Проект «Пальчиками играем – речь развиваем»
проект по развитию речи

Людмила Юрьевна Бакулина

проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchikami_igraem_-_rech_razvivaem.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Пальчиками играем – речь развиваем»

Пояснительная записка

Актуальность

   Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. 

   Вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

     Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

   Немаловажную роль в развитии мелкой моторики играют и родители детей.  Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди — родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.

        Актуальность данной темы заключается еще и в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

   Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

   Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

   Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

  Задачи:  

• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, развитие осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук);
• формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности;
• укрепление физического и психического здоровья детей.
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
• повышение уровня речевого развития детей;
• воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.).

     Гипотеза проекта: совместная деятельность педагогов и родителей по развитию мелкой моторики детей будет более эффективна, если реализуются следующие условия:

-     переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;

-     правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей;

-     создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной, согласованной работы между семьёй и ДОУ.

   Новизна проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

   По доминирующей в проекте деятельности: развивающий

   По предметно - содержательной области: интегративный /ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие»/

   По характеру координации: непосредственный

   По характеру контактов: с воспитанниками одной группы

   По продолжительности выполнения проекта: долгосрочный

   По составу участников: групповой

   Участники проекта

  • Дети второй младшей группы
  • Воспитатели группы
  • Музыкальный руководитель
  • Родители воспитанников

Деятельность участников проекта

Воспитатель:

Проведение пальчикового игротренинга;

Пополнение уголка по развитию мелкой моторики в группе.

Музыкальный руководитель:

Формирование восприятия музыки и умение согласовывать ее с движением.

Родители:

Закрепление пальчиковых игр с речевым сопровождением в домашних условиях.

Дети:

Заучивание, выполнение пальчикового игротренинга, дальнейшее самостоятельное выполнение пальчиковых игр по желанию.

Методы и формы работы, направленные  на  реализацию задач  проекта

  • занятия;
  • игры;
  • совместные мероприятия педагогов, детей и родителей;
  • практикум для родителей;

Ресурсное обеспечение проекта

Техническое: ноутбук, компьютер, магнитофон, музыкальный центр.

Кадровое: взаимодействие воспитателей группы, родителей и музыкального руководителя ДОУ.

Информационное: методическая и художественная литература, картотеки по пальчиковой гимнастики в группе, картинно-иллюстративный материал, мультимедийные презентации.

Партнеры: родители младшей  группы.

Предполагаемые результаты реализации проекта:  

Дети:

  • развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
  • формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
  • интеллектуальное развитие детей.
  • пополнение предметно-развивающей среды.

Родители: 

  •  станут единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики в работе с детьми;  
  • родители получат необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения игр с детьми дома. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Пальчиками играем речь развиваем"

Проект "Пальчиками играем речь развиваем"...

ПРОЕКТ "ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ- РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!"

Хочу представить вашему вниманию проект «Пальчиками играем – речь развиваем!»...

Отчёт по проекту «Пальчики играют- речь развивают»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. У большинства современных детей, отмечается как общее мо...

Проект "Пальчиками играем речь развиваем"

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский Я представляю вам свой творческий проект по теме «Пальчиками играем речь развиваем». Почему я выбрала именно эту ...

Отчёт о проекте "Пальчиками играем речь развиваем"

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский...

Проект "Пальчиками играем – речь развиваем!"

Развитие мелкой моторики кистей рук детей необходима для общего развития ребёнка...

Проект "Пальчиками играем - речь развиваем"

Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры....