Дидактическое пособие "Родительский дом"
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Заярная Наталья Александровна

Данное  пособие  является  средством  развивающего  обучения,  предполагает  использование  современных  технологий:  технологии  коллективной  творческой  деятельности,  коммуникативных  технологий,  технологии  проектной  деятельности,  игровых  технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.docx875.62 КБ

Предварительный просмотр:

             

     Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Быковский детский сад №3 «Солнышко»

Быковского муниципального района Волгоградской области

р.п. Быково ул. Дзержинского 95А

8(84495)-3-18-31 solnishko95bykovo @yandex.ru

 ИНН3402009591 КПП340201001 ОГРН 1023405166883 ОКПО 50496271

                                         

             

                     Дидактическое  пособие  «Родительский дом».    

                                                       Подготовила: Заярная Наталья Александровна

C:\Users\User\Desktop\Пятница\IMG_2945.jpgC:\Users\User\Desktop\Пятница\IMG_2955.jpg

                                                 Быково – 2024

                      Дидактическое  пособие  «Родительский дом».  

                                                     В семейном кругу мы с вами растем.                                                                                                             C:\Users\User\Desktop\Пятница\IMG_2613.jpg

                                                 Основа основ – родительский дом.

                                                 В семейном кругу все корни твои,

                                                 И в жизнь ты входишь из семьи.

                                                 В семейном кругу мы жизнь создаем,

                                                 Основа основ – родительский дом.

Актуальность:

- Актуальность данного  пособия  заключается  в  том, что в  современном  образовательном  процессе  немаловажным  является  воспитание  у  подрастающего  поколения  патриотических  чувств  любви  и  уважения  к  родным и  близким. Ребенку  необходимо  помочь  узнать  как  можно  больше  о  своей  семье;  

- Сплочение семьи,  сближение  взрослых  и  детей  невозможно  без  участия  ребенка  и  родителей,  как  двух  полноправных  и  равновеликих  сторон.  Именно  поэтому,  сегодня  необходимо  создавать  условия  для  формирования  у  детей  эмоционально  насыщенного  образа  родного  дома,  семьи.  Дети  должны  научиться,  не  только  брать,  но  и  отдавать:  заботиться  о  близких  людях  с  детства,  быть  внимательными  друг  к  другу,  членам  семьи.

-  В  современном  мире  институт  семьи  постепенно  утрачивает  свои  позиции.  Понятие  семьи,  ее  важность  уже  не  так  значимы.  Мы,  взрослые.  Должны  помочь  детям  понять  значимость  семьи,  воспитывать  у  детей  любовь  и  уважение  к  членам  семьи,  прививать  чувство  привязанности  к  семье  и  дому.

Аннотация:

представляет  собой  домик,  изготовленный  из  картонной  коробки,  к  ней – крыша,  оформлены  окна  и  дверь.  А  живет  в  этом  доме  семья.                                                                                Семья – деревянные  фигурки,  количество  которых  можно  варьировать  в  зависимости  от  ситуативной  необходимости (от  цели,  которую  мы  ставим  в  определенной  ситуации).

Пояснительная  записка:

-    Дидактическое  пособие  «Родительский  дом»  предназначено  для  детей  каждой  возрастной  группы  дошкольного  возраста. Дети  со  взрослыми  участвуют  в  сборе  материала:  анализируют,  сортируют  информацию;

- Данное  пособие  является  средством  развивающего  обучения,  предполагает  использование  современных  технологий:  технологии  коллективной  творческой  деятельности,  коммуникативных  технологий,  технологии  проектной  деятельности,  игровых  технологий;

-  Данное  пособие  является  средством  определения  уровня  развития  представлений  о  своей  семье  и  о  своем  доме,  в котором  живет  ребенок.

Цель:

Организация  образовательной  деятельности  с  детьми  дошкольного  возраста  (для  речевого  развития,  познавательной  активности  детей  и  организации  самостоятельной  деятельности).

Задачи:

Образовательные:

- Создать  педагогические  условия, направленные  на  формирование  у  детей  образа  семьи;

- Научить  соблюдать  определенные  правила  поведения  дома.

Развивающие:

- Развивать  диалогическую  речь,  вводить  в  активный  словарь  понятия:  «дом,  семья,  родные  и  близкие»;

-  Развивать  у  детей  понимание  того,  что  дети  должны  относиться  к  родным,  близким  людям,  знакомым,  педагогам с  уважением,  быть  всегда  вежливыми.  Обращать  внимание  на  то,  что  доброта  и  отзывчивость  всегда  вознаграждается.

Речевые:

- Способствовать  развитию  речи  детей,  пополнению  активного  и  пассивного  словаря  детей;

- Развивать  связную  речь.

Воспитательные:

- Воспитывать  у  детей  любовь  и  уважение  к  членам  семьи,  учить  проявлять  заботу  о  родных  людях;

- Воспитывать  любовь  к  родному  дому.

  Что значить для человека родительский дом?

  Что же такое родительский дом?  Каждый ответит по-разному,  но прежде всего, родительский дом – это, то место, которое вызывает чувство уюта, тепла, некой защиты и спокойствия. Это  место проживания одной семьи.

Для многих людей семья — это определение счастья. Это теплые объятия мамы, смех детей, совместные ужины и прогулки на свежем воздухе. Семья дает нам то, чего так не хватает в современном мире — чувство принадлежности и понимания. Семья формирует наши взгляды и ценности. Отношения внутри семьи становятся примером для наших будущих отношений в обществе.                                                                        Семья - это дом,
Где тепло и уют,
 
Где любят тебя,
И, конечно же, ждут.
C:\Users\User\Desktop\Пятница\IMG_2609.jpgC:\Users\User\Desktop\Пятница\IMG_2609.jpg

                     Дидактическое пособие «Родительский  дом» помогает решать основные задачи образовательной деятельности:

В области речевого развития

В области социально-коммуникативного развития

В  области познавательного развития

                                                       От 2 до 3 лет

Формирование словаря:

- развивать понимание речи и активизировать словарь; обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными  и формировать умение использовать данные слова в речи.

Грамматический строй речи:

 Формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.

 Связная речь:

- продолжать  у детей умение  понимать речь педагога, отвечать на вопросы; рассказывать об окружающем в 2- 4 предложения

- Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем  виде, одежде, о семье;

- формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи.

- развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых;

- расширять представление о населенном пункте, в котором живет ребенок;

        От 3 до 4 лет

- Формирование словаря: обогащение   и  активизация; 

Грамматический строй речи: продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в роде, числе падеже; употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, составлять предложения с однородными членами;

Связная речь: продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога.

- Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.

В сфере трудового воспитания: развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений)  и трудовые  навыки;

- приобщение детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание);

- Обогащать представления ребенка о себе, окружающих людях, эмоционально- положительное отношение к членам семьи, другим взрослым и сверстникам;

- конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный  опыт участия в праздниках;

От  4 до 5 лет

Развитие словаря:

- обогащение словаря: вводить  в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, трудовые действия;

- активизация словаря;

Грамматический строй речи:

-продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи, правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных;

Связная речь: продолжать совершенствовать диалогическую речь детей. Поддерживать стремление детей рассказывать о своих близких, наблюдениях, переживаниях. Развивать коммуникативно-речевые умения у детей (умение вступать, поддерживать и завершить общение).

-Развивать  эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание; доброе отношение ко всему живому;

-развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям;

- воспитывать доброжелательное отношение  ко взрослым и детям;

- воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками;

- формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;

- воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;

-вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;

- развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желание включаться в повседневные трудовые дела ДОО и семье;

- расширять представления о себе и своих возможностях в познавательной деятельности с родителями (законными представителями) и членами семьи; продолжать развивать представления детей о труде взрослого;

- развивать представления детей о своей малой родине, населенном пункте, в котором живут. Его достопримечательностях,  поддерживать  интерес к стране; знакомить с традициями и праздниками, принимать участие в подготовке к праздникам, эмоционально откликаться на участие в них;

От 5 до 6 лет.

Формирование  словаря:  обогащение словаря:  вводить  в словарь  детей существительные,     обозначающие профессии (каменщик,    тракторист,  швея); названия  техники (экскаватор, комбайн);  глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей;

- активизация словаря: закреплять у детей умение  правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Грамматический строй речи: совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать множественное  число существительных.

Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

Связная речь: совершенствовать диалогическую  и монологическую формы речи, правильно отвечать на вопросы педагога. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его, не отвлекаясь. Продолжать формировать у детей умение использовать разнообразные формы речевого этикета, употреблять их без напоминания; формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать головы,  смотреть в лицо собеседника, не вмешиваться в разговор взрослых.

- обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО;

- содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения  в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;

- поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласовании действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;

-формировать представления о профессиях и трудовых процессах;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

- формировать первичные представления о финансовой  грамотности;

- развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности,  расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной  со взрослыми  и сверстниками деятельности;

                                                              От 6 до 7 лет      

Формирование  словаря:

-  активизация словаря: совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу;

 Звуковая культура речи: 

- отрабатывать дикция: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией; развивать интонационную сторону речи (мелодику, ритм, тембр, силу голоса, темп).

Грамматический строй речи:                    закреплять умение согласовывать  существительные с числительными, существительные с прилагательными; совершенствовать умение детей использовать в речи сложные предложения разных видов.

Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать развивать коммуникативно-речевые умения. Продолжать учить детей самостоятельно, последовательно,  без повторов рассказывать о своей семье, социальном статусе каждого члена семьи и близких родственников.

- обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;

- воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах;

- развивать ценностное отношение к труду взрослых;

- формировать элементы финансовой грамотности, осознании материальных возможностей родителей (законных представителей); ограниченности материальных ресурсов;

- воспитывать ответственность, добросовестность, стремление  к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи;

- закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач;

- расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям страны, ее традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношения к ним;

- формировать представление детей о многообразии стран и народов мира;

C:\Users\User\Desktop\Пятница\IMG_2592.jpgC:\Users\User\Desktop\Пятница\IMG_2595.jpg

Многофункциональные дидактические пособия — это своеобразный «сборник» дидактических игр и игровых упражнений, имеющих развивающее, обучающее и воспитательное значение.

PS


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....