Творческий проект: «Живая грамматика»
проект по логопедии (старшая группа)

Мозалева Елена Николаевна

Данный проект направлен на обогащение и активизацию словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи старших дошкольников. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Как известно, связи между предметами и явлениями ребенок познает, прежде всего, в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Поэтому в условиях реализации проекта особое внимание уделяется знакомству детей с речевыми играми и упражнениями, познанию отношений и связей окружающего мира через экскурсии.

Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhg.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание проекта

1. Введение

1.1. Необходимость проекта.

1.2. Актуальность и новизна проекта.

1.3. Цель проекта.

1.4. Задачи проекта.

1.5. Участники проекта.

1.6. Сроки реализации проекта.

2. Механизм реализации проекта

3. Этапы реализации проекта

3.1. Организационно-подготовительный

3.2. Реализация системы педагогических мероприятий

3.3. Аналитический

4. Ожидаемый результат

5. Приложения

1. Введение

1.1. Необходимость проекта

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача учителя-логопеда сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.

А так как овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми, я решила разработать и реализовать проект «Живая грамматика».

1.2. Актуальность и новизна проекта.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Познавая окружающий мир, ребёнок открывает для себя связи между предметами и явлениями. А познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Новизна проекта «Живая грамматика» заключается в синтезе учебных занятий, праздников и экскурсий, благодаря чему представляется возможность постоянно упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм.

1.3. Цель проекта:

обогащение и активизация словарного запаса, грамматического строя и связной речи.

1.4. Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.

2. Создать педагогические условия для реализации проекта.

3. Разработать технологию по взаимодействию педагога с детьми и родителями в процессе развития грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР.

4. Определить основные направления деятельности по взаимодействию педагогов и детей.

5. Анализ, результативность и перспективность проделанной работы.

1.5. Участники проекта:

• дети и воспитатели старшей возрастной группы;

• учитель-логопед;

• родители

1.6. Сроки выполнения проекта: сентябрь 2018 - июнь 2019 года.

1.7. Механизм реализации проекта.

Проект реализуется через практику речевого общения. Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.

Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, во время экскурсии, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.

Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.

Формы организации проекта:

1. Комплексно-тематические занятия

2. Самостоятельная деятельность детей

2. Экскурсии в природу, музей, магазин и т. п.

3. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением

3. Викторины

4. Праздники

5. Консультации для родителей«Обучаемся, играя»«Обучение грамотедошколят в домашних условиях», подбор картотеки речевых игр для занятий дома.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание и словесное описание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, составление монологических высказываний по личным впечатлениям, участие в диалоге.

3. Этапы реализации проекта

3.1. I этап – Организационно-подготовительный

1. Определение целей и задач.

2. Изучение методической литературы.

3. Подбор литературы по теме проекта.

4. Выбор форм работы с детьми и родителями (консультирование родителей)

5. Составление плана работы.

3.2. II этап - Реализация системы педагогических мероприятий (практический):

1. Проведение цикла занятий (сентябрь-ноябрь):

«Игрушки»«Овощи»«Фрукты»«Осень. Деревья»«Одежда, обувь, головные уборы» и др.

2. Подготовка экскурсии (ноябрь): презентации по темам, беседа с детьми, проведение игр, экскурсия в музей Павлова.

3. Проведение цикла занятий (декабрь-февраль):

«Домашние животные и их детеныши»«Перелетные птицы»«Зима. Новогодняя карусель»«Зимние забавы» и др.

4. Участие в мероприятии «Светлый праздник Рождества»

5. Подготовка экскурсии (февраль): презентации по темам, беседа с детьми, проведение игр, экскурсия в магазин «Продукты».

6. Проведение цикла занятий и т. д.

3.3. III этап - Аналитический:

1. Обработка результатов по реализации проекта (диагностика)

2. Викторина «Расскажи по фотографии»

3. Творческий отчёт о реализации проекта в форме медиапрезентации.

4. Выступление на педсовете (обмен опытом)

3. Ожидаемые результаты

• Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию расширится активный и пассивный словарь детей, уменьшится количество грамматическихошибок в их самостоятельной речи.

• Дети овладеют способами словообразования и словоизменения, научатся видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.

Заключение

Формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.

У старших дошкольников очень часто обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Формирование грамматического строя старших дошкольников проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм, интенсивнее развивается активный словарь, логическое мышление, формируются различные языковые системы связей. Устная речь достаточно логична, стройна, грамматически правильно оформлена и интересна по своему содержанию.

Список литературы

1. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - М., 2001г.

2. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - М., 2004г.

3. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / О. С. Ушакова. - М., 2003г.

4. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст] / Г. Р. Шашкина. - М., 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – творческий проект «Земля, на которой я живу»

Проект « Земля на которой я живу» - это долгосрочный проект, групповой, исследовательско – творческий. Участники проекта: дети, родители, воспитатели....

Творческий проект "Живи, родник традиций!"

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.Указом Президента Российской Феде...

Познавательно - творческий проект "Край, в котором я живу!"

Познавательно - творческий проект, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников - "Край, в котором я живу!"...

Творческий проект "Живая память России"

Творческий проект " Живая память России"...

Творческий проект "Живая Азбука "подготовительная к школе группа №3 «Почемучки»

Цель данного проекта: расширение представления детей о русском алфавите....

Исследовательско-творческий проект "Живая книга леса"

                                                      ...

Познавательно-творческий проект «Живая нить времён и поколений»

laquo;Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности...