конспект занятия РОЛЬ ПЕРЬЕВ В ЖИЗНИ ПТИЦ в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С РАЗВИТИЕМ РЕЧИ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» РОЛЬ ПЕРЬЕВ В ЖИЗНИ ПТИЦ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rol_perev_v_zhizni_ptits.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-КОНСТРУКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗВИТИЕМ РЕЧИ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
РОЛЬ ПЕРЬЕВ В ЖИЗНИ ПТИЦ
в старшей группе
Коррекционно-образовательные задачи:
– Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.
– Дать детям представление о том, какую роль играют перья для птиц.
Коррекционно-развивающие задачи:
– Развивать мышление у детей.
– Развивать навыки экспериментирования, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.
– Упражнять детей в умении группировать птиц, по одному из оснований, на
Коррекционно-воспитательные задачи:
– Воспитывать интерес к птицам, способствовать воспитанию заботливого отношения к ним.
Речевые задачи:
– Активизировать словарь: перо, маховое, пуховое.
– Продолжать упражнять детей в диалогической речи, в умении делать выводы и умозаключения.
– Упражнять в словообразовании.
Предварительная работа: просмотр презентаций по теме «Перелетные и зимующие птицы», рассматривание иллюстраций по теме; дидактическая игра: «Перелетные и зимующие птицы», «Чье перо?», «Назови птицу», «Собери целое»; художественное творчество (рисование и лепка «Птицы на кормушке»), рисование на песке, выкладывание на фланелеграфе используя содержимое пеналов, танграм «Собери птицу».
Материалы и оборудование:
Демонстрационное: презентация к занятию, иллюстрации птиц, два подноса (с донышком белого и зеленого цвета), два листа печатной бумаги А-4, маховые птичьи перья, пуховые птичьи перья.
Раздаточное: перья маховые (с обрезанным концом) и пуховые, камни, лупы, большое увеличительное стекло, весы, молния, деревянные шпажки,поднос, на котором стоит баночка с тушью, салфетки сухие и влажные, заготовка для рисования по точкам – птичка.
Ход ООД:
– Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрю, висит кормушка на нашем
участке, посмотрела, а в кормушке ничего нет, хотела покормить птиц, а потом думаю, каких же я птиц буду кормить? И решила, что спрошу лучше у вас, ведь вы у меня ребята умные, поможете мне разобраться с птицами, какие зимующие, а какие – перелетные. Я пока поставлю кормушку, а мы с вами рассмотрим картинки на столе.
- Иллюстрации птиц (ласточка, утка, грач, лебедь, воробей, снегирь, дятел, журавль, скворец, синичка, ворона, голубь, сорока), два подноса (с донышком белого и зеленого цвета).
– Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные?
В поднос белого цвета мы будем собирать зимующих птиц. Как вы думаете, почему? (потому, что зимой белый снег).
– А в поднос зеленого цвета – перелетных птиц? Почему?(потому, что, когда к нам прилетают перелетные птицы, и деревья, и травка зеленые).
– Тогда, разложите птиц по подносам.
- Дети раскладывают птиц в два подноса. Во время работы детей, спрашиваю:
– Почему положил в белый поднос эту птицу? (потому что снегирь, это зимующая птица, т.д.).
– Почему положил в зеленый поднос эту птицу? (потому что ласточка, это перелетная птица… т.д.).
– Вот спасибо что мне помогли. А почему перелетные птицы улетают в теплые края? (потому что птицам нужно питаться, а их пища это жучки, червячки – которых зимой нет).
– Правильно, молодцы. А почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и умеют добывать еду даже в самое холодное время. Они отыскивают насекомых в трещинах коры деревьев, в шишках находят семена, люди кормят).
– Чем похожи все птицы? (у всех есть крылья, хвост, голова, они умеют летать, клевать). Полным ответом.
– А чем отличаются? (оперением, величиной, формой клюва, лап). Полным ответом.
Речевая игра «Узнай птичку».
– Ребята, к нам прилетели птицы. Посмотрите на экран. Я вам буду называть особенности птицы. Если вы назовете правильно, вы ее увидите.
- У этой птицы желтая грудка, кто это? (Это синичка).
Если у нее желтая грудка, значит синичка какая? (желтогрудая синичка).
- У этой птицы красная грудка, кто это? (Это снегирь).
Если у него красная грудка, значит снегирь какой? (красногрудый снегирь).
- У этой птицы белые бока, кто это? (Это сорока).
Если у нее белые бока, значит сорока какая? (белобокая сорока).
- У этой птицы на голове красная шапочка, кто это? (это дятел).
Если у него красная голова, значит дятел какой? (красноголовый дятел).
- У этой птицы черные крылья, кто это? (это ворона).
Если у нее черные крылья, значит ворона какая? (чернокрылая ворона).
– Молодцы, дети, все правильно ответили. А вы хотите немного поиграть? Тогда идите на ковер. Сейчас я вас превращу в птичек: «Повернитесь, повернитесь,
В птичек дружно превратитесь!»
- Дети проговаривают слова и выполняют движения:
– Вот на ветках посмотри, – хлопки руками по бокам, как крыльями.
– Сказочные птицы! – хлопки «крыльями» с легким наклоном вправо-влево.
– Распушили перышки – – руки «крылья» слегка в стороны.
Греются на солнышке. – шевелят пальчиками.
– Головой вертят, улететь хотят – повороты головы вправо-влево.
– Кыш! Кыш! Улетели, улетели! – дети бегут по кругу, взмахивая руками «крыльями».
– Какие хорошие птички! Летите ко мне: «Повернитесь, повернитесь,
В ребяток снова превратитесь»!
– Птицы улетели, а нам оставили пёрышко (показываю перо).
– Как вы думаете, зачем птицам перья? (они помогают птице взлететь, летать, держаться на воздухе, перья предохраняют от ушибов, от холода и жары. Перья – это одежда птиц).
– Сегодня мы проведем много опытов и узнаем все о птичьих перьях?
1опыт: Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, а второй лист я сейчас скомкаю и превращу в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? (предположительные ответы детей).
– А давайте проверим … (проводится опыт).
– Что вы можете сказать? (бумажный комочек падает очень быстро, как тяжелый камень. А гладкий лист – медленно).
– Что помогло лететь нашему листу? (лист опирался на воздух, поэтому он плавно опускался вниз, так и птица держится в воздухе с раскрытыми крыльями).
–А скомканный лист, почему быстро падает? (потому что бумажный комочек, не может опираться на воздух).
– Все правильно. Если птица в полете сложит крылья – то она камнем упадет на землю. А с раскрытыми крыльями она держится на воздухе и может долго лететь.
А сейчас, мы узнаем, как устроено перо. Проходите за наши столы.
2 опыт с пером:
– У вас на подносах лежат перья птиц. Возьмите большое перышко. Это перо называется маховОе. Они расположены по краям крыльев, которыми птица
машет во время полета. Потрогайте перо, как вы думаете, какое оно? (я думаю, что оно плотное, … жесткое, … большое).
–А теперь помашите им. (дети машут).
–Что происходит с волосками на пере, они расходятся или нет? (волоски на пере держатся вместе).
– Возьмите лупу и рассмотрите перо под лупой (дети рассматривают).
– Что вы увидели? (видно зубчики на волосках).
– Молодцы. Сделаем вывод: (предложить детям, если не справятся, сделать вывод самой) птице помогает летать особенное строение пера, в котором все волоски плотно соединяются дуг с другом, как зубчики на молнии, посмотрите(показываю расстегнутую молнию – застегиваю ее).
3 опыт:
– Интересно, а перо легкое или тяжелое? Дети, встаньте около своего стульчика, положите на одну ладошку перо, а на другую маленький камешек. Сравните, что легче, перо или камешек? (ответы детей).
– А мы сейчас это проверим с помощью опытов!
Мы положим на одну чашу весов птичье перо, а на другую –камешек. Какая чаша перевесила? (ответы детей).
Вывод – перо легкое, а камень тяжелый.(делают дети).
4 опыт:
– Как вы думаете, если крылья птицы были бы такие тяжелые, как эти камешки, смогла бы птица полететь? (ответы детей).
– Продолжаем наш опыт … Возьмите перо, как я. Вы держите перо за стержень. Стержень у пера пустой – в нем находится воздух. Я перед занятием отрезала маленький край у пера, вставьте деревянную шпажку в стержень, проверьте пустоту (дети выполняют опыт).
– Вот почему перо легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? (воздух).
– Подбросьте перо. Что вы видите? (оно падает медленно, плавно кружась).
– Положите перо на поднос и возьмите другое перышко, маленькое.Проведите перышком по руке, какое оно? (мягкое, пушистое, как пух).
– Зачем такое пуховое перо птице? (для сохранения тепла).
– Где пуховые перышки находятся у птицы? (на туловище, голове, крыльях, лапах).
– Положите перышко на ладошку и подуйте на него: сделайте вдох через нос, а выдох через рот, не надувая щечек (выполняют). Полетели перышки!!
– Дети, а где нам может пригодиться перо? (подушки набивают пером и пухом, перины; делают украшения из перьев, …., в старину на Руси не было ручек, поэтому писали перьями).
– Дети, а как вы думаете, рисовать перьями можно? (ответы детей).
– Давайте попробуем. Но сначала, давайте отдохнем и поиграем с пальчиками, вставайте все за свои стульчики:
– Воробьи – воробушки, – пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты –
клювик.
– Серенькие перышки! – шевелят выпрямленными пальцами рук.
– Клюйте, клюйте крошки – стучат указательным пальцем правой руки по левой
У меня с ладошки! ладони и наоборот.
– Нет, с ладошки не клюют – подуть на раскрытые ладони.
– И погладить не дают. – погладить тыльные стороны рук поочередно.
– Как бы нам поладить, – хлопки в ладоши.
– Чтоб дались погладить? – потереть ладоши друг о друга.
– А теперь обведём силуэт птицы по точкам пером. Садитесь правильно. Спинки у всех прямые, ножки стоят на полу. Аккуратно обмакните перо в краску, снимите лишние капли о край баночки и приступайте к работе.
- Работа детей за столами. Помощь детям советом, показом на отдельном листе.
– Удобно вам было рисовать пером? (ответы детей: удобно, нет, лучше карандашом ).
– Да, рисовать перьями можно, но не очень удобно. Поэтому и придумали карандаши и ручки.
Итог:
– Сегодня мы провели много опытов с перьями. Много нового узнали о птицах.
– Что вам больше всего понравилось?
– Вы довольны своей работой?
– А кормушка-то у нас пустая стоит, мы её ничем так и не наполнили. Я вам предлагаю, взять корм и положить в кормушку. На прогулке повесим кормушку в «Птичью столовую».
- Дети насыпают корм, хлебные крошки, семечки, готовят кусочек сала для синичек.
Литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М, 2001;
- Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий». М., 2004;
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы». М., 2005;
- Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2003;
- Жукова В. А. «Познавательные опыты в школе и дома». М., 2002;
- 3аринова А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду».
- Дошкольное воспитание. 1994. №7; Организация
экспериментальной деятельности дошкольников. М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" для старшей группы с применением ИКТ технологии
Воспитывать стремление проявлять заботу о птицах зимой, формировать такие качества, как сочувствие и отзывчивость...
Конспект НОД по теме «Зимующие птицы» для старшей группы.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих в наших краях птицах. Формиро...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Осенняя птица» (аппликация) (старшая группа)
Цель: Учить создавать птицу из природного материала - засушенных листьев, травинок, семян; развивать чувство цвета и композиции....
Конспект НОД на тему: «Домашние птицы» в старшей группе
Описание: Предлагаю вам конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Домашние птицы». Данный материал подходит для детей дошкольного во...
Конспект НОД по теме "Перелётные птицы" в старшей группе
Познавательное развитие...
Методическая разработка "Конспект познавательно-игрового занятия "День птиц" в старшей группе детей с ОВЗ (ЗПР)
В ходе занятия вы увидите уровень усвоения знаний детьми по темам "Птицы (перелётные, домашние, зимующие)", изучаемым в течение учебного года, познакомите детей с праздником "День смеха...
Конспект "Жизнь птиц зимой" старшая группа
Конспект по ФКЦМ...