Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
статья по математике по теме

Ирина Сергеевна Бахаревa

Виды дидактических игр

 

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.

В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно – печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Работая углубленно над темой реферата «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», я поставила перед собой такие педагогические  задачи:  развивать  у  детей  память,  внимание,   мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Все выше перечисленные   задачи можно решить в ходе дидактических игр.
Все дидактические игры  по формированию математических представлений можно разделить на следующие  группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Рассмотрим как  используются эти группы игр в старшей группе.
 1. В этом возрасте детей учат считать в пределах 10 в прямом  и          обратном порядке, добиваясь от детей правильного  использования  как     количественных, так и порядковых числительных. Используют  сказочный  сюжет  и  дидактические игры, знакомят детей с образованием  всех  чисел  в  пределах  10,  путем сравнивания  равных  и  неравных  групп  предметов.  Сравнивая  две   группы предметов, располагают их то  на  нижней,  то  на  верхней  полоске  счетной линейки. Это  делают  для  того,  чтобы  у  детей  не  возникало  ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на  верхней  полосе, а меньшее на - нижней. Используя игры, учат  детей  преобразовывать  равенство  в  неравенство  и наоборот – неравенство в равенство. Играя в дидактические  игры: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку»,  «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10  и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как  «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь цифру», «Которой игрушки не стало?»  и  многие  другие    используют  на  занятиях  в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.   Игра «Считай не ошибись!»,  помогает  усвоению  порядка  следования  чисел натурального  ряда,  упражнения  в  прямом  и   обратном   счете.   В   игре используется мяч. Дети встают  полукругом.  Перед  началом  игры  говорят,  в каком порядке (прямом  или  обратном)  будут  считать.  Затем  бросают  мяч  и называют число.  Тот,  кто   поймал  мяч,  продолжает  считать  дальше,  игра проходит в  быстром  темпе,  задания  повторяются  многократно,  чтобы  дать возможность как можно большему  количеству  детей  принять  в  ней  участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на   занятиях и в свободное  время,  помогает  детям  усвоить  программный  материал.  Для подкрепления порядкового счета  помогают  таблицы,  со  сказочными  героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый?  Кто  идет второй  и т.д. .
      2. В предшествующих группах дошкольники знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), учились различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера. Новым для детей станет усвоение последовательности дней недели. Их знакомят с тем, что сутки имеют свои названия, что семь суток составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Для  того, чтобы  дети  лучше запоминали название дней недели, обозначим их кружочком  разного  цвета.
Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день.  Это сделали специально для того,  чтобы  дети  смогли  самостоятельно  сделать вывод, что последовательность дней  недели  неизменна.  Рассказываем  детям  о том, что в названии дней недели угадывается, какой  день  недели  по  счету: понедельник – первый день после  окончания  недели,  вторник-  второй  день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница    пятый.  После такой беседы  предлагаются игры с целью закрепления названий  дней  недели  и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя».  Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по  порядку,  даю  им  в  руки кружочки разного цвета, обозначающие  дни  недели.    Дети  выстраиваются  в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.  Например,  первый ребенок с желтым кружочком  в  руках,  обозначающий  первый  день  недели  – понедельник и т.д. Затем, усложняла игру тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели. Для усвоения названий и последовательности дней недели используются дидактические  игры «Назови скорее», «Наш день», «Когда это бывает», «Наоборот» и другие.
      3.     Пространственные представления  детей  постоянно  расширяются  и
закрепляются  в  процессе   всех   видов   деятельности.   Дети   овладевают пространственными представлениями: слева, справа,  вверху,  внизу,  впереди,
сзади,  далеко, близко.
      Новая задача -  обучить  детей  ориентироваться  в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое  место  по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань  так,  чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади    стул.  Сядь  так,  чтобы  впереди  тебя сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи дидактических игр и упражнений  дети овладевают умением определять словом положение того или  иного  предмета  по
отношению к  другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы    пирамида и т.д. В начале каждого занятия можно проводить  игровую  минутку:  любую  игрушку спрятать где-то в комнате,  а  дети  ее  должны найти с помощью заданий по изменению направления («Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага и поверни направо»), или воспитатель выбирает  ребенка  и прячет игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и  т.д.).  Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя  задания  по ориентировке на листе бумаги,  некоторые  дети  допускают  ошибки,  тогда нужно давать этим ребятам возможность самостоятельно найти  их  и  исправить  свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей,  чтобы  результат  был  лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного  героя.  Например,  игра
«Найди игрушку», - «Ночью, когда в группе никого не было» –  говорят  детям,  –« к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки.  Карлсон  любит  шутить, поэтому он спрятал  игрушки,  а  в  письме  написал  как  их  можно  найти.» Распечатывают конверт  читают:  “Надо  встать  перед  столом  воспитателя,   и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети  выполняют  задание,  находят игрушку.  Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е.  в письме были не описание местонахождения игрушки, а только  схема.  По  схеме дети  должны  определить,  где  находится   спрятанный предмет. Существует множество  игр,   упражнений,   способствующих  развитию   пространственных ориентировок у детей: «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось», «Найди похожую», «Художники», «Расскажи про свой узор» и многие  другие игры. Играя с детьми можно заметить, что они стали хорошо справляться  со  всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения  положения  предметов  на листе бумаги на столе.
 4. Для закрепления знаний о  форме  геометрических  фигур  с  целью повторения материала средней группы, предлагают детям  узнать  в  окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.  Например,  спрашивают:  Какую геометрическую         фигуру        напоминает       дно       тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)
      С целью закрепления знаний о геометрических  фигурах.  Проводят  игру
типа «Лото». Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на  каждого),  на  которых
они отыскивали фигуру,  подобную  той,  которую    демонстрировали.  Затем,
предлагают детям назвать и рассказать, что они нашли.  Опираясь  на  полученные ранее знания,  воспитатель знакомит детей с новым понятием  ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.  При  этом используются  имеющиеся  у  дошкольников   представления   о   квадрате.   В дальнейшем, для закрепления знаний, в  свободное  от  занятий  время,  детям предлагают  задания нарисовать на  бумаге  разные  четырехугольники,  нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать как они  называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.
      Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх: «Чудесный мешочек», «Кто больше увидит», «Найди такой же», «Посмотри вокруг» и т.д. 
      Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» предназначена  для закрепления  знаний  о  геометрических  фигурах,  с целью развития внимания и воображения у детей.
      Перед началом игры детей делят на две команды в соответствии с  уровнем
их умений и навыков. Командам дают задания разной сложности. Например:
а) Составление изображения предмета из  геометрических  фигур  (работа  по
готовому расчлененному образцу)
б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
в) Работа по собственному замыслу (просто человека)
 
      Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических  фигур.  Дети
самостоятельно договариваются  о  способах  выполнения  задания,  о  порядке
работы. Каждый играющий в команде  по  очереди  участвует  в  преобразовании
геометрической фигуры, добавляя свой элемент,  составляя  отдельный  элемент
предмета из нескольких фигур. В заключении  дети  анализируют  свои  фигуры,
находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
      К каждому занятию можно  изготовить  новую  интересную  таблицу.  А
некоторые таблицы используют несколько раз, но предлагают уже  более  сложные
задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:
- Назовите самый большой треугольник?
- Какого цвета самая маленькая фигура?
- Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.
      Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий  время,  только
геометрические фигуры были разложены на столе  или  на  полу.  Использование
дидактических игр на занятиях и в свободное время  способствует  закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Это поможет детям научиться осознанно выделять основные признаки и по ним определять геометрическую фигуру. 
      5. В дошкольном возрасте у детей  начинают  формироваться  элементы
логического  мышления,  т.е.  формируется  умение  рассуждать,  делать  свои
умозаключения.  Существует  множество  дидактических  игр  и  упражнений   ,
которые влияют на развитие творческих способностей  у  детей,  так  как  они
оказывают действие на воображение  и  способствуют  развитию  нестандартного мышления  у  детей.  Такие  игры  как  «Найди не стандартную фигуру»,   «Чем отличаются?»,  «Мельница», и другие. Они направлены  на
тренировку мышления при выполнении действий.
      С целью развития у  детей  мышления,    используют  различные  игры  и
упражнения.
      Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начинают  с  элементарных заданий  на  логическое  мышление    цепочки   закономерностей.   В   таких упражнениях идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  Детям предлагают продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент.
      Кроме  того предлагают  задания  такого  характера:  продолжить  цепочку,
чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькие
круги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять
такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагают выполнить  задания,  в которых  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину.
      В дальнейшем переходят на отвлеченные  предметы.  Детей  очень  увлекают игры типа: «Кого не хватает?». Предлагают детям представить, какой формы  могут быть космические существа. Затем показывают  плакат,  на  котором  изображены космические  “человечки”.  Дети  находят,  какого  “человечка”  не  хватает, анализируют и доказывают. Такие  игры  помогают  развивать  у  детей  умение мыслить   логически,   сравнивать   сопоставлять    и    высказывать    свои умозаключения.
      Особое место среди математических игр  занимают  игры  на  составление
плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур.  Детям  нравится составлять  изображение  по  образцу,  они  радуются  свои   результатам   и стремятся выполнять задания еще лучше.
      Для закрепления знаний, полученных на занятиях,   дают  детям  домашние
задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «Собери бусы», «Найди ошибку», «Какие цифры потерялись? », и т.п.
      Дети стараются выполнить свое задание правильно, не  допуская  ошибок,
чтобы получить за это веселое  солнышко,  а  не  хмурую  тучку  с  дождиком.
Родители тоже очень серьезно относятся  к  выполнению  домашнего  задания  с детьми.
      Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно  убедиться в том, что играя,  дети  лучше  усваивают  программный  материал,  правильно выполняют сложные задания.
      Применение дидактических игр  повышает  эффективность  педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти,  мышления  у  детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.  Обучая  маленьких детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы  радость  от  игр  перешла  в радость учения.
Учение должно быть радостным!
 

Руководство дидактическими играми

Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду». Поэтому и руководство воспитателя дидактической игрой прежде всего обусловлено требованиями программы. Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.

Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей не заметен, так как они учатся играя.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру – деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, формированию коллектива, живущего по законам «детского общества».

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения.

Руководство дидактическими играми включает:

а) отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;

б) проектирование самой игры  и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;

в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки.

При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры – одиночки могут быть очень интересными, но, используя их в не системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических игр как формы обучения и занятия.

Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности.  Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. У ребенка-дошкольника нет накопленных представлений, способов усвоения знаний, накоплений. Только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки, качества (назначение, форму, цвет, величину, количество). Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр.

Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. Наглядность в игре прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр  игры;  в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок и др.). Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядном действии, в движении. При объяснении игры, игровых действий и правил воспитатель наглядно, на примере показывает детям, особенно младшего возраста, как нужно выполнять, то или иное действие.

Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям  - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь воспитателя должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой; подробные и многословные объяснения недопустимы. Разрушают игру замечания, указания на ошибки, стремление воспитателя довести их до сознания детей, его желание «выправить» игру.

Дидактическая игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Воспитатель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей. Воспитатель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей. Воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Для развития интереса к дидактическим играм  у старших детей воспитатель включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказать игровые действия, а предлагает детям определить их самостоятельно.

Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Руководя играми, воспитатель  использует разнообразные средства воздействия на детей и сам выполняет разнообразные роли. То он является прямым участником игры и через роль, игровое действие, игровое правило незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу детей, сопереживает с детьми радость игры. Развитию игры чаще всего содействуют не прямые , а косвенные приемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющее игровое действие; шутка, оживляющая игру, неожиданные для детей сюрпризы, которые воспитатель вводит в игру и др. Иногда неправомерно усиливается занимательность игры, придается ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том, что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи». Игра должна быть интересной, умной, а не безумным развлечением.  При излишней развлекательности игра утрачивает способность быть формой обучения.

В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлеченностью детей.

Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливает моторно-двигательную деятельность. Контакт воспитателя с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимают разные места, а иногда «едут путешествовать» и покидают пределы группы.  

Держать игру в пределах предполагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описания, рассказов, реплик детей является условием развития игры.

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями, правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение, например отгадывание поставленных игрой загадок, выполнения поручений, игровых заданий.

Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи – познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов. Особую заботу воспитателя составляет создание «материального центра»: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.   

              

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые ...

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Организация и руководство дидактическими играми детей.

Раскрываются основные функции дидактической игры, структура и виды, методика и организация руководства дидактическими играми....

«Руководство дидактической игрой в дошкольном возрасте»

Консультация для педагогов«Руководство дидактической игрой в дошкольном возрасте»...

Руководство дидактическими играми в детском саду.

Руководство дидактическими играми  в  детском   саду.Одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста – дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность и...

Родительское собрание: «Руководство дидактическими играми»

Знакомство родителей с дидактическими играми....

ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР. ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИГРАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Доклад по дошкольной педагогике "Значение и виды музыкальных игр. Особенности руководства музыкальными играми дошкольников."...