Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
материал по логопедии

Вагнер Оксана Викторовна

Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_okonchatelnyy.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса

Тема:  «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» 

Педагог - мастер: Вагнер Оксана Викторовна , учитель-логопед

Продолжительность мастер-класса: 20 мин.

Цель мастер-класса: знакомство педагогов с приемами мнемотехники как эффективным способом развития речи и познавательной активности дошкольников.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления об использовании мнемотехники для развития речи дошкольников

- внедрения в образовательный процесс педагогами методики работы с мнемотаблицами при работе над развитием речи.

фокус группа сразу зайдет и сядет на места.

Ход мастер-класса

- вводная часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать свой мастер – класс я хочу со стихотворения: Слайд № 2

При самой первой встрече

Мы часто слышим «Датте!»

А на прощанье четкое:

«Здоровья вам и счастья!»

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

Что я своей профессией

Действительно горжусь.

- Как вы думаете, о какой профессии идёт речь в данном стихотворении? (Мнения зала).

- Замечательно. Так, кто же такой логопед, в чём заключается его работа? (Мнения зала).

- Да, всё верно. Для многих людей логопед – это специалист, который занимается исправлением звукопроизношения. Но на самом деле работа логопеда многогранна. Логопед работает также над развитием:

-  речевой  и мелкой моторики; общих речевых навыков;

 - развитием фонематического слуха и восприятия;

 - расширением пассивного и активного словарей;

- совершенствованием грамматического строя речи;

- обучением навыкам словообразования и словоизменения, формирование умения использовать разные типы предложений;

 - развитием связной речи;

- формирование предпосылок обучения грамоте;

- профилактика нарушений письма и чтения. (слайд №3)

Т.Е.глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы.

Работая с дошкольниками,  я отметила некоторые особенности современных дошкольников (Слайд №4)

Высокая занятость родителей           Рост экранной зависимости (открываю слайд, спрашиваю фокус группу: Какие особенности современных детей мы можем наблюдать?)

  1.  Отставание в развитие речи (мало, плохо, речь бедна)

 Чаще речь состоит из простых предложений , Трудности в распространении предложений.

 Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

 Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

 Неспособность построить монолог.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

  1. Трудности в восприятии информации на слух (трудно удержать предыдущую фразу, связать отдельные предложения)
  2. Снижение любознательности, воображения, творческой активности (дети почти не придумывают новых игр, не сочиняют сказок… Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
  3. Повышение гиперактивности, тревожности, возбудимости приводит к неспособности к концентрации на каком-либо занятии, отсутствию заинтересованности делом. 

И здесь мы приходим к противоречию: несовпадение спроса общества и предложения.

Современному обществу нужны люди самостоятельные, творческие, умеющие нестандартно мыслить, лаконично выражать свои мысли (кратко и ясно).

Таким образом, чтобы ребёнок стал успешным в дальнейшем обучении и в жизни, чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Всё это можно делать разными способами, один из них это развитие речи.

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов (ведь чтобы построить определённое связное высказывание нужно соблюдать структуру, последовательность, отобрать нужные языковые средства – т. е. в построении высказывания задействованы все психические функции: восприятие, мышление, память, внимание), также развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Итак,  через развитие речи, ещё раз повторюсь,  мы можем решить другие проблемы: формирование мышления, творческого воображения, памяти.

Основная часть

Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Да – нет». Правила игры очень просты: я загадаю животное, вы должны отгадать его, задавая вопросы, на которые я буду отвечать только «Да или нет».

Аудитория задаёт вопросы, ответ: Белка. Слайд №5

- А теперь посмотрите на экран. Перед вами таблица, кто сможет рассказать по таблице, как зимует белка.

Рассказ из зала.

- Обратите внимание, что человек специально не готовился, но его рассказ получился кратким и чётким. Таблица помогла вычленить существенные признаки и описать. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.(Плутарх) Слад№6 

Итак, мы подошли к теме моего мастер – класса «Использование  приёмов мнемотехники для развития речи дошкольника» Слайд №7

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. Чтобы помочь детям овладеть такой речью, облегчить этот процесс можно использовать приёмы мнемотехники.

 Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) характерно наглядно – образное мышление,   память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления.  

 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом:

-  для создания монологов при составлении рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов,

-  при заучивании стихотворений,

- при загадывании и отгадывании загадок,

 - автоматизации звуков (в малых стихотворных текстах и при пересказе фонетических текстов).

 Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. ) слайд 8(, последовательно переходить к мнемодорожкам(Слайд № 9) и мнемотаблицам (слайд №10).(не буду говорить как выстраивать работу по мнемотаблицам, если вы загляните в просторы интернета, вы легко узнаете всю информацию.)

Напомню, что символы мнемотехники – это:

  • геометрические фигуры, знаки
  • картинки, силуэты
  • пиктограммы
  • планы и условные обозначения
  • контрастная рамка — прием фрагментарного рассказа.

Задание № 1. Я предлагаю участникам фокус группы зашифровать пословицу в мнемодорожку. (каждый получает листок с заданием)

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь
  • Яблоко от яблони не далеко падает
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- А пока фокус – группа работает, мы с вами попробуем отгадать пословицы, посмотрите на экран.

Семь пятниц на неделе.(Слайд № 11)

Двое пашут, а семеро руками машут. (Слайд№ 12)

-А теперь посмотрим, как справилась с работой фокус- группа.

(Разгадываются зашифрованные пословицы)

Задание №2. А теперь поработаем все вместе. Я предлагаю составить рассказ о легковой машине с опорой на данную таблицу.(Слайд № 13)

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей,  ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).

 Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

 Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля?

(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

 Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

 Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).

Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».

Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.

Чтобы понять, как работает данный прием, возьмите некую среднюю по сложности (в вашем понимании, конечно) тематику и попробуйте прогнать ее по таблице системного оператора. Например:

• Мои ссоры с мужем

• Увлечение дочери рисованием.

• Склонность сына к режиму дня «совы».

Задание № 3: Составить мнемотаблицу к притче и придумать продолжение.

Собрались у колодца три женщины. Две из них стали наперебой хвалить своих сыновей. Одна говорит, что ее сын красивее всех, сильнее всех и умнее всех. Другая – про своего: красивый, поёт и стихи рассказывает лучше всех. А третья стоит рядом и помалкивает. Две первые ее спрашивают, почему она молчит. А она говорит, что он у нее обычный, ничего особенного.
Пошли женщины с тяжелыми ведрами домой. (продолжить притчу) –раздать напечатанную.

Заключительная часть.

Вывод: Использование приемов мнемотехники создает условия для развития речи у детей дошкольного возраста, а также позволяет повысить познавательную активность детей, т.е...Слайд №14

Мнемотехника помогает развивать (слайд №6)

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение; творческое и ассоциативное  мышление; восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Мастер-класс по теме «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи: Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, с принципам...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Публичное выступление с элементами мастер-класса «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологи...

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен  педагогам дошкольных образовательных учреждений. Он поможет ознакомлению педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста...