Практико-ориентированный проект «Занимательная грамматика"
проект по логопедии (старшая группа)

Паранина Ирина Владимировна

«В рамках реализации методической темы по формированию лексико-грамматических категорий  через развитие познавательного интереса был разработан и реализован практико-ориентированный проект «Занимательная грамматика». Данный проект направлен на оказание коррекционно- логопедической помощи детям ОВЗ и их родителям, заинтересованным в развитии речи детей. Проект рассчитан на детей от 5  до 6 лет, посещающих дошкольное учреждение. Проект «Занимательная грамматика» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей, посещающих  детский сад, результаты анкетирования,  решено разработать конспекты и провести занятия  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, также изготовить и приобрести дидактические    игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи  (дети с нарушением зрения) и ввести их в активную коррекционно-логопедическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
        «
В рамках реализации методической темы по формированию лексико-грамматических категорий  через развитие познавательного интереса был разработан и реализован практико-ориентированный проект «Занимательная грамматика»

Подготовила: Паранина Ирина Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ  «Детский сад №5 «Хрусталик»  г. Йошкар-Олы».

Срок реализации проекта: 15 сентября 2017г.- 15 июня 2018г.

Цель проекта:  разработка  конспектов,  проведение ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, и приобретение дидактических игр, с целью  формирования грамматического структурирования у дошкольников с нарушениями речи и зрения.

Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать педагогическую, специальную литературу.
  2.  Исследовать особенности формирования лексико-грамматических             категорий  у дошкольников  с нарушениями речи и зрительной       патологией.
  3.  Представить конспекты по  формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
  4.  Провести серию занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
  5.  Приобрести   дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для  организованной-образовательной деятельности.
  6. Оценить качество динамики формирования грамматического структурирования и монологической речи старших дошкольников с нарушениями речи и  зрения.

6)  Распространить опыт среди коллег и родителей

В ходе реализации данного проекта были получены следующие результаты: разработаны конспекты по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  перспективный план по формированию грамматического структурирования;  приобретены игры по развитию лексико-грамматических категорий; пополнена картотека  физкультминуток по лексическим темам; разработан и приобретён  дидактический, демонстрационный и раздаточный материал; разработаны сценарии развлечений для детей по данной теме; подготовлены и проведены консультации для педагогов и родителей, мониторинг работы с родителями, «День открытых дверей», мастер - классы, семинары практикумы.

На этом моя исследовательская деятельность не закончена. Буду дальше изучать, и  внедрять новые методы и технологии в развитие грамматического структурирования у детей с ОВЗ.  

В перспективе  планирую принять участие во Всероссийских конкурсах и Всероссийских педагогических конференциях. А также  проведение открытых мероприятий для студентов института специальной педагогики и психологии МарГУ, с целью обучения будущих педагогов методам и приемам работы с детьми с ОВЗ.

Описание проекта

Название проекта

«Занимательная грамматика»

1. Краткая аннотация

Данный проект направлен на оказание коррекционно- логопедической помощи детям ОВЗ и их родителям, заинтересованным в развитии речи детей. Проект рассчитан на детей от 5  до 6 лет, посещающих дошкольное учреждение.

Проект «Занимательная грамматика» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей, посещающих  детский сад, результаты анкетирования,  решено разработать конспекты и провести занятия  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, также изготовить и приобрести дидактические    игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи  (дети с нарушением зрения) и ввести их в активную коррекционно-логопедическую деятельность.

Дидактические  игры будут способствовать формированию грамматического структурирования и развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи и  зрения через развитие познавательного интереса

Представленный опыт разработки конспектов и дидактических игр  по формированию лексико-грамматических конструкций будет интересен  для учителей-логопедов, воспитателей, студентов института педагогики и психологии, получающих профессию педагога.

2. Актуальность проекта

     Проблема воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является одной из важнейших в специальной педагогике. В связи с увеличением детей с сенсорными и речевыми нарушениями становится актуальной проблема формирования их лексико-грамматических форм. Данная проблема является недостаточно изученной. Также остается нерешенным вопрос о выборе форм и методов в преодолении нарушений в речевом развитии детей с нарушением речи,  в условиях логопедического пункта детского сада. Как отмечает Л.И. Солнцева, речь детей с нарушением зрения развивается по тем же закономерностям, что и нормально видящих детей, однако, первичный дефект часто отрицательно влияет на формирование общего речевого статуса. Кроме того, нарушение зрения детей затрудняют процесс преодоления имеющихся  у них лексико-грамматических нарушений. Поэтому организация качественно нового подхода к формированию грамматического структурирования речи старших дошкольников с нарушением зрения на основе уже существующих в дефектологии коррекционно-развивающих программ позволяет решить эту проблему. Также становится очевидным актуальность изучения и формирования грамматического структурирования речи слабовидящих детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста  с разработкой конспектов по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи и внедрением их в коррекционно-образовательный процесс.

     

3. Основные целевые группы, на которые направлен проект

  • Учителя-логопеды, воспитатели, дефектологи  МБДОУ  №5 «Хрусталик» и других дошкольных образовательных учреждений.
  • Дети 5-6 лет с нарушением речи (нарушением зрения).
  • Родители детей с ограниченными возможностями здоровья.  
  • Студенты  института педагогики и психологии Марийского государственного университета.

4. Основная цель проекта

 разработать  конспекты и провести ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, с целью  формирования грамматического структурирования у дошкольников с нарушениями речи и зрения.

5. Задачи проекта

1.Изучить и проанализировать педагогическую, специальную литературу по теме проекта.

2. Исследовать особенности формирования лексико-грамматических             категорий  у дошкольников  с нарушениями речи и зрительной       патологией.

3. Представить конспекты по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

4 Провести серию занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

5.Создать картотеку   дидактических игр для  организованной-образовательной деятельности.

6.Оценить качество динамики формирования грамматического структурирования и монологической речи старших дошкольников с нарушениями речи и  зрения.

7.  Распространить опыт среди коллег и родителей

6. Методы реализации проекта

(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач)

1. Изучение и анализ специальной коррекционно-логопедической, психолого-педагогической  литературы                                                                                                                                     Цель: расширить кругозор, узнать новинки в этой области, проанализировать накопленный опыт.

 2.  Обследование детей                                                                                                                                                                     

Выявить у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи  уровень грамматического структурирования.

3.Анкетирование

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития речи детей с ОВЗ

4 .  Мастер-класс                                                                                                                                      

 Провести практикум среди коллег, студентов, родителей. 

5.   Обработка полученных данных

Количественная обработка, сравнительные диаграммы, индивидуальные

6.   Консультирование и беседы с родителями воспитанников

Консультации, семинары-практикумы, дни открытых дверей, посещение  родителями организованно-образовательной деятельности, выступления на родительском собрании.

7. Календарный план реализации проекта

(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

Мероприятие

Сроки реализации

Количественные показатели

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую,  коррекционно-логопедическую литературу по формированию лексико-грамматических категорий  и связной речи у  детей дошкольного возраста с нарушениями речи и нарушением зрения.

04.09.2017-13.10.2017

Расширение кругозора, анализ накопленного опыта, изучение новинок.

2

Обследование детей.

 04.09.2017-15.09.2017

Выявить уровень грамматического структурирования детей с ОВЗ

4

Выступление на родительском собрании.

25.09.2017 .

Информировать родителей о предстоящей работе с детьми, заинтересовать данным проектом.

5

Анкетирование.

2.10.2017

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

6

Разработка конспектов  и проведение  ООД по  формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Лексические темы: «овощи-фрукты», «деревья», «перелётные птицы», «дикие животные», «одежда-обувь».

18.09.2017-30.11.2017

Приобретение и пополнение  дидактических игр по лексическим темам, систематизация работы.

7

Проведение индивидуальных консультаций для  родителей  с периодичностью 1 раз в неделю.

09.10.2017-22.12.2017

Решение проблем работы по формированию лексико-грамматических категорий.

8

«День открытых дверей»

20.11.2017

Посещение родителями ООД

9

Обследование детей.

15.01.2018 19.01.2018

Выявление уровня грамматического структурирования у детей, графическое сравнение.

10

Проведение индивидуальных консультаций для  родителей  с периодичностью 1 раз в неделю.

15.01.2018-

31.04.2018

Решение проблем работы по формированию лексико-грамматических категорий.

11

Разработка конспектов  и проведение  ООД по  формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Лексические темы: «домашние животные», «зимующие птицы», «зима, зимние развлечения», «домашние птицы», «День Защитника Отечества» «посуда», «профессии», «транспорт»», «животные жарких стран»,  «мебель».

15.01.2018-30.03.2018

Пополнение и приобретение дидактических игр по лексическим темам,  систематизация работы

12

Проведение мастер-класса.

20.02.2018

Распространение опыта среди коллег

13

Обобщение опыта работы по проекту. Презентация проекта.

13.03.2018

Презентация проекта в  ДОО

14.

 Разработка   конспектов и проведение  ООД по  формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Лексические темы: «весна», «перелетные птицы», «продукты питания» «насекомые», «цветы», «лето»

02.04.2018-18.05.2018

Приобретение и пополнение материала по лексическим темам,  систематизация работы

15

Диагностика детей, контрольный этап

14.05.2018 25.05.2018

Сравнительные диаграммы

16.

«Праздник красивой и правильной речи»

22.05.2018

Демонстрация уровня сформированности лексико-грамматических конструкций в ООД

17

Выступление на родительском собрании по итогам проекта.

24.05.2018

Фото-отчёт

8. Ожидаемые результаты

(Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе)

Практическая значимость

Количественные показатели

 - Проект применялся с целью развития грамматического строя речи  старших дошкольников с нарушениями речи. Благодаря целенаправленной работе  у детей с нарушением речи уменьшилось количество грамматических ошибок  в самостоятельной речи. В результате проведения комплексно-игровых ООД по данной теме большинство воспитанников справляются с заданиями на словообразование и словоизменение.

 - Проект может использоваться  учителем-логопедом и воспитателями с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

 - Опыт данной работы может быть  полезен педагогам, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с целью повышения уровня коррекционно-логопедической работы.

 - Разработаны и внедрены в  практическую деятельность конспектыы ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

 - Способствует   повышению компетентности родителей в         вопросах речевого развития детей, воспитывающих детей с нарушением зрения. 

Теоретическая значимость

Качественные показатели

(указать подробно качественные изменения)

 - Улучшение навыков грамматического структурирования  у  детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения).

 - Развитие грамматических форм языка: согласование прилагательных с существительными, образование формы множественного числа существительных, образование относительных прилагательных и т.д. (навыков словообразования и словоизменения).                            

 -Снижение количества детей  с аграмматизмами.          

 -Обогащение  предметно-развивающей среды логопедического кабинета и групп ДОУ

 - Удовлетворенность родителей качеством образования детей

9. Дальнейшая реализации проекта

(укажите как будет развиваться проект и источники финансирования проекта после окончания средств – если планируется, долгосрочный эффект проекта)

- Результаты проекта будут применяться учителями-логопедами МБДОУ в рамках сотрудничества и обмена методическими разработками

- Организация презентации проекта для педагогов КМО  и Республики Марий Эл.

- Публикации опыта работы, распространение его в городе и других регионах.

- На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Весёлая грамматика»: проводить  ООД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 5 до 7 лет.

Руководитель проекта             __________________________         ____________________

          подпись                                        Фамилия И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»

Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...

Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»

Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...

Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"

Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутре...