Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи
Мастер- класс по применению мнемотехники в работе воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер –класса : ознакомление педагогов с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи мастер –класса :
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок);
- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных
технологий в работе с детьми в речевом развитии;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация, мнемотаблицы, тексты.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты стихотворений, рассказа, картинки к сказкам, мнемодорожки пословиц, фломастеры.
Структура мастер – класса :
1 Мотивационный этап (1 мин.)
2 Изложение нового материала (13 мин.)
3 Закрепление нового материала (10 мин.)
4 Дискуссия по результатам совместной деятельности. Рефлексия (4 мин.)
Ход мастер- класса
1 Мотивационный этап
1 слайд
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас сегодня и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом.
Чтобы наше мероприятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам соседа – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
- Огромное солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя поделить.
А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь друзьям подарить.
А теперь приступим к мастер- классу!
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
- Скажите, пожалуйста, коллеги, как сейчас у ваших воспитанников развиты коммуникативные навыки?
- Достаточно ли специального дидактического материала для развития связной речи?
- Вот и я увидела, что дидактического материала недостаточно по данному направлению. Но ведь требования ФОП к результатам освоения программы, на этапе завершения дошкольного образования говорят нам о том, что ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, должен выражать свои мысли и желания, используя речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.
- А как нам этого достичь? Действительно проанализировав нынешнюю ситуацию с недостаточным уровнем речевого развития детей, я взяла за основу в своей работе мнемотехнику, которая помогает детям хорошо овладевать связной речью.
2 слайд
Сегодня я познакомлю вас с этой техникой и дам возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
В геометрии — Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.
Все это мнемотехника. Просто тогда мы не знали, что это так называется.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника – в переводе с греческого - искусство запоминания.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
3 слайд
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
4 слайд
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
5 слайд
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И зарисовывается обязательно цветным изображение.
6 слайд
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.
7 слайд
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте.
8 слайд
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
- Заучивания стихов, потешек;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов.
9 слайд
Применять мнемотехники можно даже в раннем возрасте. И сегодня я хочу с вами поделиться некоторыми своими наработками.
-МНЕМОКУБ (применяется при рассказывании сказок, обучении рассказыванию)
10 слайд
-ВРАЩАЮЩИЕСЯ МНЕМОКУБИКИ (на данном этапе я использую это пособие при изучении цветов)
-еще в моей копилке появился набор мнемокубиков. С их помощью дети учатся составлять предложения.
11 слайд
-А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждое словосочетание стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку – символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
12 слайд
Как правильно выстроить работу с мнемотаблицами.
- Сначала я выразительно читаю стихотворение.
-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
- Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
- Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Мнемотаблицы могут быть трех видов:
- Готовые мнемотаблицы, которые рисует сам педагог (готовая форма);
- Мнемотаблицы, которые дети рисуют совместно со мной;
- Мнемотаблицы, нарисованные самостоятельно детьми.
13 слайд
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.
14 слайд
Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к сказке.
15 слайд
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки – это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки.
3 Закрепление нового материала
Уважаемые коллеги, это был краткий экскурс по теме. А сейчас мы опробуем эти приемы на практике.
16 слайд
- Попробуйте отгадать, какая сказка изображена на таблице?
17 слайд
- Отгадайте загадку, спрятанную в мнемодорожке.
18 слайд
- В мнемодорожку можно спрятать даже песню. Попробуем отгадать какую же песню я спрятала за этими картинками!
19 слайд
Уважаемые коллеги я предлагаю, вам попробовать нарисовать свою мнемотаблицу.
Я предлагаю Вам зарисовать загадку. Перед вами пустая таблица, на обратной стороне написана загадка. Зарисуйте эту загадку! А мы попробуем ее отгадать!
О готовности вы сообщите, подняв флажок.
Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого к сложному. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Заключение:
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к дальнейшему обучению.
20 слайд
Рефлексия.
В заключение я предлагаю вам оценить мастер- класс с помощью смайликов:
- Было интересно
- Было скучно
- Не интересно
Спасибо, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Одной и...
Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....
Мастер-класс педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...
Мастер-класс по теме: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
ознакомление родителей детей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....