РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (старшая группа)
Проблема активизации и расширения лексического запаса является одной из актуальных в практике развития речи детей. Большой объем словаря необходим для устной коммуникации детей с внешним миром, для формулирования собственных мыслей и понимания значений слов и смысла высказываний других, для обучения письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль дидактических игр в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Е. И. Тихеева утверждает, что речь – неизменный спутник всех действий ребенка. Так как игра – основной вид деятельности дошкольника, она является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, и значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. С. Л. Новоселова особую роль в речевом развитии детей отводит словесным и дидактическим играм. Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития корректируется, как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника.
Речевое развитие ребенка 6 лет представляется интенсивным обогащением словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.
У детей с невысокой степенью лексического формирования выявляются проблемы в общении, в обучении грамоте. Ребята с посредственной степенью - различаются непостоянностью удач в учебе. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
В целом словесная практика дошкольников состоит из предметов и действий, которые ребенок выполняет ежедневно или которые регулярно наблюдает (игры, умывание, принятие пищи, прогулка, бытовые процессы и т.п.), т.е. она соединена с целой воспитательно-образовательной деятельностью дошкольника. Однако слова, которые отражают эмоциональные состояния, свойства и качества предметов и явлений усваиваются трудно.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Важнейшей задачей словарной работы со старшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Исходя из вышеизложенного, словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста актуальна. Самым распространенным методом словарной работы в дошкольных учреждениях являются дидактические игры, которые организуются во всех режимных моментах и используются при проведении непосредственной образовательной деятельности.
Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Выполняя игровые действия, ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. Одним из условий руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению, и согласно комплексно-тематическому планированию.
Для уточнения представлений детей об окружающем и активизации словаря проводятся дидактические игры: «Погода какая?» (Погода пасмурная, ясная, солнечная и т.п.); «Найди и назови предмет» (круглый, квадратный, красный, стеклянный и т.п.); «С какого дерева листок?» (с березы – березовый, с дуба – дубовый и т.п.); «Какой суп (компот)?» (из вишни – вишневый, из смородины – смородиновый и т.п.); «Что и для чего?» (сахарница – для сахара, салатница – для салата и т.п.); «Подбери словечко» (Про что можно сказать осенний, свежий, круглый и т.п.); «Угадай предмет» (Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик); «Чье это жилище» (нора ‒ для лисы, мышки; берлога ‒ для медведя); «Четвертый лишний» (огурец, яблоко, морковь, помидор) и т.д.
Дидактическая игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовать общему развитию ребёнка, служить формированию его способностей и способом решения тех или иных умственных и практических задач.
Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях целесообразно применять разнообразные типы дидактических игр для формирования словаря дошкольников, в согласовании с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка и проблемами словарной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
- Воспитание правильной речи детей в старшей группе детского сада / под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2014 – 117 с.
- Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 2016.304 с.
- Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980 – 271 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько...
проект: «Развития словаря детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр»
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему р...
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, с недостаточным словарным з...
Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа на тему "Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста". Содержит теоретическую и практическую части....
Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...
- Мне нравится (1)