ПРОЕКТ "Если трудно расссказать, можно всё нарисовать!"
проект по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Валентиновна Похлебаева
Использование мнемотехники для развития речевой активности дошкольников с ТНР
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_esli_trudno_rasskazat_mozhno_vsyo_narisovat.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

Использование мнемотехники

для развития речевой активности
дошкольников с ТНР

Проект  «Если трудно рассказать, можно все нарисовать!»

Выполнила: Похлебаева Е. В.

                                 воспитатель МДОУ «Детский сад №15

                      комбинированного вида»

 г. Луга

 

               

2021 год

Паспорт проекта

Цель проекта:

повышение уровня знаний и компетентности родителей в вопросах  развития речевой активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьями воспитанников для создания атмосферы общности интересов;
  • повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание активно участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
  • развитие коммуникативной функции  речи детей с ОНР при помощи  мнемотехники;
  • собрать методический комплект, состоящий из мнемотаблиц и мнемодорожек.

Тип проекта:

коррекционно – развивающий, информационный, практико – ориентированный, творческий.

Продолжительность проекта:

долгосрочный – 1 год.

Сроки реализации:

2020 – 2021 учебный год.

Участники проекта:

родители и их дети старшего дошкольного возраста, учитель - логопед, воспитатели.

Ожидаемые результаты:

  • повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
  • активное включение родителей в коррекционно – развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
  • систематическое самостоятельное использование родителями библиотеки методических материалов с  использованием  мнемотехники;
  • активное использование мнемотехники заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает их рассказы связными и последовательными, поможет запоминать стихи наизусть, а также, будет способствовать развитию долговременной памяти.

Актуальность проекта:

Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы современного дошкольного образования, так как при увеличении количества детей с речевыми нарушениями часто отсутствует возможность оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОО. Педагогам и специалистам в ДОО необходимо активно привлекать всех родителей для участия в  коррекционно-развивающем процессе развития своих детей.

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложениях, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи - очень сложное дело. Необходимо помочь родителям учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни в домашних условиях.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно - образная память и мышление, запоминание носит, в основном, непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты и явления, близкие к их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР практически не отличается от нормы, но у них заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания.

При развитии связной речи у детей  вполне обоснованно использование  такой творческой методики  как мнемотехника, эффективность которой очевидна наряду с общепринятыми методиками.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Этот метод заметно облегчает детям овладение связной речью, а наличие зрительного плана - схемы делает их рассказы и сказки более чёткими, связными и последовательными. 

Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он их усвоит на лету “

 Так как наглядный материал у  дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц для развития связной речи позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

 Особенности методики – применение не изображения предметов, а применение символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и  запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используются дом, а для обозначения диких и лесных животных и птиц – ёлка.

Мнемотаблицы, мнемодорожки и схемы служат эффективным дидактическим материалом в развитии связной речи детей с ОНР. Они помогают обогащать  словарный запас, помогают при обучении детей составлению рассказов, пересказов, при отгадывании загадок и  заучивании стихов наизусть. Таким образом,  использование разнообразных приемов мнемотехники развивает многие психические процессы и активизирует речевое развитие ребёнка дошкольного возраста.

Многогранные достоинства  и доступность использования этого метода в семье привели к выбору темы этого проекта.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи:

1.Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах детского речевого развития с помощью анкетирования. Обработка анкетных данных.
2. Отбор методических материалов по теме проекта ( создание тематических альбомов).

3. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей»


Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования для уточнения
уровня родительской мотивации на начало реализации проекта.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семей и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
Это поможет лучше сориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

На данном этапе также необходимо начать собирать методические материалы в соответствие с психофизическими особенностями детей. 

2 этап – основной (практический) 

Задачи:


1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников на базе ДОО. Составление перспективного плана работы по теме проекта.

2. Пополнить и дополнить методическую копилку для родителей по теме проекта. Сбор иллюстративного материала с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

3. Создание родителями с детьми дома творческих мини-проектов с приемами мнемотехники.


 Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных»,проведение конкурсов ,проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы с родителями.
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационно-методического стенда  «Шпаргалки для родителей»  (ежемесячное обновление теоретического материала по теме) ;
- презентация методической  копилки для родителей «Домашний ……» (ежемесячное обновление практического материала по темам );
- ведение « Альбома успехов» (ежемесячно с  родителями)

Перспективный план реализации проекта «Если трудно рассказать, можно все нарисовать»

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1.
Подготови-тельный

до 20
сентября

1.Анкетирование
родителей.



2.Сбор дидактических
материалов.






3.Запись родителей на консультации.
 

Изучение уровня
компетентности
родителей в вопросах речевого
развития детей.


Подбор материалов по мнемотехнике в виде альбомов:
«Сказки»,
«Стихи»,
«Рассказы»

 

1.Анкета для родителей.



2.Методическая копилка.






Логопед




Логопед








Логопед

2.
Основной































































 

октябрь







ноябрь









декабрь








январь






февраль






март






апрель







май

 

 



ежемесячно

Круглый стол
« Почему ребенок говорит
неправильно»


 


Мастер-класс
«Упражнения для развития мышц речевого
аппарата»


 



Семинар практикум
«Учимся правильно говорить»





Консультация
«Речевое дыхание-основа правильной речи»



Мастер-класс
«Научитесь
слышать звуки»




Конкурс чтецов,
скороговорщиков





 Родительская гостиная
«Родители о своих детях»



 

Праздник красивой и правильной речи





Презентация методической
копилки с альбомами.

Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений.

 

Рекомендации по
выполнению
артикуляционной
гимнастики.






Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики 


Тематическая консультация с практической частью




Обучение комплексу
упражнений для
развития фонематического
слуха у детей.
 

Проявление родителями творческих способ-
ностей на интересном материале.

Обмен впечатлений
родителей о
коррекционном
воздействии на ребенка в домашних условиях.

Демонстрация
речевых умений и
навыков, приобретенных на занятиях.



Пополнение копилки новыми

материалами для использования в домашних условиях по плану.


 

Протокол
«круглого
стола»,
отзывы
родителей.



Протокол
проведения
мастер-класса, отзывы родителей.




Протокол
проведения
семинара-

практикума,
отзывы родителей.



Протокол
проведения
консультации
отзывы родителей.


Протокол
проведения
мастер-класса
отзывы родителей.


Протокол
проведения
конкурса,

отзывы родителей.


Протокол
проведения
родительской
гостиной,

отзывы
родителей.


Протокол
проведения
праздника,
отзывы родителей.



Картотека игр и упражнений по темам.

Логопед







Логопед









Логопед








Логопед






Логопед






Логопед






Логопед







Логопед,
воспита-
тели,
муз.руко-
водитель



Логопед

 

ежемесячно

Индивидуальные консультации.

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам.

Журнал регистрации
консультаций
для родителей.

Логопед

 

ежемесячно

Оформление методического стенда « Шпаргалки для родителей»

Теоретический материал,направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей.

 

Логопед

 

ежемесячно

Ведение «Альбома успехов»

Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии.

«Альбом успехов»

Логопед

3.
Заключительный

Май





Апрель

Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями


Мониторинг детей







 

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.

Выявление уровня речевого развития детей .


Презентация проекта.

Анкета для родителей.




Логопедиче-
ская
диагностика


Логопед





Логопед

Перспективный план работы с родителями.

 

Дата

Мероприятия

Сентябрь

Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок»

Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблицы и заучиванию по ней стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Октябрь

Памятка «Принципы работы по мнемотаблице»

Ноябрь

Консультация на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Декабрь

Привлечение родителей к созданию альбома с мнемотаблицами

Январь

Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях».

Февраль

Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Март

Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»

Апрель

Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам»

Май

Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям».

 

  1. Заключительный.


3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:
1.Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
2.Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе реализации проекта.
3.Поделиться опытом работы по данному проекту для педагогов в районе.


Заключение
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания. 
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:

  1. Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома.
  2. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. 
  3. Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей.
  4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько заниматься дома.
  5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.
  6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.
  7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов.

 Главное в реализации проекта, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в педагогике невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные  приемы и методы можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества образования наших детей за счет активного включения родителей в образовательный процесс.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб Рекомендация для родителей на тему: "Сказку можно нарисовать"

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Стоит только начать рассказывать сказку, как дети, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствуе...

Можно ли нарисовать движение

Даннрое занятие формирует у детей представление о неразличимости движения и покоя в конкретную единицу времени. Использована технология деятельностного подхода....

Конспект "Можно ли нарисовать пейзаж без кисточек и карандашей?"

Конспект по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе, с использованием не традиционных материалов: штампов, деревянных шпажек, трубочек для коктейля....

ПРОЕКТ (презентация) "Если трудно рассказать, можно всё нарисовать!"

Использование мнемотехники для развития речевой активности дошкольников с ТНР...