Практико-ориентированный проект «Занимательная грамматика"
проект по логопедии (старшая группа)
«В рамках реализации методической темы по формированию лексико-грамматических категорий через развитие познавательного интереса был разработан и реализован практико-ориентированный проект «Занимательная грамматика». Данный проект направлен на оказание коррекционно- логопедической помощи детям ОВЗ и их родителям, заинтересованным в развитии речи детей. Проект рассчитан на детей от 5 до 6 лет, посещающих дошкольное учреждение. Проект «Занимательная грамматика» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей, посещающих детский сад, результаты анкетирования, решено разработать конспекты и провести занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, также изготовить и приобрести дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (дети с нарушением зрения) и ввести их в активную коррекционно-логопедическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«В рамках реализации методической темы по формированию лексико-грамматических категорий через развитие познавательного интереса был разработан и реализован практико-ориентированный проект «Занимательная грамматика»
Подготовила: Паранина Ирина Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы».
Срок реализации проекта: 15 сентября 2017г.- 15 июня 2018г.
Цель проекта: разработка конспектов, проведение ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, и приобретение дидактических игр, с целью формирования грамматического структурирования у дошкольников с нарушениями речи и зрения.
Задачи проекта:
- Изучить и проанализировать педагогическую, специальную литературу.
- Исследовать особенности формирования лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи и зрительной патологией.
- Представить конспекты по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
- Провести серию занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
- Приобрести дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для организованной-образовательной деятельности.
- Оценить качество динамики формирования грамматического структурирования и монологической речи старших дошкольников с нарушениями речи и зрения.
6) Распространить опыт среди коллег и родителей
В ходе реализации данного проекта были получены следующие результаты: разработаны конспекты по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, перспективный план по формированию грамматического структурирования; приобретены игры по развитию лексико-грамматических категорий; пополнена картотека физкультминуток по лексическим темам; разработан и приобретён дидактический, демонстрационный и раздаточный материал; разработаны сценарии развлечений для детей по данной теме; подготовлены и проведены консультации для педагогов и родителей, мониторинг работы с родителями, «День открытых дверей», мастер - классы, семинары практикумы.
На этом моя исследовательская деятельность не закончена. Буду дальше изучать, и внедрять новые методы и технологии в развитие грамматического структурирования у детей с ОВЗ.
В перспективе планирую принять участие во Всероссийских конкурсах и Всероссийских педагогических конференциях. А также проведение открытых мероприятий для студентов института специальной педагогики и психологии МарГУ, с целью обучения будущих педагогов методам и приемам работы с детьми с ОВЗ.
Описание проекта
Название проекта | «Занимательная грамматика» |
1. Краткая аннотация | Данный проект направлен на оказание коррекционно- логопедической помощи детям ОВЗ и их родителям, заинтересованным в развитии речи детей. Проект рассчитан на детей от 5 до 6 лет, посещающих дошкольное учреждение. Проект «Занимательная грамматика» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей, посещающих детский сад, результаты анкетирования, решено разработать конспекты и провести занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, также изготовить и приобрести дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (дети с нарушением зрения) и ввести их в активную коррекционно-логопедическую деятельность. Дидактические игры будут способствовать формированию грамматического структурирования и развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения через развитие познавательного интереса Представленный опыт разработки конспектов и дидактических игр по формированию лексико-грамматических конструкций будет интересен для учителей-логопедов, воспитателей, студентов института педагогики и психологии, получающих профессию педагога. |
2. Актуальность проекта | Проблема воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является одной из важнейших в специальной педагогике. В связи с увеличением детей с сенсорными и речевыми нарушениями становится актуальной проблема формирования их лексико-грамматических форм. Данная проблема является недостаточно изученной. Также остается нерешенным вопрос о выборе форм и методов в преодолении нарушений в речевом развитии детей с нарушением речи, в условиях логопедического пункта детского сада. Как отмечает Л.И. Солнцева, речь детей с нарушением зрения развивается по тем же закономерностям, что и нормально видящих детей, однако, первичный дефект часто отрицательно влияет на формирование общего речевого статуса. Кроме того, нарушение зрения детей затрудняют процесс преодоления имеющихся у них лексико-грамматических нарушений. Поэтому организация качественно нового подхода к формированию грамматического структурирования речи старших дошкольников с нарушением зрения на основе уже существующих в дефектологии коррекционно-развивающих программ позволяет решить эту проблему. Также становится очевидным актуальность изучения и формирования грамматического структурирования речи слабовидящих детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста с разработкой конспектов по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи и внедрением их в коррекционно-образовательный процесс.
|
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект |
|
4. Основная цель проекта | разработать конспекты и провести ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, с целью формирования грамматического структурирования у дошкольников с нарушениями речи и зрения. |
5. Задачи проекта | 1.Изучить и проанализировать педагогическую, специальную литературу по теме проекта. 2. Исследовать особенности формирования лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи и зрительной патологией. 3. Представить конспекты по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. 4 Провести серию занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. 5.Создать картотеку дидактических игр для организованной-образовательной деятельности. 6.Оценить качество динамики формирования грамматического структурирования и монологической речи старших дошкольников с нарушениями речи и зрения. 7. Распространить опыт среди коллег и родителей |
6. Методы реализации проекта (описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач) |
1. Изучение и анализ специальной коррекционно-логопедической, психолого-педагогической литературы Цель: расширить кругозор, узнать новинки в этой области, проанализировать накопленный опыт. |
2. Обследование детей Выявить у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи уровень грамматического структурирования. |
3.Анкетирование Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития речи детей с ОВЗ |
4 . Мастер-класс Провести практикум среди коллег, студентов, родителей. |
5. Обработка полученных данных Количественная обработка, сравнительные диаграммы, индивидуальные |
6. Консультирование и беседы с родителями воспитанников Консультации, семинары-практикумы, дни открытых дверей, посещение родителями организованно-образовательной деятельности, выступления на родительском собрании. |
7. Календарный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления) |
№ | Мероприятие | Сроки реализации | Количественные показатели |
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую литературу по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и нарушением зрения. | 04.09.2017-13.10.2017 | Расширение кругозора, анализ накопленного опыта, изучение новинок. | |
2 | Обследование детей. | 04.09.2017-15.09.2017 | Выявить уровень грамматического структурирования детей с ОВЗ |
4 | Выступление на родительском собрании. | 25.09.2017 . | Информировать родителей о предстоящей работе с детьми, заинтересовать данным проектом. |
5 | Анкетирование. | 2.10.2017 | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей |
6 | Разработка конспектов и проведение ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Лексические темы: «овощи-фрукты», «деревья», «перелётные птицы», «дикие животные», «одежда-обувь». | 18.09.2017-30.11.2017 | Приобретение и пополнение дидактических игр по лексическим темам, систематизация работы. |
7 | Проведение индивидуальных консультаций для родителей с периодичностью 1 раз в неделю. | 09.10.2017-22.12.2017 | Решение проблем работы по формированию лексико-грамматических категорий. |
8 | «День открытых дверей» | 20.11.2017 | Посещение родителями ООД |
9 | Обследование детей. | 15.01.2018 19.01.2018 | Выявление уровня грамматического структурирования у детей, графическое сравнение. |
10 | Проведение индивидуальных консультаций для родителей с периодичностью 1 раз в неделю. | 15.01.2018- 31.04.2018 | Решение проблем работы по формированию лексико-грамматических категорий. |
11 | Разработка конспектов и проведение ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Лексические темы: «домашние животные», «зимующие птицы», «зима, зимние развлечения», «домашние птицы», «День Защитника Отечества» «посуда», «профессии», «транспорт»», «животные жарких стран», «мебель». | 15.01.2018-30.03.2018 | Пополнение и приобретение дидактических игр по лексическим темам, систематизация работы |
12 | Проведение мастер-класса. | 20.02.2018 | Распространение опыта среди коллег |
13 | Обобщение опыта работы по проекту. Презентация проекта. | 13.03.2018 | Презентация проекта в ДОО |
14. | Разработка конспектов и проведение ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Лексические темы: «весна», «перелетные птицы», «продукты питания» «насекомые», «цветы», «лето» | 02.04.2018-18.05.2018 | Приобретение и пополнение материала по лексическим темам, систематизация работы |
15 | Диагностика детей, контрольный этап | 14.05.2018 25.05.2018 | Сравнительные диаграммы |
16. | «Праздник красивой и правильной речи» | 22.05.2018 | Демонстрация уровня сформированности лексико-грамматических конструкций в ООД |
17 | Выступление на родительском собрании по итогам проекта. | 24.05.2018 | Фото-отчёт |
8. Ожидаемые результаты (Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе) | |
Практическая значимость Количественные показатели | - Проект применялся с целью развития грамматического строя речи старших дошкольников с нарушениями речи. Благодаря целенаправленной работе у детей с нарушением речи уменьшилось количество грамматических ошибок в самостоятельной речи. В результате проведения комплексно-игровых ООД по данной теме большинство воспитанников справляются с заданиями на словообразование и словоизменение. - Проект может использоваться учителем-логопедом и воспитателями с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - Опыт данной работы может быть полезен педагогам, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с целью повышения уровня коррекционно-логопедической работы. - Разработаны и внедрены в практическую деятельность конспектыы ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. - Способствует повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, воспитывающих детей с нарушением зрения. |
Теоретическая значимость Качественные показатели (указать подробно качественные изменения) | - Улучшение навыков грамматического структурирования у детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения). - Развитие грамматических форм языка: согласование прилагательных с существительными, образование формы множественного числа существительных, образование относительных прилагательных и т.д. (навыков словообразования и словоизменения). -Снижение количества детей с аграмматизмами. -Обогащение предметно-развивающей среды логопедического кабинета и групп ДОУ - Удовлетворенность родителей качеством образования детей |
9. Дальнейшая реализации проекта (укажите как будет развиваться проект и источники финансирования проекта после окончания средств – если планируется, долгосрочный эффект проекта) |
- Результаты проекта будут применяться учителями-логопедами МБДОУ в рамках сотрудничества и обмена методическими разработками - Организация презентации проекта для педагогов КМО и Республики Марий Эл. - Публикации опыта работы, распространение его в городе и других регионах. - На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Весёлая грамматика»: проводить ООД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 5 до 7 лет. |
Руководитель проекта __________________________ ____________________
подпись Фамилия И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»
Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...
Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»
Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...
Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"
Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутре...