через развитие познавательного интереса был разработан и реализован практико-ориентированный проект ...
ПРОЕКТ «Дорожная грамматика» (старшая группа)
Необходимость обучения детей ПДД через игру, так как дети часто являются причиной ДДП. Дошкольник не умеет управлять своим поведением, поэтому изучение и доведение до автоматизма ПДД, являет...
Творческий проект: «Живая грамматика»
Данный проект направлен на обогащение и активизацию словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи старших дошкольников. Источники и факторы развития языка ребенк...
Проект в старшей дошкольной группе "Мы здоровью скажем Да!"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад№36 к.1 города Тюмень Проект «Мы здоровью скажем да!»...