ПРОЕКТ "Если трудно расссказать, можно всё нарисовать!"
проект по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_esli_trudno_rasskazat_mozhno_vsyo_narisovat.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
Использование мнемотехники
для развития речевой активности
дошкольников с ТНР
Проект «Если трудно рассказать, можно все нарисовать!»
Выполнила: Похлебаева Е. В.
воспитатель МДОУ «Детский сад №15
комбинированного вида»
г. Луга
2021 год
Паспорт проекта
Цель проекта:
повышение уровня знаний и компетентности родителей в вопросах развития речевой активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьями воспитанников для создания атмосферы общности интересов;
- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание активно участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
- развитие коммуникативной функции речи детей с ОНР при помощи мнемотехники;
- собрать методический комплект, состоящий из мнемотаблиц и мнемодорожек.
Тип проекта:
коррекционно – развивающий, информационный, практико – ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта:
долгосрочный – 1 год.
Сроки реализации:
2020 – 2021 учебный год.
Участники проекта:
родители и их дети старшего дошкольного возраста, учитель - логопед, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- активное включение родителей в коррекционно – развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
- систематическое самостоятельное использование родителями библиотеки методических материалов с использованием мнемотехники;
- активное использование мнемотехники заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает их рассказы связными и последовательными, поможет запоминать стихи наизусть, а также, будет способствовать развитию долговременной памяти.
Актуальность проекта:
Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы современного дошкольного образования, так как при увеличении количества детей с речевыми нарушениями часто отсутствует возможность оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОО. Педагогам и специалистам в ДОО необходимо активно привлекать всех родителей для участия в коррекционно-развивающем процессе развития своих детей.
Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложениях, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи - очень сложное дело. Необходимо помочь родителям учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни в домашних условиях.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно - образная память и мышление, запоминание носит, в основном, непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты и явления, близкие к их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР практически не отличается от нормы, но у них заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания.
При развитии связной речи у детей вполне обоснованно использование такой творческой методики как мнемотехника, эффективность которой очевидна наряду с общепринятыми методиками.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Этот метод заметно облегчает детям овладение связной речью, а наличие зрительного плана - схемы делает их рассказы и сказки более чёткими, связными и последовательными.
Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он их усвоит на лету “
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц для развития связной речи позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а применение символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используются дом, а для обозначения диких и лесных животных и птиц – ёлка.
Мнемотаблицы, мнемодорожки и схемы служат эффективным дидактическим материалом в развитии связной речи детей с ОНР. Они помогают обогащать словарный запас, помогают при обучении детей составлению рассказов, пересказов, при отгадывании загадок и заучивании стихов наизусть. Таким образом, использование разнообразных приемов мнемотехники развивает многие психические процессы и активизирует речевое развитие ребёнка дошкольного возраста.
Многогранные достоинства и доступность использования этого метода в семье привели к выбору темы этого проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический)
Задачи:
1.Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах детского речевого развития с помощью анкетирования. Обработка анкетных данных.
2. Отбор методических материалов по теме проекта ( создание тематических альбомов).
3. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей»
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования для уточнения
уровня родительской мотивации на начало реализации проекта.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семей и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
Это поможет лучше сориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать методические материалы в соответствие с психофизическими особенностями детей.
2 этап – основной (практический)
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников на базе ДОО. Составление перспективного плана работы по теме проекта.
2. Пополнить и дополнить методическую копилку для родителей по теме проекта. Сбор иллюстративного материала с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
3. Создание родителями с детьми дома творческих мини-проектов с приемами мнемотехники.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных»,проведение конкурсов ,проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы с родителями.
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячное обновление теоретического материала по теме) ;
- презентация методической копилки для родителей «Домашний ……» (ежемесячное обновление практического материала по темам );
- ведение « Альбома успехов» (ежемесячно с родителями)
Перспективный план реализации проекта «Если трудно рассказать, можно все нарисовать»
N | Срок | Формы и | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1. | до 20 | 1.Анкетирование | Изучение уровня
| 1.Анкета для родителей. | Логопед |
2. | октябрь
| Круглый стол
Праздник красивой и правильной речи | Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений.
Рекомендации по Проявление родителями творческих способ- материалами для использования в домашних условиях по плану. | Протокол практикума, отзывы родителей. отзывы | Логопед |
| ежемесячно | Индивидуальные консультации. | Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам. | Журнал регистрации | Логопед |
| ежемесячно | Оформление методического стенда « Шпаргалки для родителей» | Теоретический материал,направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей. |
| Логопед |
| ежемесячно | Ведение «Альбома успехов» | Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии. | «Альбом успехов» | Логопед |
3. | Май | Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей. | Анкета для родителей. | Логопед |
Перспективный план работы с родителями.
Дата | Мероприятия |
Сентябрь | Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок» Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблицы и заучиванию по ней стихотворения Е. Трутневой «Осень» |
Октябрь | Памятка «Принципы работы по мнемотаблице» |
Ноябрь | Консультация на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» |
Декабрь | Привлечение родителей к созданию альбома с мнемотаблицами |
Январь | Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях». |
Февраль | Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» |
Март | Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» |
Апрель | Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам» |
Май | Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям». |
- Заключительный.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
1.Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
2.Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе реализации проекта.
3.Поделиться опытом работы по данному проекту для педагогов в районе.
Заключение
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:
- Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома.
- В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход.
- Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей.
- Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько заниматься дома.
- Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.
- Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.
- Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов.
Главное в реализации проекта, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в педагогике невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные приемы и методы можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества образования наших детей за счет активного включения родителей в образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб Рекомендация для родителей на тему: "Сказку можно нарисовать"
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Стоит только начать рассказывать сказку, как дети, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствуе...
Проект "Можно ли радугу нарисовать тремя красками" презентация.
Презентация к проекту...
Можно ли нарисовать движение
Даннрое занятие формирует у детей представление о неразличимости движения и покоя в конкретную единицу времени. Использована технология деятельностного подхода....
Конспект "Можно ли нарисовать пейзаж без кисточек и карандашей?"
Конспект по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе, с использованием не традиционных материалов: штампов, деревянных шпажек, трубочек для коктейля....
"Что можно нарисовать с помощью геометрических фигур?"
Презентация...
ПРОЕКТ (презентация) "Если трудно рассказать, можно всё нарисовать!"
Использование мнемотехники для развития речевой активности дошкольников с ТНР...