Проект "Пальчиками играем - речь развиваем"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikami_igraem-_rech_razvivaem.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Баунтовского района - детский сад "Жемчужинка" общеразвивающего вида
с приоритетным направлением
здоровьесбережение
Логопедический проект:
"Пальчиками играем - речь развиваем"
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
Анциферова А.П.
с.Багдарин
2019г.
Паспорт проекта.
Вид проекта:
коррекционно - развивающий.
Продолжительность:
краткоосрочный (январь - апрель)
Участники проекта:
дети подготовительной групп, посещающих логопедическую группу, воспитатели.
Образовательная область:
познавательно - речевое развитие ребенка, физическое развитие ребенка.
Актуальность темы:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Цель проекта:
- Создать условия для развития мелкой моторики;
-Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.
Правила при работе по развитию мелкой моторики:
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у дошкольников.
2. Изучить влияние развития мелкой моторики на развитие речи.
3. Изучить особенности организации логопедической работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи.
4. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
5. Модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета.
6. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук.
7. Совершенствовать мышечный тонус пальцев рук.
8. Развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук.
9. Формировать элементарные специфические графические навыки.
10. Развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга.
11. Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
12. Подбор заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности.
13. Учёт индивидуальных особенностей ребенка, темпа его развития, возможностей, настроения.
14. Проведение работы регулярно, систематически.
15. Соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
16. Повышение у детей интереса к упражнениям и заданиям, превращение их в занимательную игру.
17. Забота о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Предполагаемый результат:
1. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
2. Развитие мелкой моторики, как способ, коррекции речи детей.
Продукт проектной деятельности:
1. Улучшение развития мелкой моторики детей, развитие графических навыков,
моторной ловкости и, как следствие, улучшение звукопроизношения.
2. Оформление папки пальчиковой гимнастики, гимнастики с массажным мячом,
мячом су – джок
Реализация проекта
I этап
- подготовительный (январь 1 ,2 недели)
1. Изучение:
-научно-методической литературы по теме проекта;
- понятий, касающихся темы проекта;
2. Подбор практического и теоретического материала
для развития общей и мелкой моторики : пальчиковые игры,
игры с масажным мячом, игры с су – джок мячом
3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
4. Создание предметно-развивающей среды в условиях логопедического кабинета;
II этап
– основной (январь - апрель).
Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности.
Содержание работы построено так же по 3 блокам педагогического процесса, с использованием комплексного подхода. Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах)
1 блок – непосредственная образовательная деятельность.
Включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). Взрослый здесь всегда инициатор.
2 блок – совместная деятельность логопеда с детьми.
Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, пальчиковые игры.).
Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.
3 блок – взаимодействие с родителями и воспитателями (консультации, информационные плакаты с рекомендациями по развитию мелкой моторики)
В логопедическом кабинете создана все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры. На логопедических занятиях предполагается
- использование на логопедических занятиях прищепок, пробок,массажных мячей, мячей су – джок, шнурков, счетных палочек
- использование биоэнергопластики,
- Логоритмические упражнения для координации речи и движения,
Развития общей двигательной моторики
- использование нетрадиционных форм (фасоль, скрепки, декоративные камушки) ;
- использование пальчиковой гимнастики, логоритмики, штриховка предметов, обведение трафаретов, графический диктант, рисование по контору, точкам, клеточкам.
III этап – заключительный (конец апреля)
1. Подведение итогов
2. Создание папки игр и упражнений по развитию мелкой моторики :
1) Пальчиковая гимнастика
2) Упражнения с массажным мячом
3) Упражнения с использованием су – джок мяча
Использованная литература :
1. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.
3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
4. Ермакова И. А. "Развиваем мелкую моторику у малышей";
5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры// О. А. Новиковская – М. АСТ, 2007.
6. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. : Популярная логопедия // Османова Г. А. – КАРО, 2008Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002.
7. Ю. А. Фадеева, Г. А. Пичугина, И. И. Жилина «Игры с прищепками : творим и говорим»
8. «Подумай, дорисуй» Папка дошкольника
9. Л. М. Граб «Развиваем графические навыки»
10. С. В. Бурдина «Развиваем графические навыки малыша» Ч. 1, 2
11. И. А. Подрезова «Развиваем графические навыки»
12. Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартриии»
13. Интернет-ресурсы
Период Формы работы Содержание деятельности
Январь Индивид.
Подгрупп.
Подбор необходимого оборудования
Игры на координацию движений рук.
Игры с произвольными простыми движениями по команде взрослого
Логоритмические упражнения.
Игры с воображаемыми предметами «Запомни-повтори», «Левая-правая»,
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек».
Игры с прищепками «Елочка»
Массаж рук массажным мячом
Игра «Выложи узор из камушков»
Штриховка рисунков и обведение
по контуру
(в зависимости от уровня развития мелкой моторики) использемое пособие : «Развиваем графические навыки малыша»
Пальчиковые игры
Работа на рабочих листах
Февраль
Индивид.
Подгрупп. Консультация для воспитателей группы.
Массаж рук массажными мячами
(приложение)
Графические упражнения «Дорожки», «Дождик», упр. «Обведи, раскрась».(для детей старшей группы)
«Развиваем графические навыки» Граб (для детей подготовительной группы)
Игры с декоративными камушками при автоматизации звуков
Игры с прищепками «Помоги ежику собрать иголки»
Пальчиковые игры из раздела «Животные» (Смотри приложение)
Выкладывание букв семенами фасоли и
декоративными камушками
Сматывание нитки в клубок.
Конструирование из счётных палочек пройденых букв
Самомассаж рук су – джок мячиками
Март Подгрупп.
Индивид.
Пальчиковые игры в соответствии с лексической темой
Выкладывание фигур из счетных палочек
Самомассаж пальцев с помощью су – джок мяча
Трафареты.
Массаж рук массажными мячами
Игра с прищепками «Солннышко» ,»Рыбка», «Тучка и дождь», «Ель»
Изготовление бус из разноцветных скрепок.
Магнитная мозаика.
Разработка памяток для родителей.
Работа с клеточкой. Построение рисунка по клеткам (В зависимости от уровня развития мелкой моторики)
Графические диктанты
(подготовительная группа)
Логоритмические упражнения по теме «Весна»: «Если снег повсюду тает» ,»Дятел» (Картушина А. Е.)
И т. д.
Развитие графических навыков
(Бурдина Часть 1, 2)
Апрель Подгрупп.
Индивид.
Развите мелкой
моторики пальцев и кистей рук при помощи пальчиковой гимнастики
(смотри приложение)
Биоэнергопластика
Игры с пальчиками на переключение : «Коза – заяц», «Стульчик», «Кулак – ладошка»,
«Ребро – кулак – ладонь»
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»: «Узнай букву» (подготовительная группа), «Узнай предмет «(старшая группа).
Игра «Выложи из палочек» (по образцу).
Самомассаж рук массажным мячом и мячом су – джок (образцы игр даны в приложении).
Игры «Покажи букву пальцами»
Графические диктанты (подготовительная группа)
Обведи и раскрась (заштрихуй) (старшая группа.
Игра на развитие логического мышления «Дорисуй фигуру».
(папка дошкольника «Подумай, дорисуй»
«Развитие графических навыков»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"
Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет
Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...
Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"
Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...