Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по скороговорке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа по скороговорке»
Цель: формирование умения составлять рассказ по скороговорке.
Задачи:
отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками;
Образовательные:
- формировать навыки связной речи;
- учить использовать в речи сложноподчиненные предложения;
- учить называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц];
- учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи,
- учить произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).
Развивающие: развивать связную речь, мышление, память.
Воспитательные: воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа по скороговорке»
Цель: формирование умения составлять рассказ по скороговорке.
Задачи:
отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками;
Образовательные:
- формировать навыки связной речи;
- учить использовать в речи сложноподчиненные предложения;
- учить называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц];
- учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи,
- учить произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).
Развивающие: развивать связную речь, мышление, память.
Воспитательные: воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: шесть кубиков; предметы и игрушки: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях предметов должны быть звуки [с] и [ц]).
Раздаточный материал: красный и синий круг.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
2.Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости! Это кукла Настя! Давайте сядем на стулья и поприветствуем ее! Настя думает, что на земле много детей, которые плохо произносят звуки, не узнают их в словах, не знают грамоты. Давайте покажем Насте, что мы умеем.
Воспитатель: Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой. Слушайте внимательно!
Утро
- Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
- Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
- Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
- Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
Воспитатель: А теперь давайте ответим на вопросы.
Вопросы:
О чем говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)
Что сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Ответы детей)
Как сказать другими словами про этот день? (Ответы детей) Подберите слова близкие по смыслу.
А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? (Ответы детей) Подберите близкие по смыслу слова.
Что еще может быть хмурым? (Ответы детей)
Что может быть солнечным? (Ответы детей)
Воспитатель: Представляете, есть слова, которые называют, что делает человек или, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Ответы детей) А есть такие слова, которые доносят смысл не совсем точно. Я слышала, как другие говорили: «Папа, иди шепотом. Это я проснул сестричку. Я ботинки наизнанку надел». Можно так говорить? (Ответы детей) А как надо сказать правильно? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы научились говорить произносить много разных звуков. Вспомните, какие это звуки. (а-у-и)
А теперь произнесите звук [с] протяжно. Попробуйте громко произнести другой звук [ц].
Воспитатель: Сейчас я буду произносить звук [с] или [ц], а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла. Если я произношу звук [с] – похлопают в ладоши девочки, а если звук [ц] – похлопают в ладоши мальчики.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте отгадаем загадки.
«Четыре братца под одной крышей стоят» (Стол)
Почему вы думаете, что это стол? (Ответы детей)
Какой первый звук в слове стол? (Ответы детей)
«Пять братцев годами равные, ростом разные» (Пальцы)
Почему вы думаете, что это пальцы? (Ответы детей)
Где находится звук [ц] в слове «пальцы»? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А еще кукла Настя нам приготовила чистоговорки со звуками [с] и [ц]
Со-со-со- нам сменили колесо,
Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.
Воспитатель: Вы хорошо слышите и различаете звуки [с] и [ц]. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук [с] поднимаем красный круг, на звук [ц] – синий. (Слон, собака, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, борец).
Физкультминутка.
Цапля серая носатая (Руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (Руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (Руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (Руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (На двух ножках, руки к носу)
Целый день стоит, как статуя. ( Руки на пояс)
Воспитатель: в стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком [с]. Послушайте!
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он. С. Маршак
Воспитатель: Послушайте еще раз. В этом стихотворении есть столько слов со звуком [с], сколько на столе кубиков. Сейчас вы будете называть слова со звуком [с] из этого стихотворения. Кто назовет правильно получит кубик.
(Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова слова со звуком [с] и выставляют кубики на столе воспитателя в ряд. Аналогичная работа проводится по стихотворению «Курица и цыплята» А. Капралова)
Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница.
Воспитатель: А теперь придумайте короткий рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница». (Заслушивает 3 рассказа, дает им оценку).
Воспитатель: послушайте и повторите скороговорки «Из соседнего колодца целый день водица льется», «Скворцы и синицы - веселые птицы».
А сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее договаривать не буду.
Вы доскажете его сами.
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело… (солнце)
Слышу, лиса, про твои…(чудеса)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Угадай на ощупь». У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук [с] или [ц] – слышится в слове.
Воспитатель: Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь... (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь... (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты... (храбрец).
Теперь «начало» я скажу —
Ну, отвечай... (конец).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кукла Настя осталась довольна тем временем, которое провела с нами.
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие звуки искали в словах? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась встреча с нашим гостем? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"
Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов на тему "Школьные принадлежности"
Материал направлен на развитие умений детей логично, связно составлять описания школьных предметов.Воспитывает интерес к школе, бережное отношение к книге....
Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»
Цель: Создание условий для развития связной речи у детей (обучение рассказыванию по восприятию)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой»
Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.Образовательные задачи:- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;- упражнять в умении составлять расска...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».Программное содержание:- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержа...