Познавательное развитие ФЦКМ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сулейманова Зуля Гаджиевна

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" ФЦКМ тема "Деревья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Приморского района Санкт - Петербурга

Конспект занятия специально организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие» ФЦКМ

в старшей группе ТНР

Тема: «Деревья.»

Цель: расширять представления детей о деревьях родного края

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить представления детей о знакомых деревьях: берёза, ель, сосна, тополь, рябина, клён.
  • продолжать учить детей классифицировать деревья по их видам: хвойные, лиственные, плодовые.
  • познакомить с такими деревьями как: кедр, пихта, лиственница, осина.

Развивающие:

  • расширять представления детей о деревьях родного края, их жизнедеятельности, значении для всего живого.
  • развивать умственные операции сравнения и обобщения.
  • развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, любознательность.
  • развивать связную речь детей через составление описательных рассказов о деревьях.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе родного края, желание оберегать её, охранять.

Материал и оборудование: Картинки деревьев, листья с деревьев. Слайды.

Предварительная работа: беседа объяснительно - иллюстративная

Используемые технологии: информационно- коммуникативные (ИКТ)

Ход деятельности

В. : Его весной и летом, мы видели одетым.

А осенью с бедняжки, упали все рубашки?

Д. : Дерево.

В. : Правильно, дерево. Но деревья бывают разные, они отличаются друг от друга стволом, листьями, цветами, плодами и так далее.

В. : Ребята, что общего вы видите на этих деревьях?

Детям показываются слайды с изображением деревьев: дуб, тополь, береза, липа, калина, рябина, ива.

Д. : Листья.

В. : Как можно назвать эти деревья одним словом?

Д. : Лиственные.

В. : Почему их так называют?

Д. : Потому что на этих деревьях есть листья.

В. : А какие деревья называют хвойными?

Д. : Деревья, на которых хвоя, иголки.

Показ слайдов: сосна, ель, можжевельник.

В. : Хвойные деревья имеют не только хвою, но и являются вечно зелёными в любое время года, потому как они не сбрасывают хвою осенью. Но есть еще разновидность деревьев, которые приносят плоды. Как называют их?

Д. : Плодовые.

В. : Правильно.

Показ слайдов плодовых деревьев.

В. : Так же многие деревья являются лекарственными. Соцветия липы от простуды, тополь - используют для лечения, его почки служат как успокаивающее и антимикробное средство. Берёза - используют почки и листья как мочегонное средство, малина – сухие плоды используют как противовоспалительное средство, смородина – используют листья и плоды для лечения ревматизма.

Показ слайдов.

В. : Ребята, я предлагаю вам немного размяться.

Физминутка «Деревцо».

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше (встать, потянуться на носочках).

Повторить 2 раза.

В. : Как вы думаете, дерево живое или нет?

Д. : Живое.

В. : Почему вы так думаете?

Д. : Потому что, как все живые существа, деревья питаются, спят, размножаются и дышат.

В. : А как размножаются и появляются новые деревья?

Ответы детей (семена, отростки от корней, люди сами сажают).

В. : Вы сказали «деревья дышат», с помощью чего деревья дышат?

Д. : Дышат листьями.

В. : Правильно, с помощью листьев. Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево? Предлагаю показать их на плакате. Плакат (слайд) с изображением всех частей дерева.

В. : Что это за часть?

Д. : Корни.

В. : Корни что делают?

Ответы детей (поглощают воду и питательные вещества из почвы, корни удерживают дерево).

В. : А что это за часть?

Д. : Ствол.

В. : Какую функцию выполняет ствол?

Ответы детей (по стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям).

В. : А для чего ветки дереву?

Ответы детей (по ним проходят питат. вещества к листьям, плодам).

В. : Что есть на ветках?

Д. : Есть листья, цветы, плоды.

В. : Как называется самая верхняя часть дерева?

Д. : Крона.

В. : Теперь я предлагаю вам поиграть в игру, я буду кидать мячик, и тот, кто его поймает, будет говорить мне какой лист на этом дереве.

Берёза - берёзовый.

Клён - кленовый.

Осина - осиновый.

Дуб – дубовый.

Рябина – рябиновый.

Ольха – ольховый.

Ива – ивовый.

Слива – сливовый.

Яблоня – яблоневый.

В. : Ребята, а какую роль в жизни человека несёт дерево?

Д. : Может укрыть от дождя, спрятаться в тени дерева летом, радуют красотой, дарами (плодами).

В. : Ребята, люди сажают в основном плодовые деревья, чтоб с них можно было собирать плоды. Но для природы важны все деревья. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В. : Для многих животных и насекомых, деревья служат домом, местом спасения и питанием.

Показ слайдов.

В. : Но самая первая и самая главная роль дерева в жизни всего живого, это то, что деревья являются «лёгкими» нашей Земли. Кто знает, почему?

Ответы детей.

В. : Деревья выделяют кислород, которым мы все с вами дышим. Без кислорода ни что живое жить не сможет. Поэтому, как вы думаете, важны деревья нам?

Д. : Да.

В. : Как мы можем помочь природе сделать воздух чище?

Д. : Сажать деревья, не ломать и не губить деревья. Сохранять природу вокруг нас, не загрязняя и не вредя ей.

В. : Ребята, деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора.

Технологическая карта по теме: «Праздник знанья, прилежанья и старанья»...

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие" (ФЦКМ) и "Художественно-эстетическое развитие" (Рисование) на тему: "Осенний пейзаж" в подготовительной к школе группе

Конспект знакомит с методикой проведения интегрированного занятия. Через ознакомление детей с картиной И.Левитана "Золотая осень" у детей формируется эстетически-нравственное отношение к при...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ФЦКМ + познавательно – исследовательская деятельность)

Формировать знания о людях, работающих в детском саду; уметь называть их по имени и отчеству. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Пополнить  и углубить знан...