Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Береза»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванникова Лилия Николаевна

Цель: разучить стихотворение А. Прокофьева «Березка» с помощью мнемотаблицы, составить описательный рассказ о березе, используя картинки-ассоциации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Береза»

Цель: разучить стихотворение А. Прокофьева «Березка» с помощью мнемотаблицы, составить описательный рассказ о березе, используя картинки-ассоциации.

Задачи:

Образовательные:Продолжать работу по обучению детей учить стихи наизусть с помощью мнемотаблицы.Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, используя слова и выражения из текста. Развивать общие речевые навыки(голос, выразительность речи). Развивать память, внимание, воображение, обогащать активный и пассивный словарь детей.

Развивающие:-Продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии;

 развитие интереса к художественной литературе, творческого воображения, памяти, интонационной выразительности речи.

Воспитательные:воспитывать любовь к русской берёзке; воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии через произведения великих поэтов России.

Интеграция областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативное

Форма работы: коллективная (дети, воспитатель),индивидуальная.

Методы и приемы: словесный - беседа, объяснения, вопросы; наглядный - рассматривание, наблюдения,игровой.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за деревьями в весеннее время года, беседа о красоте деревьев весной, рассматривание иллюстраций березы, чтение произведения,игра«ассоциация».

Материал и оборудование: Сюжетные картинки, фото березы, письмо-картинка от Незнайки, портрет А. Прокофьева, веточки с почками, веточки вербы, ласточка, солнце. мнемотаблица.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель собирает детей возле себя.

Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так незаметно прошагал за окном? Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха

И, конечно бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел.

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли и из земли,

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина…

Это значит, это значит

Тише всех пришла ВЕСНА.

Кто же это пришел?

Давайте осмотримся вокруг, вы замечаете что-то новое в группе?(в группе появились веточки с почками и листочками, ласточка и яркое солнышко…)

-О чем это все нам говорит?(Это говорит о том, что наступила весна)

  1. Речевая игра «Весеннее предложение»

Я предлагаю вам немного поиграть, подобрать родственные слова к слову весна и придумать с ними предложение(например, «Весенние дни длиннее и теплее зимних и т.д.)

Весной солнце стало греть теплее.

- весной день стал длиннее.

- весной снег потемнел, стал таять.

- весной появились первые проталины.

- весной  слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

-весной  побежали и зазвенели ручьи.

-весной  возвращаются перелётные птицы.

Речевая игра «Весенние слова»

А теперь давайте подберем красивые, нежные весенние слова. Кому я передаю мяч, тот называет слово, которое будет характеризовать то слово, которое  назову.

Весной небо какое?(голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, веселое, ясное)

Весной солнце какое?(яркое, лучистое, теплое, ласковое)

Травка весной какая?(молодая, зеленая, первая, нежная, сочная, душистая)

Ручеек какой?(звонкий, веселый, прозрачный, журчащий, быстрый)

Почки какие?(набухшие, раскрывшиеся, проснувшиеся)

День какой?(весенний, теплый, солнечный, длинный, яркий)

  1. Сюрпризный момент

Звук сообщения.

-Ребята, как выдумаете, что это за звук?(пришло сообщение, электронное письмо)

Да, нам пришло письмо. Вам интересно от кого оно, и что в нем написано?

C:\Users\HP\Desktop\deti-diz-a354-1000x750 — копия.jpg

- Ребята, хотите Незнайке? А как мы сможет отправить ответ?

У меня есть идея, мы снимем все на видео и отправим его Незнайке? Вам нравится такая идея?

  1. Игра « ассоциация»(на мольберте картинка березы, закрытое листом, на столе карточки-ассоциации, подходящие к описанию березы + отвлеченные ассоциации)

-Ребята, подойдите к столу и внимательно посмотрите на предложенные картинки, подумайте, какое же слово зашифровано в них.

Делают вывод, изучив все карточки, какое дерево зашифровано.

Отбирают карточки, аргументируя, почему они сделали такой выбор, лишние картинки, не подходящие к ассоциации с березой остаются на столе, доказывают, почему они не подходят.

Открывается картинка с изображением березы, вокруг него на мольберте  помещаются картинки), затем   составляют описательный рассказ о березе: по часовой стрелке, против часовой, каждый ребенок начинает рассказ с разной картинки.

- А теперь давайте попробуем стать писателями и составить красивый рассказ о березе.

  1. Физминутка «Берёзка»

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посадить березки.

Мы березку посадили,(наклониться)

Мы водой ее полили,(имитация полива дерева)

И березка подросла,(встать, подняться на носочки, руки на пояс)

К солнцу ветки подняла.(руки вверх)

А потом их наклонила,(руки вниз)

И ребят благодарила(наклоны головы)

  1. Выразительное чтение стихотворения А. Прокофьева «Береза» педагогом.

- Ребята, а как люди могут выразить свои эмоции и отношение к тому, что увидели, как они могут поделиться этим с другими людьми?(Написать картину, сочинить песню, написать стихотворение)

Я как раз знаю одно замечательное стихотворение о березе, его написал Александр Андреевич Прокофьев. Послушайте его.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Под ветром долу клонится

И гнётся, но не ломится!

-Вам понравилось стихотворение?

-Как относится автор к березе? Какими словами ее описывает?

 -Почему березку называют русской?

-Какое настроение у березы?

-А как вы понимаете выражение белёный сарафанчик?

-А что за платочки в карманчиках?

-Как вы думаете, что такое зеленые сережки?

-А что значит ненаглядная?

-С какими подружками всегда березка?

-Почему низко клонится, и гнется,  но не ломится?

Предлагаю вам выучить это стихотворение наизусть для Незнайки, в этом нам поможет эта мнемотаблица.

  1. Повторное прослушивание стихотворения.

Читает воспитатель, с опорой намнемотаблицу, а дети повторяют.

C:\Users\HP\Desktop\2020-03-21_121026.jpg

Дети повторяют вместе за воспитателем еще раз, опираясь на мнемотаблицу.

Затем в мнемотаблице поочередно вызываются все дети для прочтения стихотворения.(по 1-2 на каждое прочтение)

Стихотворение зачитывается хором еще раз.

  1. Итог занятия.

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

А что понравилось больше всего? А как вы можете поделиться своими эмоциями  с другими людьми?

- Мне тоже очень понравилось наше занятие, вы отлично работали, и я хочу вас угостить вкусным сюрпризом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта по развитию речи в подготовительной группе Заучивание стихотворения Ф.Тютчева Весна

Методическая разработка по развитию речи с детьми подготовительной группе. Практический материал как весело выучить большое стихотворение.  Желание рассказать стихотворение появилось у всех детей...

КОНСПЕКТ Н О Д ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина « Уж небо осенью дышало »

ЦЕЛЬ: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Закреплять представления детей о  характерных признаках осени.2. Учить детей называть приметы ос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза" "

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Заучивание стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группеЗаучивание стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»Образовательная область: речевое развитие.Возраст детей:  6-...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием пиктограмм.

Цель: обучение детей художественно-речевым исполнительским навыкам при чтении стихотворенияЗадачи:Уточнить и расширить знания о зимней природеАктивизировать словарь словами: кайма, кисти, бахрома, сер...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием пиктограмм.

Цель: обучение детей художественно-речевым исполнительским навыкам при чтении стихотворения Задачи: Уточнить и расширить знания о зимней природе Активизировать словарь словами: кайма, кисти, бахрома, ...